Мастер – класс «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Сундеева Наталья Александровна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

 «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»

Выполнила: Сундеева Н.А.

2023г.

Теоретическая часть

В последнее время в нашей стране мы всё чаще говорим о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Наша жизнь за последние годы существенно изменилась: изменилась жизненная позиция людей, изменились взгляды на происходящие вокруг нас события, изменились ценности. Тем не менее, надо отдать должное дошкольным учреждениям, здесь как раз никаких серьёзных изменений не произошло: мы всеми силами пытаемся воспитать из детей достойных граждан нашей страны; воспитываем в них любовь и уважение к своим близким, родным; учим с почтением относится к старшему поколению; воспитываем любовь к Родине, знакомим с народными традициями. Краеведение лучше других отраслей способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей.

  Любовь к родному краю, знание его истории - вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
   Краеведение учит детей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
                                                                                                     Д.С. Лихачёв

 Краеведческое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание устойчивого интереса к родному краю, познавательной активности, воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь к родному краю, оно вызывает потребность ребёнка, желание узнать, как можно больше нового о своей малой Родине.

Главной целью дошкольного краеведения является - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

 В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

  • обогащать знания детей о родном крае, городе;
  • воспитывать чувство любви и уважения к людям родного края;
  • учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
  • воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей;
  • воспитывать бережное отношение к природе родного края;
  • формировать знания о народных традициях.

    Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица большого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

   В последние годы дети испытывают дефицит общения с взрослыми, поэтому много внимания необходимо уделять беседам и разговорам с детьми, во время которых воспитатель, не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такая работа имеет и для развития связной речи; разговор со взрослым учит ребенка рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями.

     Знакомство с родным краем начинается с бесед о городе, рассматривании иллюстраций, показе презентаций; заучивании стихотворений, потешек, считалок, загадок.

    Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольном возраста занимает игра. Через неё ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиска самостоятельного решения. Игры способствуют формированию знаний об истории города, развитию памяти, основ логического мышления. Именно в игре приобретенные детьми знания получают практическое применение, обобщаются, воплощаются в игровых действиях, и самое главное – усваиваются ребенком, становятся его собственными знаниями, повышающими его личностную компетенцию.

    При использовании игр следует придерживаться определенных принципов:

  • опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  • следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
  • поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  • постепенно усложнять задачу и игровые действия;
  • конкретно и четко объяснять правила игры.

    Практическая часть

Сегодня я хочу провести с вами игру «Знатоки родного края». В неё включена подборка дидактических игр краеведческой направленности, которые помогут детям дошкольного возраста расширить знания о родном городе, его достопримечательностях, природе родного края, народно-прикладном творчестве. Они также развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры, способствуют интеллектуальному развитию воспитанников, решению обучающих задач и закреплению пройденного материала.

Правила игры:

    Игра состоит из 5 туров. У каждой команды на столах таблички с цифрами 1,2 и 3 с помощью которых даётся ответ.  Каждый тур начинается с задания, за быстроту выполнения которого команда может заработать звезду. После 3 тура, команда, набравшая большее количество звёзд, может поменять одну из них на содержимое коробок. В случае отказа, это право получает команда соперников. В последнем 5 туре звезды могут заменить ответы на задания. В игре побеждает команда, набравшая большее количество баллов. В случае ничьей звёзды также повлияют на исход игры.

   Рефлексия проводится листочками  берёзы: если игра понравилась и участники готовы применять её в своей практике, зелёные листья располагаются на веточках, если – нет, желтые листочки располагаются на земле под берёзкой, промежуточный вариант – листочки парят, не достигли земли.

Начало игры:

1 тур «Население родного края»

Специалисты посчитали, что в Красноярском крае проживают люди 150 национальностей. Самым многочисленным народом являются русские – около 2382000 человек (93,6%). Кто на ваш взгляд занимает 2 место?

Ответ: Татары (19, 4 тыс.), затем таджики (13 тыс.) и украинцы (11,6 тыс.).

  • Задания на столах

Д/и «Расскажи о народе»

 

2 тур «Хозяйственная деятельность»

Продолжая тему населения КК надо отметить, что в настоящее время  в нашем регионе проживают и представители коренных малочисленных народов Севера, это долгане, эвенки, ненцы, кеты, селькупы, нганасаны, энцы, чулымцы, основными видами хозяйственной деятельности которых по прежнему остаются оленеводство, охота, рыболовство.

