Уважаемые воспитатели и гости моего сайта, на этой странице Вы можете ознакомится с моими статьями и публикациями.
методическая разработка

Габриелян Ирина Сабировна

Предварительный просмотр:

 «Формирование предпосылок естественно-научной грамотности детей дошкольного возраста в СТЕМ — лаборатории»

 Габриелян И.С.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах  социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

К старшему дошкольному возрасту познавательно исследовательская деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Кто сказал, что наука — это скучное занятие для взрослых? Наукой можно заниматься и в детском саду! Детская универсальная STEAM – лаборатория является одним из инструментов SТЕМ – образования. Это новая оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для детей дошкольного возраста. Основная цель комплекта - познавательное развитие ребенка дошкольного возраста, способствовать формированию целостного представления об окружающем мире в процессе экспериментирования. В состав входит оборудование, которое позволяет познакомить юных исследователей с такими экспериментами как магнетизм, разнообразие звуков, пробы почвы, плотность жидкости, жизнь растений, жизнь насекомых. Работая с лабораторией, дети перевоплощаются в учёных, конструкторов, биологов, пожарных, медиков, они проводят опыты, экспериментируют, наблюдают различные явления, проявляют пытливость ума, и защищают свои первые проекты.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»:

-формирует представления об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

- единство всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания.

С детьми среднего дошкольного возраста мы знакомились с оборудованием SТЕМ – лаборатории, учились пользоваться оборудованием!

Дети с интересом рассматривали через лупу объекты, так же учились пользоваться пипеткой, правильно вдыхать ароматы, что действительно важно для дальнейшей работы.

С сентября 2022 года на базе   нашего детского сада появился кружок по опытно – экспериментальной деятельности «Любознайка, работа в котором проводится еженедельно.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую                                я активно использую, являются опыты.  Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: например, можно поставить проблему: «Во что поймать воздух?», «Имеет ли воздух форму, вкус?».

Наиболее интересным для детей оказалось тема «Статическое электричество». Мы провели опыты с воздушными шарами, «Танцующие овсяные хлопья» шерстяным палантином и плазменным шаром Тесла. Ребята были в восторге от удивительных свойств магнита и магнетизма

Опытном путем выясняли имеют ли предметы вес? Казалось бы, хорошо знакомый объект бумага открыл для ребят новые удивительные секреты путем экспериментирования.

«Почему от лука плачут?»  темой их исследования был ЛУК. Ребята узнали, от чего от лука плачут, что такое фитонциды, хлорофилл, а также создали своего Чипполино.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного? После эксперимента важно не упускать воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят        порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

В свою работу активно включаю родителей. Для родителей создала картотеку опытов и экспериментов, которые можно провести дома совместно с ребенком. Провела онлайн мастер – класс «Опыты для всех». Реализую совместную детско-взрослую познавательно-исследовательскую деятельность в ходе проектов. В этом учебном году с родителями мы провели совместное занятие «Воздушные Пузырики».

Мы с детьми активно участвовуем в городском фестивале детских открытий «Звездочки».

 Таким образом, правильно организованная познавательно -исследовательская деятельность позволяет достигнуть целевых ориентиров дошкольного образования и сделать процесс обучения максимально эффективным.

Я убеждена, что в опытно - экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.



Предварительный просмотр:

Технологии развития логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Габриелян И.С., воспитатель

Одной из задач современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В настоящее время в связи с процессами информатизации, происходящими в современном обществе, математическому обучению отводится особая роль.

Соотношение игровых и познавательных мотивов в старшем возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей. В процессе работы с детьми, с целью уточнения и расширения их математических представлений я использую логические  блоки Дьенеша. Которые являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Основная особенность блоков Дьнеша  это - универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. Разделение игр по возрастам условно: все : зависит от уровня развития детей и от того в каком возрасте вы начинаете использовать данные игры, можно начинать играть и в 2 года и в 5лет.

Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал, который представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

* формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные),

* цветом – (красные, синие, желтые),

         * размером – (большие и маленькие),

*толщиной – (толстые и тонкие).

В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Мною были сделаны карточки – символы свойств на каждого ребенка и демонстрационные карточки - символы свойств блоков. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Данные карточки помогают детям перейти от наглядно- образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – это мостик к словесно-логическому мышлению. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями. Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимы им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Так же в своей работе по развитию логико-математического мышления детей использую технологию ЛЭПБУК, которая успешно прижилась у нас в группе. Лэпбук «Волшебные блоки Дьенеша» предназначенный для детей 3-4 лет содержит: набор дидактических игр, кубики с признаками, картотека с описанием дидактических игр.

