Занимательный материал как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Самигуллина Алсу Ринатовна

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного интеллектуального материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей.

     Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx270.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                Детский сад №32 «Золушка» городского округа город Октябрьский                       Республики Башкортостан

Консультация

для воспитателей на тему:

« Занимательный материал как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Подготовила:

Самигуллина Алсу Ринатовна

г.Октябрьский, 2016г

Занимательный материал как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Понятие и значение занимательного  материала для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. Роль несложного занимательного интеллектуального материала определяется на основе учёта возрастных возможностей детей.

     Используется занимательный материал с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, математических сказок, они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывании хода, предугадывании результата, предложение  решения). В ходе поиска, выдвижении гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и мыслительного обдумывания.  

 Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учётом сенситивных периодов развития одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

 Занимательные математические игры мы используем и для организации самостоятельной деятельности детей.

Виды занимательного математического материала, его характеристика.

       Занимательный материал как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста  активно используется в детском саду.

 

Занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы:

1.Развлечения.

2.Математические игры и задачи.

3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

 Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

        Первый вид занимательного математического материала – это развлечения.        В таких развлечениях используются  различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки и т.д.

 Развлечения могут быть с элементами драматизации. Они строятся или на основе сюжета каких-либо сказок, мультфильмов или организуются встречи с разными героями.        Также могут проводиться развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры. Это различные «путешествия» (на поезде, ковре-самолёте, на космической ракете), «концерты» и др.

Можно проводить развлечения в виде соревнования. Например, «Конкурс загадок».       

 Такие развлечения доставляют  детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, поддерживают  интерес к интеллектуальной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте можно проводить развлечения с использованием занимательного математического материала. Такие мероприятия содействуют развитию познавательной деятельности детей: памяти, речи, восприятия, пространственного воображения, наглядно-образного и логического мышления, способствуют формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

            Математика мощный фактор интеллектуального развития ребенка.

        Второй вид занимательного математического материала – это математические игры и задачи. Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. Разработаны некоторые этапы при ознакомлении детей с новой игрой. Каждый этап несёт в себе определённые цели и задачи.

1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их  обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов и т.д.

       3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, способности к конструированию и моделированию.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась,  несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Третий вид занимательного математического материала – это развивающие (дидактические) игры и упражнения.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

 Это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Колумбово яйцо, Танграм, Уголки для всех, Волшебный круг, Монгольская игра, кубики по Никитину, игра-головоломка Пифагор, дроби, шахматы, счётные палочки, логические задачи, словесные игры, загадки, загадки-шутки, головоломки, математические сказки и т.д.

Хочу здесь остановится и рассказать про Колумбово яйцо. В группе дети собирают различные фигуры и им очень нравится игра. И вам я предлагаю попробовать собрать фигуру из деталей.

Эти игры помогают развитию  познавательных способностей, формированию интереса к действию с геометрическими фигурами, величинами.

      В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

        Воспитывается у детей потребность занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

 Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить группу  необходимыми игровыми пособиями, необходима заинтересованность, увлечённость педагога. В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

        

      Заключение.

         При использовании занимательного математического  материала дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, потому что эмоционально вовлечены в занятие.

      Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста.

Этот материал о том, что такое занимательный математический материал, видызанимательного математического материала, его характеристика. Также рассмотрены особенности работы воспитателя и детей с заним...

Семинар-практикум « Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется н...

Статья "Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"

Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования....

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

Консультация для педагогов «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста».

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицирова...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста»...