Статья на тему "Возникновение и развитие игры в раннем детстве"
статья

Мурка Елена Николаевна

В статье рассматривается особенности зарождения игры в раннем возрасте. Данная тема актуальна, так как в процессе игры ребёнок адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozniknovenie_i_razvitie_igry_v_rannem_detstve.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

Е.В. Земскова, Е.Н. Мурка, О.В. Пачина

МАДОУ д/с «Юбилейный»

г. Балашов, Саратовская область, Россия

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИГРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Аннотация: в статье рассматривается особенности зарождения игры в раннем возрасте. Данная тема актуальна, так как в процессе игры ребёнок адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Ключевые слова: ребёнок, родители, предметная игра, сюжетно-ролевая игра.

Психологи и педагоги называют дошкольный возраст возрастом игры и это действительно так. В возрасте от 3 лет основным занятием детей становятся разнообразные игры, а поведение игрового типа наблюдается в ещё более младшем возрасте. Но не всегда все, что мы привыкли называть игрой малыша, является на самом деле игрой.

Когда в семье ждут рождения ребёнка, в доме появляются погремушки, кубики, мячи – словом, те предметы, которые взрослые называют игрушками. И когда мы даем младенцу игрушки, думая, что его поведение – игра, это не совсем так, так как игровые и неигровые предметы одинаково для него привлекательны.

В первые месяцы жизни объектами такой младенческой игры служат не только доступные предметы, но и части собственного тела. Ребёнок может подолгу перебирать собственные пальчики,  тянуться к ножкам, схватывать и разглядывать их. Но эта новая деятельность малыша ещё не игра, а исследование окружающего мира. Вопреки представлениям взрослых ребёнок не разделяет игрушки и не игрушки. Поэтому одна из главных задач родителей - не ограничивать опыт ребёнка только игрушками, а предоставлять возможность  исследовать как можно больше разнообразных предметов.

Освоение предметного мира – тяжёлый труд для детей и постоянная проба на прочность терпения и выдержки родителей. Исследовательское поведение есть показатель правильного развития ребёнка. Надо предоставить малышу наибольшие возможности для изучения мира «взрослых» предметов. Постараться устроить жизнь ребёнка, чтобы,  развивая свои умения, он не подвергал себя опасности и не слишком нарушал семейный уклад. Родителям важно научится контролировать свои эмоции, так как если родитель будет одинаково реагировать на порванную книгу, громкие звуки издаваемые малышом  или, не слушая запрета всё - таки упадёт с дивана и ударится – ребёнок не сможет усвоить запретное. Поэтому необходимо менять взгляд, интонации, чтобы ребёнок чётко понимал, когда вы действительно сердитесь. Малыши очень чувствительны к эмоциональному состоянию близких, поэтому, если родитель покажет что не на шутку огорчён испорченной книгой это запомниться лучше, чем словесные разъяснения.

По существу, почти все, что окружает ребёнка, запретно, но если слишком часто говорить «нельзя», родители сами того не желая, препятствуют полноценному развитию своих детей, задерживая тем самым возникновение игры.

Чтобы избежать таких нежелательных последствий и, не препятствуя при этом развитию предметных действий, необходимо продумать, что можно разрешить ребёнку, а что нет. Тогда ребёнок постепенно овладеет самыми разнообразными предметными действиями и одновременно с этим научится предвидеть социальные последствия своих действий, положительную или отрицательную оценку взрослых. Игра помогает формированию у детей новых психических качеств и постепенно превращается в центральную деятельность, которая способствует полноценному развитию ребёнка. [1, с. 15]

Особенностью предметных игр является, то, что в них ещё нет символизации, ребёнок выделяет действие и производит его в разных предметных условиях. В предметной игре усваиваются значение предметов, возникает обобщение и отделение действий от предметов. Когда малыш вместо отсутствующего предмета производит лишь схему движения пользуясь собственными ручками, это очень важный симптом развития игры. Действие само по себе становится объектом изучения и осознания.

Предметная игра помогает сознанию детей решить ещё одну важную задачу – способность осознания своих действий и действий взрослого, взрослый и его действия начинают осознаваться ребёнком раздельно, появляется осознание своего «я», происходит усиление потребности активно действовать в предметном мире и при этом действовать так, как действуют в нем взрослые. Но реализоваться в полном объёме новые потребности и психологические качества ребёнка не могут, так как в раннем возрасте  малыш хочет управлять настоящим автомобилем, писать книжки. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребёнка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни. Деятельность ребёнка перестраивается, возникает ее новая форма – сюжетно-ролевая игра. Ребёнок уже хочет действовать не только в окружающем его мире, но и в более широком мире реальных взрослых предметов и отношений. Но если ребёнку мало читают, мало показывают, его игры ограничиваются бытовыми сюжетами, в игре производится то, что ребёнок когда-либо наблюдал.

Ошибочно думать, будто игра – это только способ занять детей. Игра позволяет многому обучиться, немало узнать о самом себе, о жизни. Игра дает возможность научиться тому, как надо учиться.  Причины, которые побуждают ребёнка играть, - это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. А одна из основных обязанностей родителей  заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность детей. Участвуя в играх  вместе с ребёнком, мы укрепляем в нем уверенность, что любим и заботимся о нем. [2,c.90]

Список использованной литературы:

1. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно. – М.: Педагогика, 1981.- 144с.

2. Фромм А. Азбука для родителей: Пер. И. Константинов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 349с.

© Е.В. Земскова, Е.Н. Мурка, О.В. Пачина, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в развитии ребенка период раннего детства.

     Во все времена, во всех культурах роль папы в охране здоровья и развитии ребенка в воспитании малыша раннего возраста оценивалась в лучшем случае как второстепенная. Мужчина...

Развитие речи в раннем детстве

Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ...

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.

Нужно научиться любить своих детей такими, какими их создал Творец. А нам предстоит научить ребенка всему тому, что понадобится ему в жизни. Мы должны помочь ему раскрыть свои таланты и дарования.Каки...

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Аннотация. Статья посвящена развитию восприятия в раннем детстве. В статье уделяется внимание исследованию проблемы восприятия в трудах отечественных и зарубежных ученых, рассмотрению экспериментально...

Памятка "Нормативные показатели развития ребенка в раннем детстве".

Представлены параметры возрастного развития ребенка от 16 до 36 месяцев, по основным линиям развития: социальное, навыки самообслуживания, речевое, общей и мелкой моторики, познавательное....

Статья на тему : " Роль развития памяти в дошкольном детстве"

В данной статье говорится о  роли развития памяти, как важнейшем виде умственной деятельности....

Консультация для воспитателей «Становление игры в раннем детстве»

Период 1-3 года – это период охватывает совсем небольшой временной интервал, однако какие важные изменения происходят с малышом за эти два года. За это короткое время дети овладевают элементарны...