Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
статья

Леденева Олеся Евгеньевна

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.

По утверждению педагогов, развитие любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один – два года! Для родителей – это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период.

Дошкольное детство – период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

Известно, что познание – главная деятельность дошкольников, процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».

Даже в первом полугодии жизни у младенца можно наблюдать сложно построенную деятельность, включающую все важнейшие структурные элементы – потребности, мотивы, действия, а не только простые операции, возникающие почти автоматически под влиянием запускающего их внешнего раздражителя. Познавательная деятельность имеет специфический предмет и результат: ее предметом является информация, заключенная в предмете, на который направлено внимание ребенка, а ее результатом – отражение свойств предмета, их образ.

На раннем этапе познания ребенку младшего дошкольного возраста свойственно любопытство. По определению С.Л. Рубинштейна любопытство – тяга ко всему новому, проявление ориентировочно-исследовательского рефлекса, что выражается в том, что ребенок обращает внимание на новизну предмета.

Любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность.

Наиболее любознательны – дети. Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.

Щукина Г.Н. рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.

Любознательность – самая ранняя форма познавательной активности. Внешне она проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, связанными с этим интересом вопросами к взрослым; в позитивном эмоциональном переживании, связанном с получением новой информации.

Любознательность – это открытая, активная, душевная и доверительная позиция к миру. Родителями и педагогом детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов.

Любознательность активизирует умственные способности, дарит человеку радость познания, восторг открытий и свершений, придаёт жизни интерес, освобождает от апатии и безучастности, дает силы для активных и энергичных действий.

Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности младшего дошкольника, – насыщенная информационная среда, в том числе и в детском саду, в группе, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности, которую он понимал как растущую, никогда не угасающую, а наоборот, все время усиливающуюся потребность знать и стремление узнать, объяснить. По его мнению, сущность любознательности заключается в возникновении загадок и их расшифровке. «Сухомлинский называл любознательность хрупкой и нежной сердцевиной человека, которую «легко сломать, пробудив отвращение к труду из-за его непосильности и однообразия».

Для ребенка младшего дошкольного возраста главный вопрос любознательности «Что это?». Аристотель писал: «Познание начинается с удивления».

Извечный вопрос – удивление «Что это?» ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность.

Каждый родитель замечал, в период, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Это не должно огорчать воспитателя, нужно понять ребенка и так устроить обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой уголок, убранство в интерьере), чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста

laquo;Особенности развития речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста»...

Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.По утверждению педагогов, развитие любознательно...

Статья "Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье говорится о развитие звуковой культуре речи, о формировнии фонематического слуха и о развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Дети в младшем дошкольном возрасте овладевают различными вариантами взаимодействия с объектами и предметами. Они усваивают соответствующие правила поведения и, наконец, начинают управлять собой. Все э...

"Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста".

Статья рассматривает важные вопросы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья«Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»Аннотация:Статья рассматривает важные вопросы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста. Необхо...

Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности...