«Формирование у старших дошкольников модели полоролевого поведения в процессе игровой деятельности»
консультация (старшая группа)

Королева Татьяна Васильевна

Разработка серии игр, направленных на формирование модели полоролевого поведения у старших дошкольников.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у старших дошкольников модели полоролевого поведения в процессе игровой деятельности»

Актуальность темы В настоящее время Серьезную озабоченность вызывает пропаганда идей ЛГБТ в России, что привело к принятию 2022 г Федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (или предпочтений) и смены пола.

Цель исседования: разработка серии игр, направленных на формирование модели полоролевого поведения у старших дошкольников.

«Полоролевое поведение – это особая модель социального поведения, отражающего систему представлений ребенка о своем половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками (мальчиками и девочками) в различных ситуациях, ориентированные на эталоны мужского и женского поведения (определение Нины Евгеньевны Татаринцевой).

Важнейшую роль в формировании модели полоролевого поведения детей выполняют разнообразные игры: сюжетно-ролевые театрализованные, народные, игры с правилами, настольно-печатные игры.

Для раскрытия в полной мере потенциала этих игр, необходимо создать предметно- развивающую среду.

Для проведения игр в группе создана предметно – развивающая среда,

которая создает педагогические условия для усвоения мужской и женской роли, правила общения и поведения:

В своей группе я оборудовала :

мини-центры, содержащие материалы, необходимые для выполнения мужских и женских домашних дел :

- для девочек – уголок «маленькая хозяйка», где есть столы для приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья и салфеток, тазики , посуда и др.;

куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, позволяющими выполнять различные социальные роли (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т.д.);

для ухода за «ребенком» девочкам предложены ванночки, губки, пеленки и т.п.;

«центр красоты», где девочки делают причёски, макияж, одевают украшения, приводят сея в порядок

-«Уголок ряженья» (костюм и атрибуты полицейского,строителя(для мальчиков), платья, шляпки, юбки ,сумочки, туфли (для девочек)

- «Строительный центр» для мальчиков ( инструменты, большие лего,модули)

-«Спортивный центр» для мальчиков(мячи, кегли, дарц, канат, и т.д)

-Уголок для мальчиков с наличием разного вида транспорта (легкового , специальные, воздушного , водного, военного и т.д)

Наборы настольных игр для мальчиков и для девочек« Профессии пазлы», «Лото профессии», «Виды спорта для девочек и для мальчиков», «Славянская семья, родство и занятия», , «Маленькая модница» лего Майкрафт, солдатики, супер герои, пазлы, настольные конструкторы.и т.д, для девочек : мозайки, шнуровки, бисер, «Маленькая модница».

В ходе формирующего эксперимента применялись сюжетно-ролевые игры когнитивной направленности

(«Парикмахерская»(изменили сюжет: баба яга пришла в салон изменить имидж, педагог придаёт игре новое направление и вводит роль стилиста, принимают участие девочки, подбирают причёску, макияж, украшения),

«Я модельер»(девочки могут смоделировать и подготовить гардероб и украшения для куклы на праздник , на прогулку( сделать веер, сумочку, шляпку) устроить показ мод. (любят куклы Барби) ,

«Помощь мальчикам».(два мальчика , один одет опрятно, другой неряшливо. У девочки спрашивают «мальчики хотят пойти в гости , с кем бы вы хотели пойти?, Почему?, Как помочь?

«Приглашение на танец» (Мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают. Затем парами танцуют под музыку. По окончании кланяются друг другу, мальчики отводят девочек на место

Также применялись сюжетно-ролевые игры эмоциональной направленности, такие как «Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания», «Благородные поступки»,)

В ходе формирующего эксперимента детям предлагалось поиграть в сюжетноролевые игры поведенческой направленности («Дочки-матери», «Домашние заботы», ««Мамочки-папочки», «Запеленай младенца»и т.д.

Приведу пример театрализованных игр: Ко дню рождения А.С Пушкина совместно с музыкальным руководителем проводили театральную постановку по сказке «О царе Солтане»

, где девочки (три девицы , занимались рукоделием, женскими делами, одеты в красивые сарафаны ),

девочка- принцеса Лебедь, нежная, грациозная , танцует красивый танец

а мальчики -богатыри , воплощение мужской силы, защитники, выходят из моря.

Такие постановки воспитывают в девочках женственность, а в мальчиках мужские качества

Также я вовлекала детей и в народные игры: «Шел король по лесу» , «Ручеёк» , «Веночек»

В ходе предложенных старшим школьникам сюжетно-ролевых игр, мы обращали внимание на игровые действия, в которых проявлялись забота и ответственность за семью, стремление выполнить домашнюю работу сообща, вместе находить выход из создавшейся ситуации.

По окончанию формирующего эксперимента была проведена контрольная диагностика, результаты которой выявили положительную динамику уровневых показателей (подробнее на стр 70 работы).

Наблюдения за проявлением у старших дошкольников модели полоролевого поведения по окончанию формирующего эксперимента показали, что дошкольники стали самостоятельно придумывать сюжеты, соответствующие половой принадлежности героев; отображать не только действия, но и простейшие отношения разнополых взрослых; использовать в играх несложный материал художественных произведений, описывающий полоролевое поведение; стараются разнообразить сюжеты, связанные с трудом и бытовой деятельностью мужчин и женщин; пытаются самостоятельно распределять подходящие по полу роли и подчиняться установленным правилам.

Старшие дошкольники стали лучше ориентироваться на эталоны мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками (девочками и мальчиками); более заметно стали проявлять нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков и девочек;

Вся проделанная работа и результаты диагностики позволяют сделать вывод, что игровая деятельность является эффективным средством формирования модели полоролевого поведения старших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ. Из опыта работы « Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности ».

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и сред...

Формирование партнерских отношений между педагогами и воспитанниками в процессе игровой деятельности

Выступление на педагогическом совете детского сада воспитателя средней группы...

Формирование универсальных действий у воспитанников дошкольных групп в процессе игровой деятельности.

Новые стандарты коснулись не только среднего общего образования но и дошкольного. Сегодня понятно, что всё самое главное, для того  чтобы ребёнок успешно учился в школе и смог адаптироватьс...

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности старших дошкольников в ситуации дорожного движения средствами игровой деятельности

У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети...

Формирование художественно-творческих способностей старших дошкольников через интеграцию изобразительной и театрально-игровой деятельности.

В этой статье вы узнаете что такое интегрированное занятие и чем оно оличается от комплексного. Прочтете о влиянии интеграции на развитие художественно-творческих способностей ребенка и становлении ли...

«Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»

laquo;Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе игровой деятельности»Цель работы: повысить уровень развития словаря у детей дошкольного возраста с ОН...