Социальный проект по ПДД
проект (старшая, подготовительная группа)

Грунина Наталья Михайловна

Очень часто мы можем увидеть на улице родителей, которые пренебрегают правилами дорожного движения, собственным негативным примером показывая, что не произойдет ничего страшного если нарушить правила. Иногда даже придя в сад, дети хвастаются тем, что сегодня они с мамой очень быстро перебежали дорогу, в непредусмотренном для этого месте, и с ними ничего не случилось. Многие дети начинают сразу говорить, что так делать нельзя и это очень опасно, ведь даже если нам кажется, что мы успеем, дорога не безопасное место и нужно быть осторожным.  Некоторые дети признаются, что тоже иногда так делают, хотя и знают, что это неправильно. По этой причине у нас в группе появился проект «Безопасный пешеход начинается с детства».

Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Ведь ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Улицы современных городов не очень приспособлены для детей. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности.  Дорожно-транспортные происшествия – это самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП – самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnyy_proet_po_pdd.docx209.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №118 «Сказка» общеразвивающего вида г.Воронеж

Социальный проект

(профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)

Срок реализации:

Февраль 2023 – январь 2024 год

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители, социальные партнеры

Разработчики проекта:

творческая группа педагогов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Остро стоит эта проблема и в Воронежской области. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие системы по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге направляет работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По статистическим данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут и получают ранения тысячи несовершеннолетних участников дорожного движения.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма.

Именно поэтому тема безопасности дорожного движения остается приоритетной в современном социуме.

Воспитатель детского сада и родители – первые учителя, которые могут помочь обществу решить эту проблему. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых.

К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями педагогов и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

На сегодняшний день в условиях реализации ФГОС ДО важным является рассмотрение всех особенностей направления «Безопасность» в дошкольном образовательном учреждении. Также формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасности дорожного движения через различные виды деятельности.

Главная задача проекта «Совершенствование инновационных процессов дошкольного образовательного учреждения по безопасности дорожного движения через модернизацию развивающего пространства в условиях реализации ФГОС ДО» состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  • Отряд ЮПИД и дети со  старшей группы до подготовительной (с  пяти до семи лет);
  • родители воспитанников;
  • заведующий ДОУ;
  • старший воспитатель;
  • воспитатели ДОУ;
  • педагог-психолог;
  • учитель-логопед;
  • медицинская сестра;
  • помощники воспитателя

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, игры на проезжей части или в непосредственной близости от неё, нарушение правил езды на велосипедах, самокатах и других видах детского транспорта.

Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Актуальность выбранной темы проекта, направленного на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении, определяется следующими факторами: МДОУ д/с №118 «Сказка» расположен в микрорайоне, где сосредоточены: школа,  детский сада,  магазины, которые посещают многочисленные жители города, образуя большой поток транспорта. Есть как регулируемый перекресток, так и несколько нерегулируемых. Улица Владимира Невского , которая является центральной и одной из самых протяженных в городе имеет двустороннее движение, очень загружена в течение всего дня и представляет реальную опасность для пешеходов и водителей.

Возросло количество детей, которых родители привозят на своих машинах в образовательные учреждения микрорайона, часто перекрывая автомобилями пешеходные переходы, создавая опасные ситуации там, где идут родители с детьми.

Увеличилось количество детей, имеющих велосипеды, самокаты и ставших активными участниками движения. Многие родители так же используют электросамокаты, катаются на тротуарах, так же создавая опасные ситуации.

Очевидно, что ДОУ просто обязано быть центром, аккумулирующим и координирующим интегративную деятельность всех заинтересованных структур по формированию у детей и их родителей базовых навыков безопасного

поведения        участников        дорожного        движения,        обеспечению профилактики        по предотвращению детского травматизма.

ВИД ПРОЕКТА

Информационно-практико-ориентированный.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения. Ценность проекта заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению и практическому применению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательно-образовательного процесса, участие всех сотрудников ДОУ, воспитанников, родителей и сотрудников ГИБДД в решении проблемы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, начиная с младшей группы.

Воспитанников дошкольного образовательного учреждения необходимо научить:

  • теоретическим        и        практическим        основам        безопасности        поведения        на дорогах города;
  • правилам дорожного движения;
  • самостоятельности, умению адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • адекватному отношению взрослых к поведению детей на дорогах;
  • считаться с реальными опасностями на дороге;
  • уметь правильно определять расстояние до приближающего автомобиля иего скорость, не переоценивать собственные возможности;
  • способности предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Совершенствование        инновационных          процессов        дошкольного образовательного учреждения по безопасности дорожного движения через модернизацию развивающего пространства в условиях реализации ФГОС ДО.

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

ЗАДАЧИ

Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме.

Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление        дисциплинированности,        выдержки,        самостоятельности        в соблюдении правил дорожного движения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей
  • своими неосторожными действиями.

