Семинар - практикум " Воспитатель - мастер своего дела"
методическая разработка

Прошкина Екатерина Игоревна

Семинар организован для формирования у педагогов умений, являющиxся базовыми в реализации педагогической компетенции 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vospitatel_master_svoego_dela.docx54.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельныx предметов

Семинар - практикум

 «Воспитатель – мастер своего дела»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=84d38aa8ccfb8b0ece2b8179bb884680f9a8c9de-10555250-images-thumbs&n=13

Подготовила:

старший воспитатель

Прошкина Е.И.

2023 г

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
  2. Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
  3. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.
  4. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
  5. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
  6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
  7. Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.

Жюри выбирается из администрации ДОУ.

5 баллов - полный, развернутый правильный ответ на вопрос;

3 балла - ответ частично правильный, но неполный;

0 баллов - нет ответа на вопрос.

Ход мероприятия

Каждый педагог выбирает конверт и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета. На карточках с обратной стороны записаны слова аббревиатуры, воспитатели должны расшифровать их. Разделившись на команды, участники составляют своё слово аббревиатуру, связанное с образование. На задание отводится 3минут.

Данное задание помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.

Что же такое педагогическое мастерство? Во многих источниках педагогическое мастерство определяется как система многочисленных профессиональных умений: оптимального планирования, организации процесса обучения и воспитания, оптимальной реализации намеченных планов, анализа достижений и недостатков по соответствующим критериям.

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения. И наш сегодняшний семинар направлен на совершенствование мастерства педагогов. Сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. И пройдет данный семинар не в традиционной форме, а в форме деловой игры.

1 тур. Игра “Вопрос-ответ”

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству,

содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года.

1 карточка

  1. Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
  2. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не менее 4-4,5 ч)
  3. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)

2 карточка

  1. Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)
  2. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)
  3. Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.

3 карточка

  1. Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)
  2. Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)
  3. Из каких частей должна состоять Основная общеобразовательная программа дошкольного образования? (из 3 частей: целевой, содержательный и организационной части, и части)

2 тур. “Пятью пять”

Знания являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. На сколько вы эрудированны в специальных знаниях мы сейчас и узнаем.

Цель: проверить эрудицию коллектива.        

На магнитной доске расположена таблица с темами для обсуждения. Каждый тема состоит из вопросов.

Участники из команд по очереди выбирает тему и зачитывает вопрос. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.

Художественная литература

Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения.

  1. С Маршак «Сказка об умном мышонке» (мл.гр)
  2. С.Михалков «Дядя Степа» (средн. гр)
  3. «Крылатый,мохнатый да масляный»(старшая гр)
  4. В.Драгунский «Друг детства» (старшая гр)
  5. П.Ершов «Конек-Горбунок» (подгот.гр)
  6. А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»(подготов)

Образовательные области

К какой образовательной области относятся данные задачи?

  1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка ("Социально-коммуникативное развитие")
  2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ("Познавательное развитие")
  3. Становление эстетического отношения к окружающему миру, развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.; ("Художественно-эстетическое развитие")
  4. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ("Физическое развитие»)

Образовательные программы

Необходимо определить какой является программа – комплексной или парциальной?

  1. «Истоки», «Радуга», «Детство» (комплексная)
  2. «Развитие», «От рождения до школы»(комплексная)
  3. «Юный эколог», «Наш дом –природа», «Природа и художник», «Семицветик» (парциальная)
  4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Я,ты,мы» (парциальная)
  5. «Искорка», «Играйте на здоровье» (парциальная)

3 тур. Педагог-искусствовед

Назовите пожалуйста парциальные программы, по которым работает наше дошкольное учреждение?

Одной из парциальных программ является программа С. Николаевой «Юный эколог», одним из видов работы по которой является работа с репродукциями картин известных художников. Вам необходимо назвать автора и название картины.

Поочередно каждой команде показываются репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и название картины.

Иван Шишкин «Рожь»

Исаак Левитан «Март»

Алексей Саврасов “Грачи прилетели”

Архип Куиджи «Березовая роща»

Одним из важных моментов становления педагогического мастерства является умение педагога общаться. Зачастую педагогу в ходе своей деятельности сталкивается с различными ситуациями и проблемами, требующими незамедлительного решения, поиска компромисса.

Какие же бывают стили общения педагогов с воспитанниками?

Называют по очереди. (Презентация)

Демократический стиль - основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.

Дружеские отношения - это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть перспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками.

Общение-дистанция - этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к воспитанникам, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.

Стиль запугивания - основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность.

Стиль высокомерия - как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.

Как видно, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.

4 тур. Решение педагогических ситуаций

Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Цель: актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

Решение педагогических ситуаций

 1) Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно проговаривая:

- Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:

- Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.

Но девочка не слушает ее, возражает:

- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

  • Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.
  • Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?
  • Какую роль в воспитании играют такие особенности как подражательность, стремление быть похожим на близких?

2) Мать делает замечание 5-летней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:

- Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.

- Все уступать да уступать! А если он мне мешает?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!

- Все равно, ты же старше его!

Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.

- Ах, так? - сердится девочка, - будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!

Девочка в сердцах толкает брата, конфликт разрастается, в результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом, у дочери нет заботливости и терпения как у будущей мамы по отношению к младшему брату.

  • В чем вы видите причину разросшегося конфликта между братом и сестрой?
  • Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?

 

3) На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет), впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

- Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова с вопросом обращается к мальчику педагог.

- А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! - В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?

- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют, - говорит мать, обращаясь к воспитателю.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные! Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, например...

- А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

  • В чем, по вашему мнению, значение игры для формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек, усвоения ими будущих социальных ролей?
  • Какое, по вашему мнению, имеет значение в становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Как вы объясните маме, что она заблуждается? Попробуйте объяснить.

Подведение итогов

У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы разгадаем кроссворд

        Разгадывание кроссворда

Ни для кого из нас не секрет, что одно из главных рабочих инструментов педагога – его речь. Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов произношения, может ли моя речь служить образцом для ребят?

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова, грамматически правильно строить предложения, логически последовательно
излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно.

Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель, разговаривая с детьми, должен использовать многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

При разгадывании кроссворда у вас должно было появиться ключевое слово «молодцы".

Командам дается задание - произнесите слово:

1 команда – громко, медленно

2 команда - быстро, грустно

3 команда – весело, протяжно

Жюри- вопросительно

Все участники - утвердительно.

Подведение итогов семинара-практикума.

Используемая литература

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.Казанский О. игры в самих себя., М., 1995.Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство". С. Птб. Акцидент. 1997.Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.// Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар–практикум для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела»

Цель : формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.Задачи. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.Обобщить мет...

Конспект семинара-практикума «По утрам зарядку делай, будешь сильным, будешь смелым!»

Формировать навыки сотрудничества детей и родителей;Приобщать родителей к участию в жизни группы и детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;Повысить уровень знаний родите...

Номинация "Мастер своего дела" Мастер - класс "Новогодняя игушка"

Скоро наступит  Новый Год!Это волшебный праздник, который ждут и дети и взрослые.Праздники дают возможность не только отдохнуть, но и показать свои таланты.Приблизить долгожданный миг помогут ёло...

"Воспитатель-мастер своего дела"

Семинар для педагогов ДОУ...

Семинар-практикум "Воспитатель-мастер своего дела"

Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности....