Наставник - это гордость нашей планеты!
учебно-методический материал

Манухина Галина Исламовна

Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагога. Наставничество является одним из эффективных способов передачи знаний и навыков молодым педагогам в процессе их начала профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnik_-_eto_gordost_planety.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Наставник - это секретное «оружие» самых успешных людей планеты

  Наставничество способствует:

  • повышению качества подготовки и квалификации сотрудников
  • развитию профессиональных компетенций педагога
  • передаче ценного педагогического опыта
  • освоению практических и теоретических основ педагогической деятельности получению обратной связи от наставников, стимулирующей активную деятельность
  • своевременному анализу собственных сильных и слабых сторон в безопасной ситуации
  • получению своевременной помощи на этапе интеграции в коллектив
  • повышению самоуважения, уверенности в себе и позитивному отношению к своей деятельности
  • освоению современных образовательных технологий и внедрению в образовательный процесс
  • развитию способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на педагога трудовые функции
  • снижению риска профессионального выгорания наиболее опытных педагогов — носителей знаний и навыков
  • укреплению профессионального сотрудничества всех членов коллектива.

Основные компетенции, необходимые современному наставнику.

1. Блок психолого-педагогических компетенций: − готов помочь молодому учителю в установке целей работы; − готовность помочь подопечному обрести уверенность в себе; − способность организовывать ясное, открытое двустороннее общение; − готовность оказать поддержку или конструктивную критику при необходимости и помочь совершенствоваться при реализации программы адаптации и др.

2. Блок методических компетенций: − способен к различным стилям обучения; − способен организовать усвоение знаний и упорядочить их, создавать свои собственные приёмы обучения; − готов осуществлять контроль профессиональной деятельности молодого учителя и др.

3. Блок коуч-компетенций: − готов взять на себя ответственность за развитие и саморазвитие подопечного; − способен помочь молодому учителю «прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать жизненные принципы; − способен планировать и проектировать профессиональное развитие своего подопечного; − готов помогать развивать креативное мышление и навыки решения проблем.

Оценка эффективности наставничества.

(модель Дональда Кирпатрика)

Методикой, которая может наиболее адекватно и разносторонне оценить эффективность наставничества, является модель Дональда Кирпатрика. Она позволяет проводить измерения по четырем уровням и использовать для каждого уровня во многом специфический инструментарий (тесты, опросники, наблюдение и др.). Такой подход дает возможность оценить не только количественные, но и качественные изменения, что очень важно для оценки эффективности.

В своей модели Д. Кирпатрик предложил оценивать обучение по четырем критериям:

− оценка реакции подопечного, то есть оценка эмоциональной удовлетворенности;

− оценка полученных знаний или оценка изменений уровня знаний;

− оценка изменения поведения;

− оценка результатов деятельности подопечного для организации.

Критерий

Характеристика

1

Оценка реакции подопечного, то есть оценка эмоциональной удовлетворенности

Необходимость такой оценки основывается на постулате, что человек учится успешнее и с большей охотой, если испытывает положительные эмоции от обучения. Для того чтобы оценить степень удовлетворения сотрудника от наставничества, используются анкеты. Вопросы анкеты отражают: − информированность о наставничестве; − время, место и условия проведения; − полезность наставничества; − квалификацию наставника; − возможность и готовность применять полученные знания в повседневной деятельности. Анкетирование проводят сразу по завершении обучения. Именно тогда есть возможность получить «чистую» информацию о качестве обучения.

2

Оценка полученных знаний или оценка изменений уровня знаний

Оценка знаний путем сравнения того, что знал подопечный до обучения и что усвоил в результате обучения. Наилучший способ оценки на данном уровне — тесты. Имеет смысл использовать один и тот же тест до начала обучения и после его завершения. Это даст возможность наглядно показать, что усвоил сотрудник. Проводить оценку полученных знаний лучше всего наставнику.

