Инновационная технология "Детский совет"
статья
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
«Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления – самый благородный;
Путь подражания – самый лёгкий;
Путь личного опыта – самый тяжёлый путь»
Конфуций
Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения.
Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет».
Что собой представляет «детский совет»?
Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.
Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
Задачи «детского совета»:
• Создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «Задать тон».
• Cоздать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
• Формировать умение выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
• Совершенствовать умение формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
• Разработать план действий.
• Развивать умение детей делать осознанный ответственный выбор,
договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
«Детский совет» можно проводить два раза в день. Утром, и в завершении дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.
Структура моего «детского совета»:
1. Ритуал.
Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. У нас в группе имеется волшебный колокольчик. Услышав его звон, дети собираются гурьбой в кружок на «Детский совет». Их глаза уже горят от любопытства, а что же сегодня нас ждет. Волшебный колокольчик это наш символ, призывающий на сбор. И дети охотно на него реагируют.
2. Беседа на свободную тему.
Наш детский совет начинается с таких вопросов: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.
3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом.
Этот вопрос мы рассматриваем по-разному. Это может быть история одного ребенка «А у меня папа работает шофёром на скорой помощи, это хорошо?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня была в парикмахерской». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает понимание того, что дети знают, и что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей дошкольного возраста в проектирование я использую технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?».
5. Совместное составление плана работы над проектом.
Планирование я осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учитываю идеи и вопросы детей. Я помогаю , что хотят сделать дети. План совместно составляем, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, я предлагаю детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?»
Так заканчивается наш утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов.
Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы
«Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления – самый благородный;
Путь подражания – самый лёгкий;
Путь личного опыта – самый тяжёлый путь»
Конфуций
Ребенок – это прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Смысл детского научения заключается не в конечном продукте, а в самом процессе. Ошибки и неудачи, как и успех, тоже являются частью процесса научения.
Особое внимание ФГОС ДО уделяет поддержке детской инициативы, исследовательской активности и игре, все это отражено в основных принципах дошкольного образования, реализовать которые позволяет технология «Детский совет».
Что собой представляет «детский совет»?
Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.
Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
Задачи «детского совета»:
• Создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «Задать тон».
• Cоздать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
• Формировать умение выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
• Совершенствовать умение формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
• Разработать план действий.
• Развивать умение детей делать осознанный ответственный выбор,
договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
«Детский совет» можно проводить два раза в день. Утром, и в завершении дня. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.
Структура моего «детского совета»:
1. Ритуал.
Дети по своей природе ритуальны. Поэтому введение в образовательный процесс ритуала, позволяет объединить детей на совместную деятельность. У нас в группе имеется волшебный колокольчик. Услышав его звон, дети собираются гурьбой в кружок на «Детский совет». Их глаза уже горят от любопытства, а что же сегодня нас ждет. Волшебный колокольчик это наш символ, призывающий на сбор. И дети охотно на него реагируют.
2. Беседа на свободную тему.
Наш детский совет начинается с таких вопросов: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями? Обмен новостями – эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.
3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом.
Этот вопрос мы рассматриваем по-разному. Это может быть история одного ребенка «А у меня папа работает шофёром на скорой помощи, это хорошо?» или, это может быть случай из жизни педагога «Я сегодня была в парикмахерской». И взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы занятий в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Более того, он имеет прямую цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей нам помогает понимание того, что дети знают, и что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. В своей педагогической деятельности по вовлечению детей дошкольного возраста в проектирование я использую технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?».
5. Совместное составление плана работы над проектом.
Планирование я осуществляю совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учитываю идеи и вопросы детей. Я помогаю , что хотят сделать дети. План совместно составляем, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, я предлагаю детям свои мероприятия: «Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций?», «А может сделать альбом или книгу с загадками?»
Так заканчивается наш утренний «Детский совет». В процессе работы над темой, он проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, подведения его итогов.
Вечерний «детский совет» начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Так технология «Детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО. Она предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом. В процессе у ребят формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольников"
Выступление об основных направлениях инновационной деятельности в области физического воспитания в ДОУ....
Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В презентации даны понятия что такое инновационные технологии в ДОУ, описаны методы работы с использованием инновационных технологий....
Педагогический совет "Инновационные технологии в ДОУ"
Данная разработка является разработкой педагогического совета в ДОУ, посвященного проблеме инновационных технологий. Представленный материал содержит теоретическую справку о том, что такое "педагогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-587755-1426592935.jpg)
ПЕД.СОВЕТ НА ТЕМУ: "Инновационные формы работы с семьёй в детском саду".
В статье к пед.совету-Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими суб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/24/picture-658085-1443088309.jpg)
Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"
В данном докладе раскрываются основы технологий ОБЖ дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-731913-1452357841.jpg)
Педагогический совет «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в ДОУ»
Педагогический совет...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/24/picture-62023.jpg)
Педагогический совет «Инновационный подход к созданию развивающей предметно-пространственной среды с учётом ФГОС».
Цель данного педсовета - провести системный анализ педагогической деятельности по созданию и совершенствованию развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ...