Проект «Укек – город Золотой Орды»
проект

Мурка Елена Николаевна

 

Цель проекта: приобщить детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на территории Саратовской области к познанию и сохранению окружающего мира природы, истории и традиций родного края.

Актуальность проекта.

Во время посещения краеведческого музея, дети узнали, что некоторые музейные экспонаты были обнаружены в ходе археологических раскопок. В связи с этим у них возник вопрос, какие раскопки ведутся в настоящее время в нашей местности?

Возникла проблема: можно ли, не посещая место раскопок узнать, что находят археологи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ukek.docx18.04 КБ
Файл zanyatie_-_ekskursiya_ukek-gorod_zolotoy_ordy.docx21.94 КБ
Файл otchet_po_proektu_ukek.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-значимый проект «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» организованного при поддержке Фонда Президентских Грантов.

Цель проекта: приобщить детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) на территории Саратовской области к познанию и сохранению окружающего мира природы, истории и традиций родного края.

Сроки проекта – 18 месяцев: с 1 июля 2021 по 30 декабря 2022 года

Краткое содержание проекта: является продолжением проекта «Шедевры живописи детям», но основан на использовании педагогами проектно-экспериментальной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Разработан цикл проектов (паспорта и дорожные карты) по 12 темам экологического и краеведческого содержания, состоящих из: 1) интервью-игра с детьми для выявления исходного уровня знаний; 2) мотивационная беседа; 3) тематическое занятие-экскурсия с использованием наглядных пособий; 4) исследовательская или творческая деятельность; 5) обсуждение полученных знаний и проблем; 6) создание информационного стенда или лэпбука.

Периодичность работы по проектам - 1 раз в месяц. Всего 12 тем на 14 месяцев (исключая праздничные месяцы: январь и май).

В качестве наглядных пособий использованы авторские фотопейзажи красивейших природных уголков области, памятники истории и краеведения области.

Сроки реализации проектно-экспериментальной деятельности с 1.09.2021 по 30.12.2022

12 тем проектно-экспериментальной деятельности:

  1. «Заповедной тропой Хвалынского парка»,
  2. «Насекомые парка»,
  3. «Легенды и предания Саратовского края»
  4. «Природа родного края. Реки»,
  5. «Течет река Волга»,
  6. «Символы Саратовской области»,
  7. «Саратовская глиняная игрушка»,
  8. «Укек – город Золотой Орды»,
  9. «Животные мира»,
  10.  «Где живет вода»,
  11.  «Минералы»,
  12.  «Красота гор».

Педагогический проект

«Укек – город Золотой Орды»

Тема проекта

Укек – город Золотой Орды

Вид проекта

Познавательный

Актуальность проекта

Во время посещения краеведческого музея, дети узнали, что некоторые музейные экспонаты были обнаружены в ходе археологических раскопок. В связи с этим у них возник вопрос, какие раскопки ведутся в настоящее время в нашей местности?

Возникла проблема: можно ли, не посещая место раскопок узнать, что находят археологи?

Цель проекта

Создание лэпбука «Укек – город под землей» в результате познавательной деятельности в процессе совместной проектной деятельности детей и взрослых.

Проблемный вопрос

Как узнать об археологических находках на территории Саратовского края?

Задачи проекта

Задачи для детей

Принять участие в планировании проекта и распределении обязанностей.

Принять участие в беседе «Древний город».

Принять участие в экскурсии по выставке «Укек – город Золотой Орды».

Принять участие в словесной игре «Я знаю, что…».

Принять участие в НОД по познавательному развитию «Город: прошлое, настоящее и будущее».

Принять участие в совместной деятельности детей и взрослых по изготовлению лэпбука «Укек – город под землей».

Принять участие в презентации лэпбука «Укек – город под землей» на родительской встрече.

Принять участие в семейном просмотре фильма «Укек».

Задачи для родителей

Принять участие в планировании проекта и распределении обязанностей.

Принять участие в сборе информации и материалов для изготовления лэпбука «Укек – город под землей».

Принять участие в родительской встрече «Проект «Укек – город Золотой Орды», как это было».

Принять участие в презентации лэпбука «Укек – город под землей».

Организовать семейный просмотр фильма «Укек».

Задачи для воспитателей

Организовать и провести встречу с родителями по планированию этапов проекта.

Организовать и провести беседу «Древний город».

Организовать и провести экскурсию по выставке фотопейзажей «Укек – город Золотой Орды».

Создать условия для словесной игры «Я знаю, что…».

Организовать и провести НОД по познавательному развитию «Город: прошлое, настоящее и будущее».

Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых по изготовлению лэпбука «Укек – город под землей»

Организовать и провести родительскую встречу «Проект «Укек – город Золотой Орды», как это было»

Создать условия для презентации лэпбука «Укек – город под землей».

Создать условия для семейного просмотра фильма «Укек».

Продукт проекта

Лэпбук «Укек – город под землей»

Срок реализации

6 дней

Дорожная карта основного этапа проекта

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники

Промежуточные результаты

1 день

Первая половина дня (утренний круг).

Организационно-мотивационная беседа.

Дети, воспитатель

Принятие роли в проекте в результате распределения обязанностей.

Вторая половина дня (после сна).

Беседа

«Древний город»

Дети, воспитатель.

Дети рассказывают о том, как могли выглядеть древние города.

2 день

Первая половина дня

Экскурсия по выставке «Укек – город Золотой Орды»

Дети, воспитатель

Дети получают знания о городе Укек.

Вторая половина дня (после сна).

Словесная игра «Я знаю, что…»

Дети, воспитатель

Дети рассказывают о видах древнего города, представленных на выставке «Укек – город Золотой Орды».

Воспитатель фиксирует рассказы.

3 день

Организованная образовательная деятельность

НОД по познавательному развитию «Город: прошлое, настоящее и будущее»

Дети, воспитатели.

Дети знают, как выглядел населенный пункт, в котором они живут много лет назад, сейчас и представляют, каким он будет в будущем.

Вторая половина дня (после сна).

Совместная деятельность детей по изготовлению основы для лэпбука «Укек – город под землей»

Дети, воспитатели.

Основа для лэпбука «Укек – город под землей»

4 день

Вторая половина дня (после ужина)

Совместная деятельность детей по подбору материала для лэпбука «Укек – город под землей»

Дети, воспитатели.

Иллюстрации, фотографии, рассказы, дидактические игры, кроссворды о городе времен Золотой Орды.

5 день

Первая половина дня

Совместная деятельность детей по наполнению лэпбука «Укек – город под землей» подобранными материалами

Дети, воспитатели.

Лэпбук «Укек – город под землей»

Вторая половина дня (после ужина)

Выступление на родительской встрече «Проект «Укек – город Золотой Орды», как это было».

Дети, родители, воспитатели

Размещение паспорта проекта и фотографии лэпбука «Укек – город под землей»на сайте ДОО.

Презентация лэпбука «Укек – город под землей»

Дети, родители, воспитатели

Взаимодействие детей и взрослых посредством лэпбука.

6 день

Выходной.

Семейный просмотр фильма «Укек»

Дети, родители.

Дети получают новые знания о древнем городе.



Предварительный просмотр:

Укек-Город Золотой орды

Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста

Перечень фотопейзажей и репродукций:

1.Фотопейзак «Гора Укек. Вид с Волги»

2. Фотография «Археологические раскопки и находки археологов: глиняная труба, бусы, ковш и т.д.»

3. Репродукция А.Ю.Тихомиров «Укек»

4. Сарай Бату.Ремесленный квартал.

5. Сарай Бату. Дворец хана.

 6. Сарай Бату. Базарная площадь. Чигирь.

Ход занятия:

Помещение делится на галерейную и игровую зоны. В игровой зоне  педагог предлагает детям посмотреть на мешочек с завязками, спросив у них, что это. Педагог объясняет, что давным-давно так выглядели кошельки – в таких мешочках люди носили деньги. Как же выглядели деньги в таких кошельках? Достаньте из мешочка две монеты – современную и старинную, отчеканенную в Укеке (можно напечатать на бумаге и вырезать, купить сувенирную монетку, сделать из глины. Если нет такой возможности, можно положить в кошелек вместе с современной монеткой какую-нибудь красивую бусину или камушек). Предложите детям сравнить монетки и обсудите возможность купить за них что-нибудь. Подводя итог, предложите детям отправиться в путешествие в то время, когда люди носили такие кошелечки, и за старинные монетки или камушки (бусины) можно было что-нибудь купить. Педагог предлагает детям перейти в галерейную зону.

