Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»
проект (подготовительная группа)

Сэротэтто Мария Олеговна

Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – всё это в дошкольном возрасте возможно сформировать через сюжетно-ролевые игры.

В чем особенность сюжетно-ролевой игры?

Как говорил С. Я. Рубинштейн «Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.»

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.

  •  в сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто», «по-нарошку».
  •   в сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.).
  •  наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.

Цель проекта: сформировать основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (один месяц)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный – Первая неделя

  • изучение литературы, интернет-ресурсов.
  • подбор сюжетно-ролевых игр для детей по выбранной тематике.
  • Обогащение и дополнение развивающей среды по теме, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр.
  • Подготовка консультации для родителей по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Чтение художественной литературы (например: чтение произведения В.Маяковского «Кем быть»?», сказка «Петушок и два мышонка» (раскрытие понятий «труд» и «лень»), сказка «Как мужик корову продавал»), просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной викторины «Путешествие по стране Экономика».

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях (пример: родитель с ребёнком в магазине игрушек. И ребенок просит у мамы купить дорогую игрушку, но родитель в данный момент не может себе позволить купить эту игрушку по финансовой возможности именно на тот момент.).

И именно через разбор сюжетно-ролевых игр ребенок может понять ту или иную ситуацию.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. Игровая форма, которая имеет интересный и познавательный сюжет, знакомит детей со сложными финансовыми понятиями в более лёгкой и доступной форме. Педагог дает им не только знания, но правильные навыки обращения с личными финансами (например: ребенку подарили деньги на день рождения – можно объяснить ему, что их можно потратить не только на одни сладости, но можно и потратить их на одежду или на игрушку, о которой давно мечтал, или положить в копилку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Кафе» в сборнике научных статей И 66

laquo;Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и науч. ред. В.А. Адольф. – Красноярск: Сибирский федеральный униве...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Образовательная практика Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, определяет финанс...

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры»

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями – в...