Родители:

  • осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа;
  • расширять знания по теме «Безопасность дорожного движения»;
  • формирование интереса к жизни детского сада;
  • активировать        желание        принимать        активное        участие        в        воспитании        и обучении детей;
  • воспитание ответственности за обеспечение безопасности своих детей;
  • участие в подготовке и проведении плановых мероприятиях по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города;

Воспитатели:

  • сформированная        ориентация        на        реализацию        компетентного        подхода        к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
  • создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и  безопасности жизни детей;
  • формирование отряда ЮПИД по обучению детей дошкольного  возраста правилам дорожного движения.
  • установление прочных связи с ГИБДД;
  • создание комплексной системы работы детского сада по изучению правил дорожного движения на основе сотрудничества с семьей;
  • разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения;
  • повышение квалификации и профессионализма педагогов по данной теме;
  • качественное изменение условий для воспитательно - образовательной работы  по данному направлению;
  • усовершенствование системы работы по формированию безопасного поведения у всех участников воспитательно-образовательного процесса детского сада;
  • обобщение и распространение опыта на тему: «Обучение правилам безопасного поведения детей на дорогах»;
  • участие ДОУ в разнообразных мероприятиях (вебинарах, семинарах, конкурсах, открытых диалогах, конференциях, фото- и видеосъемках и т.д.) Всероссийского, регионального, муниципального уровня.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Проект реализуется по трем направлениям:

  • работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
  • совместная деятельность с детьми
  • взаимодействие с родителями
  • сотрудничество с ГИБДД

Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.

  1. Транспорт.
  2. Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.
  7. Велосипед, самокат.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма

У детей небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно- транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик или Светофор Светофорович, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно- ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, игры на площадке Безопасности дорожного движения (в ДОУ), организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений в рамках Театрального марафона, разыгрывание дорожных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов, книжек-малышек.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа        с        родителями        по        формированию        у детей        навыков        безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

  • изготовление стендов с наглядной информацией;
  • заочные и очные консультации;

- фотоотчеты

  • тематические родительские собрания;
  • обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
  • семейные конкурсы;
  • анкетирование;
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность;
  • акции; и др.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта:

  1. Уровень сформированности представлений
  • о транспортных средствах;
  • об улице (виды перекрестков);
  • о правилах перехода проезжей части.
  1. Знание дорожных знаков:
  • предупреждающих;
  • запрещающих;
  • информационно-указательных;
  • знаков сервиса;
  • знаки приоритета.
  1. Уровень культуры поведения детей
  • на улице;
  • в транспорте.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Нормативно-правовое
  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2- ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) //

Российская газета, N 303, 31.12.2012.

  1. Информационное:
  • информационная страница «Дорожная безопасность» на сайте дошкольного учреждения;
  • мультимедийные презентации;
  • СМС-рассылка в родительских чатах (ватсап и вайбер);
  • публикацияметодических        разработок,        конспектов        занятий, семинаров-практикумов на образовательных порталах.
  1. Организационное:
  • сотрудничество с управлением ГИБДД,
  • работа по управлению деятельностью участников проекта.
  1. Материально-техническое:
  • уголок безопасности в групповых помещениях (на всех дошкольных группах);
  • площадка Безопасности дорожного движения (в ДОУ);
  • выносные макеты дорожно-транспортных средств;
  • методические и дидактические пособия, картотека;
  • информационно-просветительские стенды в групповых помещениях;
  • развивающие пособия, видео-установки и проекторы;
  • макет микрорайона;
  • DVD - материалы;
  • аудиоустройства: музыкальные центры, бумбоксы.
  1. Методическое:
  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по педагогическому опыту.

Коллектив нашего детского сада - это сплоченная команда профессионалов и энтузиастов своего дела!

Творческий и профессиональный союз единомышленников, владеющих различными навыками и обладающих всевозможными талантами, позволяет создавать условия для гармоничного развития каждого ребенка.

У нас работают  опытные  люди преданные профессии и проверенные временем,  педагоги, стремящиеся постичь все премудрости воспитания дошколят.

Здесь работают люди, для которых педагогика - не профессия, а образ жизни. В        нашем        детском        саду        нет        случайных        людей.        Все        педагоги        -        люди творческие, любящие и понимающие детей. Они внедряют в свою деятельность

новейшие технологии по воспитанию и обучению детей, стараются внести в маленькие детские сердечки добро и радость, любовь и искренность, нежность и заботу, создать уютную обстановку в группах, Помогают родителям и принимают от них посильную помощь в организации детского пространства ДОУ.

Данный проект – попытка построить на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения. Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на дорогах.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
  3. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  4. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ- ПРЕСС 1996.
  5. Леокум      А.      Детская      энциклопедия      «Скажи       мне,

почему?..» /авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.

  1. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  4. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  5. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правилдорожного движения. М., 1983.
  6. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста потеме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  7. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
  8. Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО,Эксмо, 2008.
  9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.:Книголюб, 2004.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Звездочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников города Фурманова

Социальный проект

(профилактика детского дорожно-транспортного травматизма)

Срок реализации: январь 2021 – декабрь 2024 год

Участники проекта: педагоги, воспитанники,

родители, социальные партнеры

Разработчики проекта: творческая группа педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития ДОУ «Сохранение и укрепление социального здоровья дошкольников, как условия социально-психологической готовности к школе»

Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы...

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-личностной направленности «Безопасный социальный мир» для детей дошкольного возраста, находящихся в социально опасном положении на 2020-2021 учебный год

Программа создана с целью поддержки ребенка в преодолении трудных жизненных ситуациях. Главная направленность программы: повышение адаптивных возможностей ребенка, предотвращение возможного эмоциональ...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....

Предоставлении опыта социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении на базе СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

Эффективное взаимодействие законных представителей и родственников детей с Центром с выстраиванием новых технологий социального обслуживания  выступает как средство успешной социализации личности...