 В галерейной зоне - фотопейзаж «Вид на Укек с Волги». Дети садятся на стулья. Педагог объясняет детям, что перед ними фотопейзаж, который поможет им совершить путешествие, не выходя из дома: мы на южной окраине Саратова. Сейчас здесь находится небольшой поселок Увек, а более 700 лет назад на этом месте стоял большой город-красавец Укек. Как же он появился и куда исчез? В те далекие времена (700 лет назад) ни одного моста через Волгу не было, и на другой берег можно было добраться только с помощью лодки. Место это приметное – высокая гора с плоским верхом и в наши дни видна издалека – вот и появилась здесь переправа (разберите, что такое переправа), из которой вырос целый город. Свое название город получил, благодаря этой горе – «Укек» в переводе с языка людей, живших тогда здесь, означает «Высокая гора с крышкой». Это был третий по величине город могущественного в ту пору государства Золотая Орда. К сожалению, город этот просуществовал недолго, и до наших дней не сохранился. Но откуда люди знают, что здесь этот город был? Ученые-историки читают старинные книги, записи путешественников, смотрят старинные карты, где этот город упоминается. Но есть ученые, которым мало прочитать, надо найти доказательства существования города, узнать, как в нем жили люди, какими они были. Таких ученых называют «археологи». Как они работают?

Фото «Археологические раскопки и находки археологов». Читая старинные книги, рассматривая старинные карты, археологи находят нужное место и выезжают туда для проведения раскопок. За сотни лет остатки городов спрятались под толстым слоем земли и песка. Чтобы найти древние города и предметы, надо очень много поработать: выделить квадрат для раскопок и начать копать. (Обсудите с детьми, можно ли копать с помощью тяжелой техники – экскаватора, бульдозера, трактора? Почему нельзя?). Посмотрите на фотографию: археологи копают лопатами в рамках выделенного квадрата. Землю просеивают сквозь сито (зачем это делают?). Найдя что-то интересное, лопаты отставляют в сторону, и освобождают от земли и пыли обнаруженные предметы с помощью кисточек и щеточек. Древние предметы рассматривают, изучают и передают в музеи, чтобы все люди могли узнать о старинных городах и их жителях. Что же находят археологи, и о чем рассказывают найденные древности? Рассмотрите предметы на фото. Бусины рассказывают о том, что в городе жили богатые женщины, которые любили носить украшения, привезенные издалека. Как мы это узнали?  Бусины сделаны из разных камней, и некоторые из них настолько дорогие (красные бусинки – коралл, голубые – лазурит), что продавались на вес золота. Эти дорогие камушки не найти в наших краях, они были привезены из далеких стран. Броши и пряжки, украшенные фигурками драконов и цветами, носили и мужчины, и женщины. А вот два необычных зеркальца – они не из стекла, как в наши дни, а из бронзы и меди. С одной стороны они украшены узором, а другая сторона отполирована до блеска – в ней и разглядывали свое отражение (для сравнения, предложите посмотреться в начищенную ложку или металлический чайник). Ковшом, украшенным восточным узором и надписями, разливали напитки. Внизу на фотографии плитка, которой украшали дома (обратите внимание, что голубую краску делали из дорогого камня – лазурита, что говорит о богатстве города). А вот вверху очень интересный предмет, похожий на трубу. Как вы думаете, как его использовали, для чего? В древнем городе Укек был водопровод, и по таким вот глиняным трубам вода доходила до каждого дома. Сейчас нас водопроводом не удивить, а 700 лет назад это было сродни чуду. Вот какие интересные предметы находят археологи!

       Посмотрите, не все предметы целые. На них есть трещинки, облуплена краска, отколоты кусочки. Почему? (Ответы детей) Редко удаётся найти предметы старины целыми и невредимыми. Археологи находят частички предметов и стараются представить, как они выглядели сотни лет назад, а потом подбирают кусочки друг к другу и склеивают. Пригласите детей в игровую зону, предложив поиграть в «Археологов».

Игра «Археологи». Подготовьте «осколки» расписного блюда (можно разбить на 6-8 частей глиняную расписную тарелку, или сделать «расписное блюдо» из картона и «разбить его». Предложите детям собрать его в одно целое. Если есть возможность, сделайте песочницу. Разделите ее на квадраты, в каждом квадрате спрячьте под песком осколок блюда. Распределите между детьми квадраты в песочнице. Дайте детям кисточки и предложите им поискать «нечто» с их помощью. А потом уже из найденного соберите целый предмет.