Цель данного лэпбука: Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша.

Я использую «Лэпбук» для изучения нового материла, для обобщения и закрепления уже известного. Работая с игровым пособием, воспитанники приобретают опыт выполнения тех универсальных действий, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни. Считаю, что использование игр с блоками Дьенеша является перспективным направлением в деятельности любого педагога так   как   мы   с вами    развиваем у детей не только мыслительные способности, но и коммуникативные    навыки   в целом.

Новизна заключается в том, что использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника. В нашей группе создана коллекция лэпбуков по многим направлениям развития дошкольников.

Начиная со старшего дошкольного возраста на этапе подготовки детей к школьному обучению в своей работе использую дополнительную программу «Предшкола нового поколения», реализуемую при помощи электронных мультимедийных устройств.

Авторы «Предшколы нового поколения» нашли прекрасное решение - соединили обучение с игрой. Знакомство с маленьким, любознательным барсучонком Кронтиком позволяет будущим первоклассникам совместно с маленьким героем и его друзьями преодолевать первые трудности в школе. Вместе с ним дети учатся говорить, рассуждать, спорить, считать, учат звуки и буквы, цифры, учатся писать и считать.

Важная составляющая данного программного материала - это совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения.

Таким образом, данные технологии позволяют разнообразить математическую деятельность, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений и активное развитие логико-математического мышления у детей.



Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности

Габриелян И.С., воспитатель,

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться   в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы самостоятельно.

В работе с детьми дошкольного возраста я активно использую метод экспериментирования. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Опытно – экспериментальная деятельность является не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главное изучение объектов самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Для реализации опытно – экспериментальной деятельности в нашей группе создана лаборатория, в которой собран разнообразный материал, необходимый для самостоятельной исследовательской и экспериментальной деятельности детей. При создании лаборатории учитывались следующие требования: безопасность, доступность, мобильность, достаточность материала. Материал соответствует уровню развития детей, их возрасту. Оборудование постоянно пополняется, обновляется в соответствии с темой и временем года, что позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня с учётом индивидуальных особенностей.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

♦     ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

♦       предлагает возможные решения;

♦       проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

♦       делает выводы в соответствии с результатами проверки;

♦       применяет выводы к новым данным;

♦       делает обобщения.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Так, приходя тему домашние животные мы выяснили, что у кошки в темноте светятся глаза, это стало толчком к проведению опыта: «Светящиеся глаза». Мы выяснили, что свет от глаз кошки – это свет, который попал в зрачок и отразился от блестящего, зеркального покрытия на задней стенке глаза. Это покрытие помогает кошкам лучше видеть в темноте и соответственно проще добывать себе пищу.

Когда мы выясняли, чем питаются птицы, ребят заинтересовал вопрос, как они   ловят летящих насекомых. Мы провели опыт: «Клюв». И выяснили что, форма и размер клюва помогает ловить насекомых.

У меня воспитывался мальчик, которого очень интересовал мир насекомых. Однажды он задал очень интересный вопрос: почему пауки не попадаются в свои сети? Этот вопрос заинтересовал нас всех. И мы провели опыт «Ловушка». И выяснили, что паутина сделана из липких и не липких полосок.

Проходя тему, пустыня и жизнь в пустыне мы узнали, что там растут кактусы, мы уже знали, что для нормального роста и развития растений нужно: почва, свет, тепло, вода. А в пустыне мало воды, мы решили это выяснить с помощью опыта: «Сочный». Взяли лист бумаги, сложили его гармошкой, соединили края, получился гофрированный цилиндр, положили туда пакет и налили в него воды, понаблюдав за цилиндром, мы пришли к выводу, что вода никуда не исчезает. А ведь многие кактусы выглядят как цилиндр, это позволяет им поглощать воду во время дождей, и использовать ее во время засухи.

В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Детям также очень нравятся эксперименты, на которых они знакомятся с магнитом и его свойствами. Дети определяют материалы, взаимодействующие с магнитами, знакомятся со свойствами магнита ‒ прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества; выявляют такую особенность при взаимодействии двух магнитов, как притяжение и отталкивание, способность металлических предметов намагничиваться.

А как рассказать детям про электричество без скуки? Конечно же посредством опытов! Особенно про неопасное электричество, статическое. Малышам очень нравятся такие эксперимент.