3

Оценка изменения поведения

На этом этапе основной акцент смещается в сторону вопроса: изменилось ли поведение подопечного после работы с наставником? Стали ли его уроки лучше, стал ли он лучше пользоваться образовательными сервисами и т. д. Результаты этого этапа могут дать информацию об эффективности наставничества. Кроме того, подопечный, понимая, что его поведение оценивают, стремится показать себя с лучшей стороны. Это мотивирует человека к большим достижениям. Наблюдение за изменением поведения необходимо проводить: − до начала взаимодействия с наставником; − через 2 недели после его завершения; − повторно через 2–3 месяца. Оценка может проводиться с помощью анкет, достаточно часто в подобных случаях используют метод «Тайный наблюдатель»

4

Оценка результатов деятельности наставляемого для организации

Этот этап наиболее сложный. Данная оценка, по сути, позволяет выявить взаимосвязь наставничества и результатов подопечного и повлиять на заинтересованность руководителей и сотрудников в дальнейшем использовании такой формы обучения.

Такая модель позволяет самостоятельно выбирать те уровни оценки, которые являются приоритетными. Возможность подстраивать модель под новые условия работы, самостоятельно выбирать уровни оценки и простота в применении делают модель Кирпатрика крайне удобной для использования в организациях любого типа и масштаба.

Оцените период прохождения адаптации, рассмотрев каждый вопрос анкеты и выбрав один, наиболее подходящий вариант ответа

Вопросы

Выбор ответа

1.Было ли достаточным внимание кураторов (коллег и представителей администрации) в процессе адаптации:

Да, была оказана всесторонняя поддержка

2

Помощь была оказана каждый раз, когда за ней обращался

1

В течение всего периода адаптации практически не сталкивался с наставником

0

2.В случаях, когда Вы обращались с вопросом к руководителю:

С легкостью спрашивали все, что Вам необходимо, так как такая возможность была обсуждена с руководителем заранее

2

Испытывали неудобство, что вновь отвлекаете его от работы

1

Старались реже обращаться с вопросами

0

3. Как было оснащено Ваше рабочее место:

Все необходимые инструменты, программы, средства коммуникаций были в моем распоряжении

2

Возникли некоторые затруднения в момент выхода на работу, т.к. рабочее место было недостаточно оборудовано

1

При выходе на работу мое рабочее место не было определено

0

4.Было ли достаточно теоретической и практической информации

(обучающих материалов):

Да, вполне

2

Все материалы содержали только официальную информацию, не хватало полезной практической информации

1

Вообще не получил материалов

0

5.Ваши коллеги…

Всегда доброжелательно и с готовностью делятся информацией, готовы помочь

2

Помощь от коллег была оказана недостаточно

1

Не помогали, не отвечали на вопросы. Встретили агрессивно / равнодушно

0

6. Как Вы считаете, какой информацией должен был поделиться с Вами наставник, для того чтобы облегчить Ваше вхождение в должность?

7. Ваши предложения по работе наставника?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Гордость нашей семьи»

Предлагаю Вашему вниманию познавательный семейный проект «Гордость нашей семьи». Целью проекта является формирование нравственно-патриотических чувств у воспитанников, гордости за членов своих се...

Макеты: «Гордость нашего города Златоуста»

Хочу поделится нашей гордостью в группе - макетами знаменитых зданий, которые построены в нашем городе!С чего все начиналось.В нашем городе стартовала такая программа как - "Я Златоустовец! Она рассчи...

Праздничное мероприятие «Наша гордость, наша вера, наша память» для детей старшей и подготовительной групп.

Цель:  Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников, формировать знан...

Неделя здоровья "Гордость нашей группы"

Неделя здоровья "Гордость нашей группы"...

Гордость нашей нации: самые титулованные олимпийские чемпионы СССР и России.

24 июня в день создания МОК,  во всем мире отмечается Международный Олимпийский день. В честь этого события редакция "Р-Спорт" вспоминает величайших отечественных спортсменов, настоящее...

Проект "Он гордость нашего села"

Формирование у дошкольниковхудожественного творчество, череззнакомство с художником А.М. Богдановым. Воспитывать и развивать у детей чувства гордости, что они живу в одном селе с замечательным и извес...

Проект "Гордость нашего района"

Крнкурс методических проектов "Моя малая родина". Номинация "Гордость нашего района"...