А.Тихомиров «Укек» Изучая найденные археологами предметы, читая исторические книги, саратовский художник Андрей Тихомиров старался представить жизнь древнего города. Так появилась его картина «Укек». Что же мы на ней видим? Большой красивый город на берегу Волги, которая в те времена носила другое имя – река Итиль. По реке к городу плывут корабли (рассмотрите, какие они). Дорога ведет путников от берега реки в центр города – на базарную площадь: видны люди, прилавки, горки дынь и арбузов. В центре картины стоит храм. Но на куполе храма не крест, а полумесяц. В этот храм приходили молиться монголы и татары, которые вместе с русскими жили в городе. Такой храм называется мечеть (обратите внимание на цвет плитки, украшающей купол храма). Чуть поодаль еще один храм – он выглядит иначе – это православная церковь с колокольней. Слева на картине - воины на лошадях, которые следят за порядком. Какое оружие у них в руках? (Перед воинами стоят два человека с опущенными головами. Что могло случиться на базарной площади? (ответы детей: эти двое совершили плохой поступок, их поймали и могут наказать). Вдалеке множество домов, из труб которых идет дым. Вот такой красивый город когда-то стоял на берегу Волги.

Давайте зайдем в город, рассмотрим его получше. В городе жили люди разных профессий: кузнецы, гончары, ткачи, сапожники, оружейники, ювелиры и т.д. (спрашивайте у детей о каждой профессии, знают ли они ее). Таких мастеров, владеющих каким-либо делом, называли ремесленниками.           Фотопейзаж «Посёлок ремесленников». Мы сейчас видим дом, в котором жил один из таких ремесленников. Дом построен из кирпича, обмазан глиной. Очень интересная крыша, словно колючий ёжик.  Жерди использовали как лестницу, чтобы, поднявшись наверх, обмазать глиной крышу (так можно было крышу быстро отремонтировать). За столом на улице можно было работать. Спросите у детей, что это за полусферические предметы с круглым отверстием? Это печь-тандыр для выпечки лепешек и отопления дома. Пекарь прикрепляет лепешки теста к горячим внутренним стенкам, там они испекаются и отстают от стенок. Дым от тандыра шел по трубам, встроенным в стену дома, отчего стена становилась теплой. Дом мастера-ремесленника был небольшим, а вот на следующей фотографии мы видим большой дворец за высоким забором.(Дворец Хана). Во дворце жил хан – главный правитель (как царь или король). Дворец стоял на горе, чтобы быть видным издалека. Купол дворца украшает голубая плитка (вспомните про лазурит и его цену). Во дворец можно было попасть, пройдя через большие ворота, по бокам от которых разводился огонь (обратите внимание детей на хворост у ворот). Для чего это делали? (ответы детей). Люди верили в великую силу огня: считалось, что, если гость прошел через огни, все его дурные мысли и желания сгорят, и причинить зло хану он не сможет.Следующая фотография приведет нас на базарную площадь. (Базарная площадь. Чигирь).Как вы думаете, что можно было купить на базаре в древнем городе Укек? На что мы сможем потратить нашу монетку? (ответы детей). Да, выбрать покупку тяжело: продаются животные – лошади, овцы, верблюды; продукты питания (мясо, рыба, пойманная в Волге, зерно); одежда, обувь, украшения, оружие и многое другое. Часть товаров сделали мастера, живущие в городе; часть товаров привезли из далеких стран на кораблях и повозках. Богатый был базар!

         Сбоку мы видим интересное сооружение. Что это и для чего? Эта удивительная конструкция называется «чигирь» – водоподъемное устройство. Вручную или ослами вращалось колесо, привязанные кувшины черпали внизу воду, переносили ее, поднимаясь, на другую сторону, где вода выливалась в квадратный бассейн, из которого по каналам и трубам вода распространялась по городу. Тысячи водоподъемных колес – чигирей – поднимали воду, заставляя ее доходить до каждого дома.

Вот так жил красивый и богатый город Укек. А как исчез этот город, мы точно не знаем. Еще много тайн и загадок хранит древнее поселение, разгадать которые нам еще предстоит.

       Уже несколько лет у высокой горы, на берегу Волги, где когда-то процветал Укек, в первую субботу сентября проводится фестиваль «Один день из жизни средневекового города», где можно увидеть сражения средневековых воинов, купцов и ремесленников за работой, побывать на восточном базаре, отчеканить монету. Вот такое интересное место есть в Саратове.

