"Учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе" Консультация для начинающих педагогов
методическая разработка

Манухина Галина Исламовна

   Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_nachinayushchih_pedagogov.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для начинающих педагогов

«Учет индивидуальных особенностей  детей дошкольного возраста  в воспитательно-образовательной работе»

                                                                                                                             Составила:

Манухина Г.И.,                                                                                                                              воспитатель

          Индивидуальный подход - важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребенка. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

  • знание и понимание детей;
  • любовь к детям;
  • основательный теоретический баланс;
  • способность педагога размышлять и умение анализировать.

     Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

     Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

В современной психологии проблема психодинамических качеств личности является одной из наиболее сложных и малоисследованных. Взгляды психологов на проблему психодинамических особенностей составляют широкий спектр представлений от признания психодинамических свойств, определяющими все остальные свойства личности (такова точка зрения Г.Айзенка) до признания безразличия данных свойств по отношению к личности (школа А.Н.Леонтьева и школа Б.М.Теплова). В отличие от зарубежных теорий, отечественная психология основой личности считает систему диспозиций, отношений, установок, определяющих направленность личности. В русле традиций школы И.П.Павлова свойства темперамента рассматриваются как обусловленные свойствами общего типа нервной системы. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

  • Силу возбуждения и торможения;
  • Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
  • Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный, неуравновешенный,  подвижный  (соответствует холерическому темпераменту).
  2. Сильный, уравновешенный, подвижный  (соответствует сангвиническому темпераменту).
  3. Слабый,  неуравновешенный, подвижный при повышенной  возбудимости (соответствует меланхолическому темпераменту).
  4. Сильный, уравновешенный, инертный  (соответствует флегматическому темпераменту).

     Самая распространенная точка зрения на проблему психодинамических свойств в отечественной психологии – рассмотрение свойств темперамента одновременно в двух планах: 1) как одно из свойств личности; 2) как природную основу личности.

     Ведущими отечественными и зарубежными психологами доказано, что врожденные психодинамические качества определяют индивидуальный путь развития личности и являются основой для формирования индивидуального стиля деятельности и общения. Именно эти стили обеспечивают гармоничное развитие личности, успешность процесса социализации, что приобретает особое значение в наше время, когда активность, самостоятельность, волевые черты характера становятся залогом полноценной жизни человека в обществе.

     Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.

     Темперамент – это врожденное качество, и изменить его невозможно!!!

     Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.

     При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у сангвиника - распыленность интересов; у холерика - несдержанности, резкости; у флегматика - вялости, безучастности к окружающему; у меланхолика - замкнутости, неуверенности, чрезмерной застенчивости.

     Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один “чистый” тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

     При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.

      Важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять  чувственно-эмоциональной сфере  детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

     При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.

     Задача взрослых - создать условия для полноценного развития специфически детских видов деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

     Помните: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного достоинства.

     С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Использованная литература:

  1. Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня [Текст]: учеб. пособие / Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова.- М.: Знание,2001.-80с.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. - 376 с.
  3. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2019. - 112 c.
  4. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике [Текст]:/ И.М. Кононова. – М.: ДиС,2004.-256с.
  5.  Мазурова, М.В. Думаем, решаем - себя развиваем. Индивидуальная тетрадь для детей 5-6 лет / М.В. Мазурова. - М.: Белый ветер, 2015. - 800 c.
  6. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2015. - 833 c.
  7. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]:/ С.Файнберг//Дошкольное воспитание.-2001.-№2.-с.52-62.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...

Индивидуально-дифференцированный подход педагога в организации воспитательно-образовательного процесса МДОУ. Алгоритм работы педагога.

Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком. Необходимое условие дифференцированн...

«Роль русских народных песенок, пестушек, потешек в воспитательно-образовательном процессе» Мастер – класс для педагогов.

Мастер - класс  в виде презентации.Цель: приобщение к русским корням и истокам, и культуре в целом.Задачи:  взрослые должны помочь  детям постичь своеобразие русского национального хара...

Партнерские отношения в воспитательно-образовательном процессе между родителями и педагогами

Работа включает в себя теоретические основы взаимодействия с семьями воспитанников  в условиях ДОУ.Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации.Система работы по построен...

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...

План работы по самообразованию на тему: «Новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в инновационной деятельности педагогов ДОУ» на 2017 – 2019 учебный год».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...