Реализация задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
методическая разработка

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_zadach_proforientatsionnoy_raboty.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация задач профориентационной работы

с детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода:

- младший дошкольный возраст (3-4 года);

- средний дошкольный возраст (4-5 лет);

- старший дошкольный возраст (5-7 лет и 6-7 лет).

Основные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Задачи работы:

  • формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
  • учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
  • обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
  • развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Задачи работы:

  • формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
  • учить сравнивать профессии;
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
  • знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

  • расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
  • расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
  • формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

  • ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер экономики;
  • различает профессии по существенным признакам;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
  • объясняет роль труда в благополучии человека;
  • имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  • эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
  • демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками.

Литература

Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 304 с.

Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999. – 344 с.

Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л. В.  Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ

Выбор профессии не может быть процессом стихийным, зависимым от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирая профессию отвечали и соотносились с потребностями общества....

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста

Мастер - класс по теме: "Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста"...

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

laquo;Ознакомление детей с профессиями и трудом взрослых»...

«Оказание психологической помощи в процессе реализации воспитательных задач в работе с детьми дошкольного возраста». Методическое пособие

В пособии представлены формы работы по психолого-педагогическому сопровождению, профилактической и коррекционно-развивающей работы.  Предложенный практический материал может оказаться полезным пр...

Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста

Проект по профориентационной направленности в детском саду«Из песочницы - в аграрии»....

«Ранняя профориентация и задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста» Доклад на педсовете, из опыта работы.

Цель ранней профориентации: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Задачи:обогащать предста...