О какой деятельности идёт речь в загадке?

Дядя Хлыст и тётя Нить простачков пошли ловить,

Одурачить простачков пригласили червячков.

Ответ: рыбалка

  • Задания на столах

Д/и «Рыбалка»

Капитаны команд ловят рыбу (удочки с магнитом), команда её называет.

3 тур «Родной город»

Откуда произошло название города «Шарыпово»?

Варианты:  1). По фамилии самого богатого жителя рабочего посёлка.

                    2). По фамилии самой многочисленной семьи.

                    3). Произошло от хакасского слова (слов), есть разные версии

                          переводов. Точного никто не знает.

Существует несколько версий.

  1. По одной из версий считается, что само появление названия у данного населенного пункта обязано происхождением – тюркского имени Шарап (или Шарып) в значении – "благородный".
  2. Происходит от хакаского слова "шарып" ("шарывтур") в его значении – "светящийся", "светлый". Можно перевести с хакаского название Шарыпово и по-другому в значении – "земляная изба", так как с хакаского языка "шар" ("шер") – "земля", а "ип" ("иб") – "изба" или "дом".
  3. По наиболее распространенной версии связано с фамилией первопоселенцев на этих землях носивших фамилию Шарыповы во второй половине XVIII века. Связывается славянское происхождение фамилии Шарыповы со значением слова "шарып" – "глазастый", "пучеглазый".
  4. В википедии:

В 1806 году в деревне Шарыповой записано шесть крестьянских семей, видимо, первых жителей этой деревни, в которых следующие главы семейств:

1.Иван Никифоров Шарыпов 80 л.

2.Михайло Алексеев Дранишников, вдов, 80

3.Иван Алексеев Попов 43

4.Семен Козмин Похабов, вдов, 70

5.Спиридон Михайлов Владимиров 37

6.Иван Петров Анашкин 39

Всего в шести семьях по деревне Шарыповой учтено 63 души обоего пола, из них 29 душ мужского и 34 души женского пола. Самая многочисленная семья крестьянина Ивана Никифорова Шарыпова. В ней 14 душ мужского пола и 10 душ женского пола, а всего 24 души обоего пола. По нормам того времени, вновь основанная деревня получала свое название по фамилии одного из первых русских жителей, в данном случае это был Иван Шарыпов.

  • Задание нат столах:  

Д/и «Лабиринты» или «Гости города»

«Гости города» должны пройти лабиринт и выйти на достопримечательность города Шарыпово, затем в 3-4 предложения рассказать о местной достопримечательности.

Рассказ можно построить, отвечая на вопросы: Как называется? Где расположено? Что из себя представляет? Какой интересный объект(ы) находятся рядом? и т.д.

IV тур «Животный мир Красноярского края»

Кто из представленных животных не водится в Красноярском крае: ирбис, сельдяной кит или козерог?

Ответ: все водятся

  • Задание на столах

Д/и «Чьи следы?»

Правильность ответа проверяется с помощью фонарика.

V тур «Музыкальный»

На мой взгляд под цифрой 1 расположена лютня, под цифрой 2 – домбра, под цифрой 3 – домра. А вы как считаете, что перепутано?

Ответ:

  • Задание на столах

Д/и «Песни о неофициальных символах России и    народных промыслах» или «Обгонялки».

За неспетую песню можно отдать звезду и продолжить игру.

На этом игра окончена, осталось подвести итоги.

Рефлексия: «Берёзка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

Мастер - класс Использование нетрадиционного игрового оборудования в изучении бурятского языка с детьми дошкольного возраста " Сюрпризные коробки"

Актуальность: материалы данного мастер – класса  могут использоваться  педагогами дошкольного образования для работы по изучению бурятского языка.Цель: повысить уровень профессионально...

Консультация для родителей «Использование дидактических игр краеведческого содержания в работе с детьми дошкольного возраста»

В последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше...

Мастер-класс. «Использование конструктора Morphun «ПРОектирование - Радуга» в образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста».

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев».В. А. СухомлинскийЦель: повышение профессионального мастерства педагогов по использованию конструктора Morphun ...

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...