Статья:"Особенности личности одаренного ребенка"
статья (средняя группа)

Гальцова Маргарита Александровна

Главной цель- обучения и воспитания является создание условий для раскрытия и развития детских способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл раскрытие детских способностей17.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Особенности личности одаренного ребенка

                                                                                                                  Гальцова М.А - воспитатель

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Они нередко отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей. Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому в дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности.

Методы выявления одаренных детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга; кара одаренности (Савенкова А.И (использовала в работе)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Одаренность определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

                                    Признаки, отличающие одаренного ребенка.

  1. Начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше сверстников. Быстрее овладевает навыками самообслуживания.
  2. Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задает множество вопросов.
  3. Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.
  4. Имеет большой словарный запас, демонстрирует понимание тонкостей языка.
  5. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и подробнее.
  6. Понимает сложные идеи, видит общее в предметах. Демонстрирует абстрактное мышление.
  7. Склонен к серьезным размышлениям о жизни, других глобальных проблемах.
  8. Легко отгадывает загадки и может придумывать свои.
  9. Начинает считать и читать до поступления в школу, иногда самостоятельно.
  10.  Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству.
  11.  Понимает чувства других людей, верит в честность, правду.
  12.  Не выносит глупости.
  13.  Ищет необычные способы выполнения обычных дел: по-своему застилает кровать, убирает комнату.
  14.  Проявляет способности к искусству (музыкальному, художественному), лингвистические способности.

          Работа с родителями ребенка с признаками одаренности.

По мере развития одаренного ребенка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие…У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше.

Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одаренности:

  1. Знать внешние проявления одаренности (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлеченность какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережет от возможности ошибочной идентификации одаренности, т.н. «ложной одаренности» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одаренности, односторонняя (компенсаторная) одаренность).
  2. Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребенком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развертывания новых сюжетов.
  3. Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т.п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребенка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребенком (чтении, математике, рисовании), привлекая свои методические знания.
  4. Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одаренности:

- создавать условия творческого развития ребенка (например, в кружковой деятельности)

- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения), продукты самовыражения ребенка, а стремление к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)

- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребенка

Таким образом: Важно понимать родителям и педагогам, ребенок, он так и остается ребенком, его развитие соответствует возрасту, он учится общаться со сверстниками, контролировать свои эмоции и понимать других людей. Поэтому крайне важна просветительская работа с родителями одаренных детей дошкольного возраста (беседы, консультации, тренинги, деловые игры и т.д.) помогающая им увидеть реальный мир ребенка, развить его таланты и личность в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста"

В этой чстатье раскрываются особенности эмоционального мира ребенка дошкольного возраста...

Статья :Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста "

Статья "Особенности воспитания детей дошкольного возраста "...

Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Для организации практической деятельности каждому педагогу  необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренн...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём зна...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОДАРЁННОГО РЕБЕНКА

Глобальные изменения, происходящие в последнее время в мировой экономике и в развитии человеческого общества в целом, требуют воспитания подрастающего поколения, способного усваивать большой объём зна...

"Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка"

Участие в научно-практической конференции "Неделя науки ВИЭСУ - 2021": "МСУ в системе публичной власти"Конференция состоялась 10.12.2021 года...