Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебное электричество» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Людмила Владимировна Ермолаева

  Цель: познакомить   детей с   достижением   человечества  -электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком. Закрепить   правила   безопасного   обращения   с электрическими приборами, развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_volshebnoe_elektrichestvo.docx95.45 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-6.userapi.com/hk3OhnNUqFAM8RgrswNkhHmNkozIeh_qqwhgGg/PHJScpsDgNw.jpg                           Конспект занятия

«Волшебное электричество»

в подготовительной группе

Цель: познакомить   детей   с   причиной   возникновения   и   проявления электричества.

Задачи: Образовательные:  Познакомить   с   достижением   человечества  -электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком, с новым понятием «статическое электричество». Обобщать   знания   детей   об   электрических   приборах   и   их   использовании человеком.

Развивающие: Развивать   стремление   к   экспериментальной деятельности   через   опыты. Закреплять   правила   безопасного   обращения   с электрическими   приборами. Способствовать   развитию   психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Методические приемы: Словесный   (художественное   слово,   объяснение, беседа, вопрос). Игровой (физкультминутка). Наглядный (просмотр фрагмента мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы; слайд «Бытовая техника»).

Словарная работа:  Активизировать   словарь   детей   за   счёт слов: электричество,   электроприборы,   электроны,   электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.

Материалы, оборудование:  часы,   батарейка,   картинки   к   игре   «Как предметы   помогают   человеку»,  слайды   «Бытовая   техника», мультимедийный  проектор;   воздушные  шары, лоскуты синтетической ткани, пустые шариковые ручки, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, пластик.

Ход занятия:

I.Вводная часть. Организационный момент. Рефлексивный круг. 

Воспитатель: Поздороваемся с нашими гостями. Педагог обращает их внимание на цветок, который держит в руках: «Помните сказку о девочке, у

которой был волшебный цветок, его лепестки выполняли заветное желание, а как называется этот цветок?

-Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,

Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, Быть по-моему вели!

Представьте себе, что есть волшебник, который выполнит все желания. Для

этого надо оторвать один лепесток, загадать желание и рассказать о своей

мечте, по очереди отрывают лепестки и рассказывают, чего они хотели.

Воспитатель: вы загадали свои желания, а можно и мне загадать? (да)

I. Введение в ситуацию.

А я хочу, хочу, чтобы, наши часы, ни когда не останавливались и мы с вами

не пропускали важные дела, но по - моему они не ходят.   Не слышно как

тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое? (Дети высказывают:

нет батарейки, села батарейка, они сломались и т.д.).

Давайте   найдем   место,   куда   нужно   вставлять   батарейку.   Попробуем

поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали.

Послушайте. Тикают?

II. Актуализация знаний.

– Как вы думаете, почему часы стали тикать?

– Верно,  когда мы вставили батарейку,  через часы прошел электрический

ток, и часы заработали. Стрелки движутся, часы тикают. 

Воспитатель: А вы хотите узнать,  что за  сила скрывается в батарейке и помогает работать всем электрическим приборам?  (да)

Ребята,   нам   сегодня   предстоит   большая   работа   по   изучению   этого

загадочной  силы.  А спланировать  нашу работу нам поможет доска   задач.

Давайте  подойдем к  ней  поближе.  Попытаемся  выяснить  и  ответить  на  3вопроса: -что мы уже знаем о электричестве? -что хотим узнать?-как сможем узнать,  что нам в этом поможет? Обозначать вопросы будем

картинками.

1.Итак, что мы знаем?

Электричество есть в каждом доме.

Электрический ток есть в розетке и он опасен.

2.Что мы хотим узнать о электрическом токе?

Что такое электричество?

В нашей группе есть электричество и для чего оно нужно?

Где мы можем встретить электричество?

Что такое статическое электричество? 

Воспитатель: Статическое электричество - это явление, которое возникает, когда заряды электричества остаются на поверхности предметов и не двигаются. Например, когда ты трескаешь шерстью и волосы на голове становятся «насыпкой», или когда ты касаешься дверной ручки и чувствуешь лёгкий удар электричества.

1 вопрос.  Электрический   ток   вырабатывается   на   больших электростанциях.   Чтобы   получить   электричество,   на   одних   станциях

используется     сила   воды,   на   других   сила   солнца, ветра,   есть   станции, которые используют энергию атома. От электростанций электрический ток

движется   по   проводам   находящимся   высоко   над   землей   или   спрятан  под   землёй.   Посмотрите   на   схему,   где   показано   как   движется

электрический ток по проводам: заряженные частицы с плюсом движутся в

одну сторону, а отрицательные с минусом движутся в другую сторону, так

возникает   электрический   ток.  По электро проводу   ток   подается   в дома и приходит в розетку, затем мы включаем  электроприборы в розетку

и они работают. 

2 вопрос. Ребята,   как  вы думаете,  в  нашей  группе  есть   электричество?  По каким

предметам   вы   можете   догадаться   о   наличии   электричества? (Розетки,

выключатели, провода и т. д.). 

Какие помощники у нас дома работают с помощью электричества? Отгадайте загадки:

-Пыль найдет и вмиг проглотит

Чистоту для нас наводит.

Длинный шланг, как хобот, нос,

Коврик чистит… Дети: Пылесос. (картинка пылесос)

-Белый шкаф стоит в углу,

В нашей кухне на полу.

В нем морозно даже летом

Кто мне скажет: что же это? Дети: Холодильник. (картинка холодильник)

-Крутит-вертит барабан

Мамина помощница.

В ней простынка, сарафан

Чисто прополощутся. Дети: Стиральная машина (картинка ст. машинки)

-Что за чудо, что за ящик?

Сам – певец и сам – рассказчик.

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. Дети: Телевизор. (картинка телевизора)

Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти предметы? Дети: Электроприборы.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в  игру  «Подбери пару»  и  определить на смену каким предметам быта пришли современные электроприборы. 

Настольная   лампа   -   свеча,   коса   -   газонокосилка,   пылесос   -веник, электроплита – печь, стиральная машина - корыто, веретено швейная

машинка, вентилятор- веер.

Воспитатель: Электричество -наш друг и  помощник,  но может превратиться  во   врага. Почему, ребята? 

Воспитатель: Вот  сейчас  и  проверим ваши знания.  Посмотрите  на  экранЯ  буду показывать вам картинки, а вы объяснять правила безопасности.

Презентация. 

1) Детям самостоятельно нельзя включать электрические приборы.

2)Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому,

выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

3) Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать за вилку.

4)Ни   в   коем   случае   нельзя   подходить   к   оголенным   проводам,   не

дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

5)Нельзя   прикасаться   мокрыми   руками   к   электрическим   приборам   и

проводам.

6)Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

7)Нельзя дотрагиваться до горячих электроприборов.

Молодцы, справились с заданием, а сейчас я предлагаю вам превратиться в

электроны, которые бегут по проводам, и  размяться. Выполняйте движения

со мной.

Физкультминутка.

Ток бежит по проводам,                (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам.            («Фонарики»)

Чтоб работали приборы,               («Моторчик»)

Холодильник, мониторы.              ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос,                      прибор)

Ток энергию принёс.                      (Взяться за руки)

Экспериментирование.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, электричество бывает только опасное? Дети:(Да). 

Но   есть   электричество   и   безопасное,   тихое   незаметное   и   если   его поймать,   то  с  ним даже можно поиграть.  Я приглашаю вас  в  волшебную

лабораторию,   где   мы   познакомимся   со   статическим   электричеством   и научимся его ловить. 

ОПЫТ  №   1.Воспитатель: Ребята,   посмотрите,   у   меня   есть   воздушный   шарик. Давайте мы возьмём шарики, которые лежат на полу, двумя руками и потрём его об одежду, а теперь отпустим. Что произошло с шариком?

Дети. Шарик держится и не падает. Он прилип.

Воспитатель: Это произошло из-за того, что мы создали статическое электричество, когда   потерли   шарик   об   одежду.   Шарик     наполнился   статическим

электричеством, поэтому притянулся к одежде. Дети, так какой мы можем

сделать вывод. Вывод: в одежде живет статическое электричество

ОПЫТ № 2. Преступаем к следующему и попробуем другие предметы

сделать волшебными. У меня есть вот такие бумажные бабочки. Возьмите с

подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что

вы видите? Дети:  (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно.) А как

вы думаете, что может произойти с бабочками, если мы познакомим их со

статическим электричеством? Дети: (они  обожгутся). Сделаем эти палочки   волшебными,   то   есть   электрическими,   и   они   помогут

бабочкам взлететь.  Возьмите  пластмассовую палочку и  потрите  о  волосы.

Медленно   поднесем  палочку   к   бабочкам   и   потихоньку   поднимем   ее.

Бабочки   оторвутся   от   стола.   Почему?   Дети:  (Палочка зарядилась

статическим электричеством и бабочки прилипли, притянулась).  Как

палочки   стали   электрическими?  Дети:  (Их натерли о волосы). Дети,   так

какой мы можем сделать Вывод: электричество живёт в волосах.

ОПЫТ № 3. Переходим к следующему, расстелем на столе бумажное 

полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. 

Дети, скажите можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что 

сделать это весьма затруднительно! 

Давайте надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной 

свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. 

Что произошло? (Перец прилип к шарику, а соль осталась на столе)

Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, она также зарядилась статическим 

электричеством. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец 

начал притягиваться к нему.

Вывод: Благодаря статическому электричеству мы смогли разделить: перец 

и соль, электричество может помогать нам в быту.

Итог. Рефлексия. 

Воспитатель. Я приглашаю вас к доске задач. С чем сегодня познакомились на занятии?   Что   мы   делали,   чтобы   найти   ответы   на   вопросы? Кто был самым активным на занятии? Вы много сделали сегодня, и мне очень понравилось, как вы работали.  На этом наше занятие закончено.

В дальнейшем мы с вами начнем знакомиться с другими видами электричества, его значением для нашей жизни. А за то, что вы сегодня очень хорошо потрудились, я вам подарю по воздушному шарику, экспериментируйте в свободное время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебные превращения капельки" с использованием ИКТ

Конспект  непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Волшебные превращения капельки».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музык...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности " Волшебные стёклышки"

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало...

Конспект нод по экспериментальной деятельности «Бумажные забавы» в подготовительной группе

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебные свойства магнита»

Данный материал ставит перед собой цель сформировать у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использован...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Волшебный песок»

Данный материал позволяет обеспечить знакомство детей со свойствами кинетического песка; сформировать умение сравнивать песок по качеству и свойствам (влажный, сухой, холодный, теплый, ...

Конспект образовательной опытно-экспериментальной деятельности "Волшебный магнит" в старшей группе

Цель: способствовать расширению и систематизации знанию детей о магните и некоторых его свойствах....

Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Волшебный песок» в средней группе

Цель занятия: обобщить и уточнить  знания детей на данном этапе.Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное...