Родительское собрание «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»
методическая разработка

Зарипова Ася Пикаливна

Цель: повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»

Цель: повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей

Задачи:

1. Вызвать у родителей интерес к детскому экспериментированию

2. Дать информацию о детской любознательности

3. Дать информацию по опытам в домашних условиях

4. Развивать познавательный интерес к окружающему, самостоятельность, активность, детей старшего дошкольного возраста

Повестка дня:

  1. Организационный момент
  2. «Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»
  3. Практическая часть

Ход собрания

  1. Организационный момент

Родители воспитанников рассаживаются, столы расславлены полукругом.

-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы детского экспериментирования в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение.

Огласить повестку дня.

  1. Основная часть

Что такое экспериментирование?

Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.

Цель экспериментальной деятельности:

Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Игровая и экспериментальная деятельность являются ведущим видом деятельности в развитии дошкольника. Само слово «эксперимент уже вызывает интерес. Вот именно поэтому мы и применяем в работе с детьми поисково - исследовательскую деятельность для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира.

Наши знания не укладываются в рамки понятия «занятие». Это игры, опыты, проводимые с детьми. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

В процессе игр – экспериментов у детей развивается:

• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

• внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

• речь (в процессе рассуждений, анализирования, выводов);

• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить фасоль от гороха – Даша предложит свою помощь.

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся, обмениваются опытом, знаниями, переживаниями с родителями и сверстниками, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.

Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.

И в этом должны помогать не только воспитатели, но и вы родители.

Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?

Во-первых, самому быть любопытным.

Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований : по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.

В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.

В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.

В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что - то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что - то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях? На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений!

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон

Какими бы ни были интересными рассказы взрослого, ребёнок быстро устаёт слушать и наблюдать. Во время экспериментирования у ребенка сохраняется высокий интерес к деятельности, возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры он учится ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы.

В процессе взросления ребенка, взрослый должен расширять границы возможного исследования ребенка, поддерживать его любознательность, развивать, поощрять интерес к окружающему миру и создавать все необходимые условия для формирования познавательной активности и потребности к самостоятельной исследовательской деятельности.

Поэтому один из эффективных методов развития детской любознательности-экспериментирование.

Сегодня я хочу вас познакомить с серией несложных опытов. Но прежде, чем мы с вами приступим к работе, вспомним о правилах безопасности.

1. Будьте предельно осторожны при проведении экспериментов, в которых используются лекарства или химические реактивы!

2. Не оставляйте детей наедине с ними!

3. Следите, чтобы результаты химических экспериментов не оказались плачевными.

  1. Практическая часть

А сейчас мы вам покажем некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься. А начну я с народной мудрости – «Лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать».

Прежде чем мы с вами приступим к проведению опытов, давайте с вами немного добавим улыбок на наши лица.

Игра на раскрепощение «Имя – Движение»

Участники встают в круг. Начинает игру ведущий, он говорит: «Меня зовут Маша, и я умею делать вот так (показывает какое – то оригинальное движение). Второй участник повторяет имя и движение первого: «Её зовут Маша, и она умеет делать вот так…, а меня зовут Игорь, и я умею делать вот так (показывает своё движение). Третий участник повторяет имена и движения двух предыдущих и добавляет своё, и так до тех пор, пока последний участник не назовёт своё имя и не прибавит к нему движение.

Опыт с водой

Опыт «Куда делись чернила»

Налейте в стакан воды добавьте немного любой краски.

Какая стала вода? Бросьте таблетку активированного угля. Что произошло? Как вы думаете почему? Активированный уголь очистил воду.

Вывод. У многих из вас дома есть фильтры для очищения воды, вот так же они очищают воду от вредных веществ.

Опыт с магнитом

Опыт «Как достать скрепку не намочив рук?»

Налейте в тарелку немного воды, опустите в нее скрепку. А теперь подумайте, как можно достать скрепку не намочив рук. В итоге опыта скрепка достается магнитом.

Вывод: магнит имеет свойства притягивать металлические предметы.

Опыт с крахмалом

Опыт «Неньютоновская жидкость»

Мы приготовим неньютоновскую жидкость. Неньютоновская жидкость – это жидкость, которая ведет себя не по правилам! Для этого опыта нам понадобится крахмал, вода и емкость для приготовления. Для этого мы смешиваем крахмал и воду руками до получения однородной массы. Обратите внимание на то, что размешивать в начале будет нелегко. Она должна получить консистенцию как теста для блинов. Все! Неньютоновская жидкость готова - можно играть! Какого она цвета? Запаха? Что вы ощущаете, когда опускаете в нее руки? Какая она на ощупь? Вам приятно к ней прикасаться?

Она пластична, двигается как живая! энергично катаем комок - жидкость становится твердой; на долю секунды расслабили пальцы - жидкость тут же растекается! При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью. То есть, при течении её вязкость зависит от градиента скорости.

Вывод: Если на эту жидкость с силой воздействовать, то она приобретает свойства твердого вещества. По этой жидкости можно даже бегать, но если замедлить действие, то человек сразу же погружается в жидкость.

Также мы предлагаем, вам, посмотреть видео, на котором дети экспериментируют с водой и бумагой. Где отчетливо видно, что экспериментирование детям очень нравится, вызывает бурю эмоций.

Опыт с воздухом и водой

Опыт «Вода с горкой»

Оборудование: стакан, вода и монеты. Наливаем в стакан прохладную воду до краёв. Затем аккуратно опускаем по одной монетке в воду. Результат: вода в стакане поднялась над поверхностью, но не вылилась на стол, а поднялась горкой, своеобразной водяной линзой, над краями стакана.

Вывод: «виновато» поверхностное натяжение воды. Эта сила возникает на границе воды и воздуха.

  1. Заключение

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с вами и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Своё выступление хочется закончить китайским изречением: «То, что я услышал, я забыл. То, что я делал, я знаю!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме « Исследовательская и экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития познавательной активности»

Обобщение опыта работы по исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект родительского собрания «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома»

Цель:повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детейЗадачи:1. ...

Проект "Опытно -экспериментальная деятельность в детском саду и дома"

Это актуальная проблема в наше время. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, а соответственно - быстрее и полноценнее развиваются вс...

Конспект родительского собрания "Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду"

Здравствуйте! К вашему вниманию, хочу представить конспект родительского собрания в младшей группе на тему "опытно - экспериментальная деятельность в детском саду". ...

«Опытно – экспериментальная деятельность в детском саду и дома как средство развития познавательной активности»

Повысить уровень знаний родителей о экспериментально – исследовательской деятельности в детском саду и в домашних условиях, как средства развития познавательной активности у детей...