Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"
проект (старшая группа)

Вахонина Светлана Олеговна

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам, планшетам, в связи с этим дети становятся агрессивными, нервными, нету интереса к прослушиванию сказок, даже к просмотру мультфильмам советского союза. У многих детей западают такие нравственные качества, такие как поздороваться, попрощаться, по благодарить, помочь и т.д., ведь этим нравственным качествам учат в сказках.  Детям очень важно окунуться в мир сказок, чтобы привить интерес, любовь к сказками, и развить нравственные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «НОМИНА» г. УЛАН-УДЭ
670049, г. Улан-Удэ, 104-й мкр, д.7,  телефон 379402

«СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО                                  ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Группа старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет

Подготовила: Вахонина С.О.

г. Улан-Удэ

2022 г.

«Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая её, безмерно любили детей.»

Т. Гончаров

Актуальность

В  21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам, планшетам, в связи с этим дети становятся агрессивными, нервными, нету интереса к прослушиванию сказок, даже к просмотру мультфильмам советского союза. У многих детей западают такие нравственные качества, такие как поздороваться, попрощаться, по благодарить, помочь и т.д., ведь этим нравственным качествам учат в сказках.  Детям очень важно окунуться в мир сказок, чтобы привить интерес, любовь к сказками, и развить нравственные качества.

Проблема

Как через сказки развить нравственные качества у детей?


Цель. Создать условия для нравственного развития детей. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

  • Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
  • Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  • Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
  • Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня педагогической компетенции «Духовно-нравственное воспитание детей посредством сказки».
  • Разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей.
  • Усвоение детьми норм нравственного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе.
  • Осознание детьми базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм.
  • Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
  • Знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества.
  • Понимание эмоционального состояния окружающих.
  • Форсированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости.
  • Развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продукт проекта: рисунки детей «Моя любимая сказка», «Лисичка-сестричка и волк».

Период реализации: с 15 февраля г. по 1 апреля 2022 г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Принципы:

  1. Отбор художественного материала по различным видам народного искусства, обусловленного возрастными особенностями детей.
  2. Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
  3. Активное включение детей в разнообразные художественно творческие деятельности: игровую, художественно – речевую, изобразительную.
  4. Принцип индивидуального подхода, учета индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития, индивидуальная работа с каждым ребёнком.
  5. Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

1 этап

Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта:

  • Изучение методической литературы по данной проблеме. Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет» - Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.
  • Изучение статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч».
  • Изучение инновационных методик и технологий «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».
  • Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
  • Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.


2 этап

Основной (реализация проекта)

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Февраль

Подбор материала на тему: «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания».

Беседа: «Волшебные сказки».

Дидактическая игра «Угадай сказку»

Цель: - развивать у детей устойчивый интерес к книгам с русскими народными сказками; желание читать их и рассматривать иллюстрации.

- формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках.

- развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков.

Консультация: «Как подружить ребёнка с книгой».

Чтение сказки "Теремок».

Дидактическая игра «Найди знакомого героя сказки».

Цель: - помочь детям вспомнить знакомые сказки, рассказы, потешки;

- формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к литературным произведениям и малым фольклорным формам;

- развивать умение сопереживать персонажам сказок, потешек;

- воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру

Драматизация сказки «Теремок»

Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности; развитие желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх; развитие речи и коммуникативные навыки у детей, приобщение детей к театрализованной деятельности.

Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Цель: - учить детей пересказывать близко к тексту, выдерживать последовательность и логическую завершённость рассказа;

- активизировать речь прилагательными (хрупкий, лёгкий, прозрачный);

- закрепить употребление глаголов движения;

- формировать умение слушать, активно участвовать в занятии.

 Пересказ сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка»

Цель: Познакомить воспитанников со сказкой «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А. С. Пушкина;

Задачи: Активизировать словарь детей по темам: «Море», «Небо». Познакомить с отрывком из «Сказки о рыбаке и золотой рыбке» А. С. Пушкина; развивать связную речь, чувство рифмы, мелкую мускулатуру кистей рук, закрепить у детей знания о русских народных сказках и авторских сказках, объяснить значение слов «избушка», «невод».

Рассматривание картинок к сказке

Период

Самореализация

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Март

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

Цель: - учить детей пересказывать сказку с опорой на мнемотаблицу;

- развивать связную речь, память, внимание, образное мышление;

- продолжать закреплять знания о домашних животных; как называются детёныши домашних животных;

- закреплять правила поведения дома и при встрече с незнакомым человеком.

Консультация: «Учите детей любить книгу».

Методические рекомендации по теме: «Роль сказок в развитии детей».

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

Цель: - учить детей слушать и правильно отвечать на вопросы;

- закреплять знания детей о литературных произведениях К. Чуковского;

- развивать координацию движений и умение двигаться в соответствии с текстом;

- развивать мышление, речь, воображение, память;

- воспитывать усидчивость и коммуникативные взаимоотношения между детьми.

Чтение сказки «Федорино горе» К. Чуковского.

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского.

Цель: - формировать умения понимать содержание произведения «Федорино горе», анализировать причины поступков героев;

- развивать восприятие на слух сказки К. Чуковского «Федорино горе» посредством беседы по произведению и дидактическую игру;

- воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения

Рисование «Моя любимая сказка»

Цель: учить передавать в рисунках эпизоды из своих любимых сказок.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки.

Развивающие задачи:

-Развивать умение выбирать понравившийся эпизод и творческое воображение при создании иллюстраций к сказке, располагая изображение по всему листу и правильно держа карандаш.

Воспитательные задачи:

 -Воспитывать эстетическое отношение и любовь к произведениям народного творчества.

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Показ настольного театра.

Цель: - учить строить развернутые высказывания, выразительно передавать диалог персонажей;

- продолжать учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы;

- продолжать формировать умение отвечать на вопросы по тексту полным предложением;

- формировать умение подбирать слова в уменьшительное - ласкательной форме;

- воспитывать уважение, доброту к другим.

Сочинение сказки: «Если бы я был(а) волшебником(цей)».

Цель: - продолжать учить составлению творческого рассказа – сказки;

- развивать внимание, умение выразительно рассказывать придуманную историю;

- воспитывать интерес к творческому рассказыванию эстетическую и эмоциональную отзывчивость.


Изучение методической литературы

  1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.
  2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
  3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
  4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку».
  5. Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
  7. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям».
  8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
  9. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.
  10.  Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.
  11.  Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника», Просвещение,
  12.  Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996
  13.  О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика –синтез., Сфера. 2003
  14.  Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. М. Просвещение, 1982
  15.  Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
  16.  Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»
  17.  Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
  18.  Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа....

Статья на тему: «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств дошкольника»

Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребёнка, также обогащает  его эмоциями, прививает любовь к родному краю, к природе. Одна из важных задач во...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Народные  подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми....

Статья «Физическое развитие как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников»

Подготовка ответственного гражданина, патриота своей Родины -  это одна из основных задач нашего современного общества. Все нравственные качества формируются на протяжении жизни и деятельности че...

Сказка как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников является  одной из актуальных проблем педагогики. Для того, чтобы воспитать нравственные качества у дошкольника применяют различные методы и средства, одним и...

Игра как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников

laquo;Игра – это огромное светлое нежное,через  которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений и понятийоб окружающем мире.Игра – это искра, зажигающаяо...