Проект: "Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова"
проект

Алхасова Милана Зауровна

Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_milany_z.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова»

Паспорт проекта

Название проекта: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей подготовительной к школе группы».

Участники проектавоспитатели, дети и родители подготовительной группы.

Тип проекта: по методу: информационно – практико – ориентированный;

по содержанию: групповой;

по времени проведения: краткосрочный

Сроки действия проекта: с октября по январь.

Актуальность:

Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы.

К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Проблема:

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим«Книга — это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Цель проекта: формирование социально – нравственных качеств через художественное слово и сказки.

Задачи проекта:

1. Заложить основы социально – нравственной личности с активной жизненной позицией.

2. Формировать навыки восприятия художественного произведения.

3. Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе, к сказкам, к художественному слову.

4. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.

5. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.

Методы изучения:

Теоретические

1. Анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме.

2. Изучение и анализ педагогического опыта по направлению работы.

3. Обобщение справочного материала по данной проблеме.

4. Наблюдения за поведением детей в свободной игровой деятельности.

Практические

1. Подборка детской художественной литературы.

2. Моделирование непосредственной образовательной деятельности.

Формы работы:

• Информационно - аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме, педагогического опыта по направлению работы).

• Коллективные (чтение художественной литературынепосредственная образовательная деятельность).

• Индивидуальные (тематические консультации, беседы с родителями с целью обмена мнениями).

• Наглядно-информационные (фотографии, выставки детских работ).

Методы, применяемые в ходе реализации проекта:

1. Объяснительно – иллюстративный (предлагается иллюстрация, которую дети рассматривают, анализируют);

2. Исследовательско – поисковый (обучение поиску самостоятельного решения творческих замыслов, решения ситуаций);

3. Игровой (набор игр, развивающих социально – нравственную и коммуникативную деятельность;

4. Групповая дискуссия повышает уровень доверия и сплачивает воспитанников, помогает увидеть свое сходство с другими, понять себя и получить позитивную обратную связь;

5. Сказкотерапия, на сказках апробируются приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Предметно – пространственная развивающая среда:

• Подборка детских книг с рассказами по содержанию нравственных ценностей;

• Иллюстрационный материал «Уроки доброты»;

• Книжки – раскраски «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

• Принадлежности для рисования;

• Магнитная доска;

• Настольно – печатные и дидактические игры социально – нравственного содержания;

• Магнитофон;

• Кассеты и диски

План реализации проекта

Этапы Содержание работы

Констатирующий (подготовительный)

1. Подборка детской художественной литература по содержанию нравственных ценностей.

2. Подборка разнообразных методов и приемов работы над сказкой.

3. Подборка игр социально – нравственного содержания.

4. Составление вопросов и заданий для формирования нравственных качеств дошкольников.

5. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.

6. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок.

Работа с родителями:

1.Выставка работ родителей и детей на тему "Книжки-малышки" на нравственное воспитание.

2. Памятка для  родителей на тему:  "Нравственное воспитание детей в семье".

3.Консультация  для родителей : "Воспитание самостоятельности и ответственности".

4.Квн с участием родителей и детей на тему "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста".

5. Родительское собрание в нетрадиционной форме на тему: "Детская дружба".

Формирующий (основной)

1. Чтение и обсуждение детской художественной литературы в детском саду и дома.

2. Инсценировка художественных произведений.

3. Беседы по прочитанным литературным произведениям.

4. Организация для родителей консультаций.

5. Просмотр спектаклей, сказок, кукольных представлений.

6. Ремонт книг в группе и помощь малышам в ремонте книжек.

Заключительный (контрольный)

1. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.

2. Изучение влияния художественной литературы на эмоциональный опыт дошкольников.

4. Изучение роли игры по сюжету сказки в формировании социальных эмоций детей 6-7 лет.

5. Презентация «Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»

6. Распространение опыта работы по реализации проекта на районном методическом объединении.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта:

• У детей будет сформирован интерес к книгам, направленный на общее и речевое развитие дошкольников.

• Из сказок дети почерпнут уроки морали, нравственности и идейности.

• Нравственные убеждения, взгляды, привычки будут тесно связаны с чувствами ребенка.

• Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи.

• Передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния.

• Устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.

• Войти в мир общения, найти свое место в коллективе сверстников, обрести друзей и самим научится быть добрыми и отзывчивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-эстетическое воспитание детей посредством художественного слова"

В данной статье говорится о воздействии художественной литературы на личностно-эмоциональную сферу ребенка,её отражении в творческой продуктивной деятельности детей. Приводится тематика художественных...

«Нравственное воспитание детей посредством художественного слова»

  Нравственное  воспитание является одной из важнейших задач становления и формирования культурной, разносторонней личности. И, именно сегодня оно актуально, как никогда....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова в соответствии с ФГОС ДО

Представленный материал показывает какими методами и формами решались задачи в поставленной перед нами цели.Тема определилась самой жизненной ситуацией;отчуждение от родной литературы и культуры,паден...

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова (на материале произведений М.П. Шевченко)»

Данная работа поможет воспитателям познакомить детей с удивительными рассказами нашего земляка, почётного гражданина города Россоши - Михаила Петровича Шевченко....

«Развитие связной речи дошкольников посредством художественного слова на материале произведений К.Д. Ушинского»

К.Д. Ушинский - русский педагог, основоположник русской классической школы, замечательный детский писатель. Его произведения жизненны, поучительны, интересны. Почитайте детям детские рассказы К.Д. Уши...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития высших нравственно - патриотических чувств у ребенка. Он растет и развивается в гармонии с окружающим миром, ему необходимы...

Методические рекомендации к проекту: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания детей очевидна, так как  в настоящее время  материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о до...