       А наше путешествие в прошлое подошло к концу.



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

                                                                                                                                                   412309,  Саратовская область,

                                                                                                                           г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

                                                                                                                                                        Телефон: (884545) 4-26-54

                                                                                                                        эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

«Отчет о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта

«Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям»

Тема проекта:

«Укек- город Золотой Орды»

                                                                            Реализовал: социальный педагог

 Мурка Елена Николаевна

г. Балашов, 2022 г

В период с 11 мая по 18 мая 2022 года  социальным педагогом Мурка Еленой Николаевной были организованы и проведены тематические мероприятия в рамках реализации проекта «Укек – город Золотой Орды».

Актуальность проекта: Во время посещения краеведческого музея, дети узнали, что некоторые музейные экспонаты были обнаружены в ходе археологических раскопок. В связи с этим у них возник вопрос, какие раскопки ведутся в настоящее время в нашей местности?

Возникла проблема: можно ли, не посещая место раскопок узнать, что находят археологи?

1 день: В ходе организационно-мотивационной беседы дети принимали участие в планировании проекта и распределении обязанностей. Была проведена беседа «Древний город». Дети узнали, когда и как появились древние города.

2 день: Было проведено занятие-экскурсия по выставке «Укек – город Золотой Орды». Помещение, в котором проводилась экскурсия, делилось на галерейную и игровую зону. В игровой зоне педагог показал детям, как раньше выглядели кошелки и деньги. После чего педагог предложил детям отправиться в путешествие в то время, когда люди носили такие кошельки, и когда за старинные монеты можно было что-нибудь купить. Затем дети перешли в галерейную зону, где рассмотрели фотопейзаж «Город Укек. Вид с Волги» и фотографию «Археологичекие раскопки и находки археологов: глининая труба, бусы, ковш и т.д.». После просмотра, которых педагог предложил детям перейти в игровую зону и поучаствовать в раскопках старинного предмета. С детьми была проведена игра «Археолог». После игры дети вернулись в галерейную зону и продолжили  рассматривать фотопейзажи и репродукции: А.Ю. Тихомиров «Укек», «Сарай Бату. Ремесленный квартал», «Сарай Бату. Дворец Хана», «Сарай Бату. Базарная площадь. Чигирь». Дети получили знания о городе Укек.

Во второй половине дня была проведена словесная игра «Я знаю, что …», дети рассказывали о видах древнего города, представленных на выставке «Укек – город Золотой Орды».

3 день: Была организована НОД по познавательному развитию детей «Город: прошлое, настоящее и будущее». Дети  узнали, как выглядел город Балашов много лет назад, вспомнили, как он выглядит сейчас и с помощью рисунков представили, каким он будет в будущем.

Во второй половине дня в результате совместной деятельности педагога и детей была изготовлена основа для лэпбука «Укек - город под землей».

4 день: Во второй половине дня дети вместе с педагогом участвовали в подборе материала для лэпбука. Дети подбирали иллюстрации, фотографии о городе времен Золотой Орды.  

5 день: В совместной деятельности дети с педагогом  наполняли лэпбук «Укек – город под землей» подобранными материалами. Вырезали карточки, раскладывали по кармашкам, применяли свои знания, полученные ранее  в ходе занятия-экскурсии «Укек - город Золотой Орды».

Во второй половине дня была организована и проведена родительская встреча «Проект «Укек – город Золотой Орды», как это было». Презентация лэпбука «Укек – город под землей».

6 день: Дети совместно с родителями просмотрели фильма «Укек». После просмотра, которого получили новые знания о древнем городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по поликультурному воспитанию "Путешествие по городам Золотого кольца России"

Конспект  по ознакомлению детей подготовительной группы со знаменитыми городами России, их достопримечательностями, промыслами и традициями....

Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...

Укек-Город Золотой орды Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста .

Укек-Город Золотой орды Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста Перечень фотопейзажей и репродукций: 1.Фотопейзак «Гора Укек. Вид с Волги» 2. Фотография «Археологические раск...

Укек - Город Золотой орды Занятие-экскурсия для детей старшего дошкольного возраста

Перечень фотопейзажей и репродукций:1.Фотопейзак «Гора Укек. Вид с Волги»2. Фотография «Археологические раскопки и находки археологов: глиняная труба, бусы, ковш и т.д.»3. Репр...

Педагогический проект «Укек – город Золотой Орды»

Педагогический проект «Укек – город Золотой Орды»...