Консультация для педагогов "Нравственно - патриотическое воспитание в ДОУ"
консультация

Галимова Лариса Маратовна

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, селу, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в ДОУ

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, гордость за вой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «Дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО  предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Именно в дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому задачами педагогов являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу /городу, округу, стране;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду, людям разных профессий;
  • Развитие интереса к русским народным традициям и промыслам; традициям и промыслам народа малой родины;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о родном городе / селе, округе, стране;
  • Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность, коммуникабельность, ответственность, чувство собственного достоинства.

Задачи нравственно – патриотического воспитания:

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу / селу, округу, стране;

- формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

- формирование духовно – нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

- воспитание любви, уважения к соей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (своим сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);

- воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины и малой Родины.

Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом / селом, округом: его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами / селянами прошлого и настоящего, с достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям), помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:

  1. Охрана и укрепление здоровья ребенка;
  2. Формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;
  3. Развитие любознательности;
  4. Формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;
  5. Развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
  6. Формирование коммуникативных способностей.

Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:

  1. Разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом (беседа может подкрепляться целевой прогулкой, экскурсией к памятным местам, в музей);
  2. В занятия включены разнообразные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
  3. Основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма – пронизывает все виды НОД, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению (ФМЭП, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях целесообразно решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре развивать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Для более эффективной работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается:

- в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;

- в обеспечении родителей минимумом психолого – педагогической информацией, обучении их способам общения с ребенком;

- в обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;

- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;

- создание в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта или перспективного плана, которые включают в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.

Занятия проходят на доступном для понимания детей материале, начиная с рассматривания семейных реликвий, наград, предметов военного быта, имеющихся в семьях. Проводятся встречи с участниками войны, тружениками тыла, «детьми войны». Хорошо, если это люди – родственники детей, посещающих группу. Немаловажно изучение улиц, названных в честь героев, проведение тематических экскурсий специалистами – экскурсоводами.

Необходимо привлекать к работе родителей, их помощь детскому саду возможна в организации встреч с ветеранами, изготовлении самиздатовских книжек, рисунков и пр.

Целесообразно создание в группах мини – музеев, в которых могут находиться:

- художественная и публицистическая литература;

- малые скульптурные формы;

- фотоальбомы;

- семейные альбомы;

- реальные награды или их художественное изображение;

- запись рассказов участников сражений, их воспоминаний;

- запись рассказов детей;

- аудио-видео, CD записи с песнями времен войны;

- диафильмы, слайды, презентации.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены, мероприятия проводятся не только для детей, но для родителей.

Формы работы с детьми и их родителями

по нравственно – патриотическому воспитанию

- интегрированные, познавательно – экологические занятия, физкультурные досуги, военно – спортивные игры, музыкальные праздники, досуги и развлечения, физкультминутки ;

- беседы, рассказы, ситуативные разговоры;

- тематические презентации;

- дидактические игры и упражнения, СРИ, подвижные игры;

- чтение и обсуждение, рассматривание и обсуждение;

- изготовление атрибутов для СРИ;

- создание тематических папок и их оформление;

- изготовление поделок для группового помещения и праздникам;

- конструирование военной техники из бумаги и бросового материала;

- выставки книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи;

- викторины;

- инсценирование и драматизация отрывков художественных произведений, разучивание стихотворений, пословиц и поговорок;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок;

- продуктивная деятельность по прочитанному или просмотренному произведению, рисование иллюстраций к художественным произведениям, рисование иллюстраций к прослушанным (военным) песням, музыкальным произведениям;

- пение, беседы по содержанию песни, драматизация песни, слушание и обсуждение (военных) песен;

- патриотические акции;

- экскурсии (к памятникам, в музей, библиотеку и пр.);

- посещение музеев, библиотек;

- целевые прогулки;

- народные праздники;

- создание мини – музеев, музеев – архивов, наполняемых детьми и родителями семейными реликвиями;

- смотры – конкурсы;

- запись детских рассказов;

- интервьюирование;

- изготовление плакатов;

- организация встреч с уважаемыми людьми, ветеранами, тружениками тыла, «детьми войны»;

- создание мини – музеев;

- просмотр и обсуждение видеоматериалов;

- посещение и изготовление макетов памятников и памятных мест.

- семейные вечера;

- музыкально – литературные композиции;

- тематические выставки;

- рукописные журналы;

- выставки рисунков, плакатов;

- проведение творческих мастерских;

- создание «Семейных клубов»;

- оформление выставок детского творчества, совместного творчества детей со взрослыми;

- фотовыставки;

- викторины, сочинение загадок (о военных предметах и событиях войны);

- патриотические акции;

- консультации и рекомендации;

- анкетирование.

Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду среди направлений образовательной программы ДОУ (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, на сегодняшний ...

Консультация для педагогов «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

       В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриот...

Консультация для педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Материал будет полезен педагогам при подготовке докладов, сообщений к педсоветам....

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться, заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие  поступки. Сюд...

Консультация для педагогов " Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...