Инновационная технология "Детский совет"
статья

Торопова Светлана Александовна

https://i.pinimg.com/736x/3a/83/e0/3a83e06eb71ee7fa19367fc80f8114f5.jpgТехнология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

«Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления – самый благородный;

 Путь подражания – самый лёгкий;

Путь личного опыта – самый тяжёлый путь»

                                                                          Конфуций

 

Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения. 

Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет».

 

Что собой представляет «детский совет»?

Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. 

Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. 

 Задачи «детского совета»:

• Создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «Задать тон».

• Cоздать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

• Формировать умение выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Совершенствовать умение формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

• Разработать план действий.

• Развивать умение детей делать осознанный ответственный выбор,

https://i.pinimg.com/736x/3a/83/e0/3a83e06eb71ee7fa19367fc80f8114f5.jpg договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

 

«Детский совет» можно проводить два раза в день. Утром, и в завершении дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.

 Структура моего «детского совета»:

1. Ритуал.

Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. У нас в группе имеется волшебный колокольчик. Услышав его звон, дети собираются гурьбой в кружок на «Детский совет». Их глаза уже горят от любопытства, а что же сегодня нас ждет. Волшебный колокольчик это наш символ, призывающий на сбор. И дети охотно на него реагируют.

2. Беседа на свободную тему.

 Наш детский совет начинается с таких вопросов: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. 

3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом.

Этот вопрос мы рассматриваем по-разному. Это может быть история одного ребенка  «А у меня папа работает шофёром на скорой помощи, это хорошо?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня была в парикмахерской». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

 

Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает понимание того, что дети знают, и что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей  дошкольного возраста в проектирование я использую технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?»«Что хотим узнать?»«Что сделать, чтобы узнать?».

5. Совместное составление плана работы над проектом.

https://i.pinimg.com/736x/3a/83/e0/3a83e06eb71ee7fa19367fc80f8114f5.jpgПланирование я осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учитываю идеи и вопросы детей. Я помогаю  , что хотят сделать дети. План совместно составляем, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, я предлагаю детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?»

Так заканчивается наш утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов.

 

Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.

Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_detskiy_sovet.docx108.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы

«Перед человеком к разуму три пути:

Путь размышления – самый благородный;

 Путь подражания – самый лёгкий;

Путь личного опыта – самый тяжёлый путь»

                                                                          Конфуций

Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения.  

Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет». 

 

Что собой представляет «детский совет»?

Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. 

Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.  

 Задачи «детского совета»:

• Создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «Задать тон».

• Cоздать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

• Формировать умение выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

• Совершенствовать умение формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

• Разработать план действий.

• Развивать умение детей делать осознанный ответственный выбор,

 договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

 

«Детский совет» можно проводить два раза в день. Утром, и в завершении дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.

 Структура моего «детского совета»:

1. Ритуал.

Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. У нас в группе имеется волшебный колокольчик. Услышав его звон, дети собираются гурьбой в кружок на «Детский совет». Их глаза уже горят от любопытства, а что же сегодня нас ждет. Волшебный колокольчик это наш символ, призывающий на сбор. И дети охотно на него реагируют.

2. Беседа на свободную тему.

 Наш детский совет начинается с таких вопросов: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.  

3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом.

Этот вопрос мы рассматриваем по-разному. Это может быть история одного ребенка  «А у меня папа работает шофёром на скорой помощи, это хорошо?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня была в парикмахерской». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.

4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.

Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает понимание того, что дети знают, и что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей  дошкольного возраста в проектирование я использую технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?»«Что хотим узнать?»«Что сделать, чтобы узнать?».

5. Совместное составление плана работы над проектом.

Планирование я осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учитываю идеи и вопросы детей. Я помогаю  , что хотят сделать дети. План совместно составляем, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, я предлагаю детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?»

Так заканчивается наш утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов.

Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.

Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210323_090442.jpg

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20210323_090741.jpg

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников"

Выступление об основных направлениях инновационной деятельности в области физического воспитания в ДОУ....

Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....

Педагогический совет "Инновационные технологии в ДОУ"

Данная разработка является разработкой педагогического совета в ДОУ, посвященного проблеме инновационных технологий. Представленный материал содержит теоретическую справку о том, что такое "педагогиче...

ПЕД.СОВЕТ НА ТЕМУ: "Инновационные формы работы с семьёй в детском саду".

В статье к пед.совету-Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими суб...

Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"

В данном докладе раскрываются основы технологий  ОБЖ дошкольников...

Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».

Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...