Квиз-игра Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель семинара:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания;
  • обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
  • вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Задачи:

  • Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности  по нравственно-патриотическому воспитанию.
  •  Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе.
  •  Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию  нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе.
  • Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС  для успешного воспитания дошкольников.
  • Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Березка» структурное подразделение «Звездочка»

Квиз-игра по теме

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

старший воспитатель: Уразбахт О.В

Вихоревка, 2022

Квиз-игра по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Тема семинара: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Вид семинара: обучающий, практический.

Целевая аудитория: педагоги дошкольного учреждения.

Форма проведения:квиз - игра

Продолжительность: 45 мин.

Цель семинара:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно- патриотического воспитания;
  • обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы;
  • вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Задачи:

  • Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе.
  • Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе.
  • Стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников.
  • Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

План проведения семинара:

1 часть: Информационно – теоретическая.

2 часть: Практическая «Квиз – игра».

Раунд № 1. «Семья»

Раунд № 2 «Добро и зло»

Раунд № 3 «Малая Родина»

Раунд № 4 «Русь – великая, многоликая»

Раунд № 5 «Никто не забыт, ничто не забыто»

Раунд № 6 «Герои современности»

Раунд № 7 «Улицы моего города»

Создание «образа Родины»

Материально – техническое обеспечение: ноутбук, экран, карточки с заданиями, ручки, , предметные картинки.

Ход семинара.

1 часть: Информационно – теоретическая.

Добрый день, уважаемые коллеги!Тема нашего семинара – практикума «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

В.В.Путин: «Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность российского общества. Быть патриотом значит любить свою Родину, уважать славное историческое прошлое, ценить культуру, любить свой родной язык, природу родной страны и ее несметные богатства. Патриот – это человек, готовый защитить свое Отечество, постоянно осознающий себя частицей своего народа.

Ведущая роль в формировании нравственно – патриотического воспитания принадлежит педагогу. Именно педагог несет ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения.
Работая в данном направлении, педагог ставит перед собой цель – создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина и патриота своего Отечества.
Основная цель ф
ормирования нравственности, патриотизма в дошкольном возрасте включает в себя:

  • формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование гендерной семейной, гражданской принадлежности;
  • воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств.

Исходя из цели, работа педагогов с дошкольниками по нравственно - патриотическому воспитанию включает в себя целый ряд задач:

  • создание системы нравственно - патриотического воспитания;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
  • формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
  • знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  • ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, реализация которой проводится по основным направлениям:

развитие основ нравственной культуры;

формирование основ семейных и гражданских ценностей;

формирование основ гражданской идентичности;

формирование основ социокультурных ценностей;

формирование основ межэтнического взаимодействия;

формирование основ информационной культуры;

формирование основ экологической культуры;

воспитание культуры труда.

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются: систематичность, последовательность и взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной.

Организованная образовательная и воспитательная деятельность педагогов с детьми по формированию нравственно - патриотических чувств дошкольниковведется через следующие формы работы с детьми:

  • тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций;
  • развлечения, народные праздники, игровая деятельность;
  • культурно-познавательные (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
  • нравственно-трудовые (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Для реализации нравственно патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных

образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

Ведущий: Коллеги, теоретическая часть закончена, мы переходим к практической части, и проведем её в форме квиз – игры.

2 часть: Практическая «Квиз – игра»

Ведущий: - Коллеги, при входе в зал вы все выбрали себе картинки, и рассаживались за столы согласно изображению на картинке. Изначально у нас образовались 2 команды. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд, придумайте название команд. Наша игра состоит из 7 раундов, в каждом раунде вам нужно ответить на вопросы или выполнить задание. За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку.

Итак, начинаем:

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят».

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается с русской истории, Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами, Шапки той, что носил Мономах.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых, что учителю мы принесли.

Небольшое лирическое вступление в игру, но прежде чем начать, проведем небольшую разминку.

Предлагаю командам-участницам размяться и по очереди отгадать загадки.