В заключении хочется отметить, что при прохождении какой-либо темы на занятиях у ребят обязательно останутся вопросы. На мой взгляд, необходимо внимание педагогов обращать именно на то, что дети усвоили и что для них осталось не понятным. Давать детям возможность самостоятельно добывать знания с помощью опытно – экспериментальной деятельности.

Убеждена, что в опытно - экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стараюсь учить не всему, а главному, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОО с родителями 
воспитанников в условиях реализации  ФГОС ДО.

Габриелян Ирина  Сабировна

  Семья  и  детский  сад    два   воспитательных    института.  Каждый,   из    которых   дает  ребенку  определенный  социальный  опыт,   но  только   во     взаимодействии  друг   с  другом  они   создают,  оптимальные   условия    для  вхождения  маленького  человека   в  большой  мир.

В соответствии  с  ФГОС    ДО  мы   рассматриваем    детей и родителей  как субъектов   образовательных  отношений   и  организуем  сотрудничество     с  родителями на  основе   психологии доверия.  Одной  из    задач    федерального  стандарта    является  обеспечение психолого-педагогическое  поддержки  семьи и  повышение   компетентности  родителей  в  вопросах  развития детей.   В  целях   реализации  этой   задачи  мы  используем  различные  формы    взаимодействия  с родителями:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  •  совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  •  участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  •  консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы  и др.

Мы составили и провели несколько, совместных мероприятий, такие как:

  • интеллектуальная игра КВН;
  • спортивные праздники;
  • вечера досугов;
  • тренинги и другие.

Для нас главное  -  это то,  что наши  родители  не являлись пассивными слушателями, и   мы видели  обратную  связь.

Такие встречи стали традицией в нашей группе, и мы, поддерживая интерес родителей, проводим различные мероприятия  практически ежемесячно.  Проводя    мероприятия  такого характера целесообразно задавать вопросы, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр игр, прогулок, занятий и т. д. Интерес родителей к вопросу, который будет обсуждаться собрании должен быть  сформирован  заранее, в период подготовки к мероприятию. Формулировку темы следует сделать проблемной, например: «Почему ребенок не слушается», «Развитие творческих способностей ребенка», «Как правильно подготовить ребенка к школе», «Растить любознательных», «Роль совместного отдыха детей и родителей» «Путешествие почемучек».

В практике нашей  деятельности положительно зарекомендовала себя своевременная подготовка пригласительных билетов руками детей. Например, если собрание посвящается проблеме трудового воспитания можно оформить приглашение в виде веника или фартука, если речь пойдет о подготовке к Новому году, то сделать его в виде елочки. Следует заранее предложить родителям вопросы для обсуждения и небольшие задания. Например, понаблюдать за тем, какие вопросы и как часто задает ребенок, какие игры он предпочитает и др. Собрания можно проводить в форме вечеров вопросов и ответов, устного журнала, ток-шоу и др.

Рубрики могут повторять те, что мы видим в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «В кругу семьи»,  «Справочное бюро», «Говорят дети». Ток-шоу по аналогии с телевизионным дает возможность участия в нем нескольких специалистов. Здесь неограниченные возможности  для активизации  родителей, столкновения различных, порой полярных точек зрения. Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение  - дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции, формировать  педагогическую  компетентность.

 Педагоги сами должны хорошо разбираться в проблемах, которые преподносят слушателям, готовится заранее к мероприятиям. При подготовке   мы  составляем  развернутый план встречи, тезисы для  обсуждения, подбираем  яркие, показательные примеры из жизни группы и т.д.

Если мы с вами уважаемые коллеги, в своей работе с родителями будем подходить неформально, творчески, родители станут нашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Может ли у моего ребенка появиться заикание?

Что мешает заикающимся детям говорить «нормально»?  Каковы причины заикания? Чем и как можно помочь ребенку? Существует ли лекарство от заикания? Это наиболее актуальные вопросы, ...

Сказки разных авторов на моем сайте "Волшебное тесто"

Сказки Чуковского и не только https://alahverdieva.wixsite.com/lepka/skazki...

Статья для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ»

Статья  для публикации в сборнике материалов на сайте ФГБОУ ВО«СахГУ» по теме: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры в соответстви...

Может ли у моего ребёнка появиться заикание

Советы родителям дошкольников, какие шаги предприять, если ребёнок начал заикаться....

Консультация для воспитателей. Сайт воспитателя. Рекомендации по ведению сайта. Выбор, оформление и создание страницы на сайте педагогом/

С введением федеральных государственных образовательных стандартов образование на сегодняшний день даёт возможность каждому педагогу проанализировать свою профессиональную деятельность и выявить, а чт...