  1. Как в старину называли дом? (Изба)
  2. Один из главных православных праздников? (Пасха)
  3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
  4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
  5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
  6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
  7. Население определенной стороны? (Народ)
  8. Страна, в которой человек родился? (Родина)
  9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

#1063;еловек любящий свою страну? (Патриот)

#1050;ак назывался старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

#1052;ужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

#1059;крашение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

Ведущий: Разминка прошла успешно и нас ждет первый раунд «Семья».

Раунд № 1. «Семья»

Задание для команд. Капитаны команд выбирают конверт с названием раунда. В конвертах находятся карточки с вопросами, на которые необходимо дать ответы. Если команды отвечают правильно, получают часть пазла.

Вопросы:

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша...

(Бабушка)

Он все может, все умеет,

Всех храбрее и сильнее

Штанга для него как, вата

Ну конечно это …(папа)

Много их на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только у каждого, она одна.

Всех дороже Вам она

Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)

Он — мужчина, и он сед,

Папе — папа, мне он — …(Дед)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

Ведущий: Проверим правильность ответов.Молодцы участники, дали правильные ответы, получите свои часть пазла. Следующий раунд у нас «Добро и зло».

Раунд № 2 «Добро и зло»

Ведущий:

Следующее задание нужно выполнить в карточках-заданиях.

Раунд № 3 «Малая Родина»

1. Как называется город, в котором мы живем? (Павлово)

2. Найдите среди картинок герб нашего города (4 картинки гербов)

3. Отгадайте, что скрыто на картинке (автобус)

4. Как называется река, на которой расположен наш город? (Ока)

5. Какого здания нет в нашем городе? (музей, дворец культуры, аквапарк, фок)

Раунд № 4 «Русь – великая, многоликая»

1. Как называлась наша Родина в старину? (Русь)

2. Как назывались защитники нашей Родины в Древней Руси (богатыри)

3. Какие памятные места есть в нашем городе? ( Озерлаг, памятник Вихорю Савину, Георгию Победоносцу, стела памяти героям ВОВ)

4. Кому усыновлен памятник в сквере города?( вихрь Савин)

)

Раунд № 5 «Никто не забыт, ничто не забыто»

1. Этот летчик-испытатель за смелость и мужество при испытании машин награжден Орденом Ленина. Он испытал свыше 70 типов самолетов (И-15, И-16, И-180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». (В. Чкалов)

2. Победу в какой войне мы празднуем 9 мая? (Великая Отечественная война)

3. Сколько лет шла война? (4 года)

4. На картинках изображена военная техника. Определите, какая из них не принадлежала советской армии.

5. Каждой команде предлагается собрать разрезную картинку на которых изображены монументы славы. Кто первый соберет, той команде балл.

6 раунд «Герои современности»

1. Чья это эмблема? (Олимпийские игры)

2. Какие бывают олимпийские игры? (летние и зимние)

3. В каком виде спорта выступают эти спортсмены? (фигурное катание)

4. Какие спортсмены участвуют в параолимпийских играх (инвалиды)

5. Выберите изображение – эмблему параолимпийских игр (Лучик и Снежинка)

7 раунд «Улицы родного города»

1. Какие названия улиц нашего города вы знаете?

2. На какой улице находится наш детский сад?

3. Как называется центральная улица в нашем городе?

#1053;азовите улицу, на которой вы живете.

Ведущий: А сейчас подведем итоги нашей квиз-игры. Ваши команды в ходе работы получали части пазла, и сейчас я предлагаю каждой команде собрать пазл.

У вас создалась картинка образа «Родина».

Предлагаю вам создать свой образ Родины.

  • закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
  • подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).

Интересный исторический факт: Борода – слово родственное «Родине».

Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.

Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание», можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ». «На земли без народа, придут народы без земли».

Наш город Вихоревка является маленькой частью нашей огромной Родины, но своими традициями, своей историей, своим трудом он вместе со всеми составляет силу и мощь нашего большого государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»

Доклад: « Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, с...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...