Секреты воспитания вежливого человека.
план-конспект занятия (средняя группа)

Воспитательное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_vospitaniya_vezhlivogo_cheloveka.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты воспитания вежливого человека»

Воспитательное занятие


Вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание детей — дело большой социальной значимости.

Значение слов «вежливость», «воспитанность», «доброта», что значит быть культурными и воспитанными людьми. Каждый для себя усвоит одну истину, что есть добро, которое должен иметь каждый человек — доброе сердце, добрую душу, добрые слова.

Цель: обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи:

  • Познакомить детей с историческим значением слова “здравствуйте”.
  • Объяснить значение слова “доброта”, организовать работу над словом,

способным воздействовать на чувства и поведение людей.

  • Развитие умений вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте);
  • Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь,

познавательный интерес к языку.

  • Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
  • Воспитывать культуру общения.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Создадим хорошее настроение.

-Улыбнитесь друг другу! Садитесь.

-Руки? -На месте!

-Ноги? -На месте!

-Локти? -У края!

-Спина? -Прямая!

2. Мобилизующий этап. Целеполагание и мотивация.

(Звучит припев песни «Где водятся волшебники?»)

- Ребята, кто такие волшебники, и где они живут?

Сегодня на занятии мы постараемся ответить на этот вопрос. Для этого я предлагаю вам совершить путешествие в город Волшебников. В этом городе живут люди, которые понимают друг друга без слов, помогают в трудной ситуации, поддерживают добрым словом. Они не пользуются волшебными палочками и заклинаниями. Все получается у волшебников быстро и легко, потому что они знают секреты и умело ими пользуются. Давайте путешествуя по городу Волшебников, играя и выполняя задания попробуем открыть секреты вежливости и определить:

1) какие слова помогают людям общаться;

2) какие полезные привычки украшают человека;

3) что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые.

Итак, мы начинаем. Отгадайте загадку, на каком транспорте мы совершим наше увлекательное путешествие?

Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? – … (Самолёт)!

Дидактическая игра: «Самолет».

3. Актуализация знаний.

Ребята, а вот и город. Наше путешествие мы начнем с улицы Волшебных слов.

- С каких слов обычно люди начинают общение?

(Люди начинают свое общение со знакомства и слов приветствия)

- Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

- А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

(Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья).

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

- Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

- Богат и прекрасен наш родной русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть особые, волшебные слова.

Игра: «Назови волшебное слово».

Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого мы будем передавать символическое сердечко из рук в руки и называть волшебные слова.

(Дети передают из рук в руки маленькое сердечко, которое светится изнутри)

(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Игра: «Наоборот».

- Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.

Грубый - ласковый

Слабый – сильный

Больной – здоровый

Злой – добрый

Плохой – хороший

Ленивый – трудолюбивый

Горе - счастье

Глупый – умный

Грустный – веселый

Воспитатель переворачивает цветок — получается схема.

- Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?

Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах- помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

Итак, первый секрет вежливых людей... Правило 1: «Разговаривай с любым человеком так, как бы ты хотел, чтобы разговаривали с тобой».

Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Баба-яга, Золушка, Мальвина.

- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

- Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

- Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доброе солнышко».

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Воспитатель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.)

Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

«Творить добро - это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде».

Какие стихи вы знаете о доброте?

Дима З. читает стихотворение «Добрым быть совсем непросто».

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Второй секрет вежливых людей... Правило 2: «Научись приносить людям добро. Тогда ты будешь жить счастливо и будешь, окружен друзьями».

- Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

- Давайте теперь послушаем, как девочка Даша звонила на работу своей маме.

Даша звонит маме на работу:
– Это кто, а?
– А кто вам нужен?
– Мне маму позовите!
– Чью маму?
– Мне надо мою маму.

- Как вы считаете, была ли Даша вежлива, разговаривая по телефону?
- Ребята, а какие фразы приветствия вы знаете?
(Ответы детей).

- Что необходимо сказать после того, как вы поздоровались?

(Нужно представиться).

- Что ещё необходимо сказать? (Вежливо попросить пригласить к телефону маму или папу, называя их фамилию, имя, отчество и поблагодарить за это).

- Давайте поможем Маше правильно позвонить маме на работу.

(Работа в парах).

Каждая пара готовит свой разговор по телефону, исправляя ошибки Маши. После того, как все будут готовы, разыграть несколько сценок у доски, используя телефонные аппараты.

Как вы думаете, какой третий секрет вежливых людей мы можем раскрыть?

Правило 3: «Научись общаться с людьми. Тогда ты будешь жить счастливо и будешь окружён друзьями».

Ребята, мы не заметили, как оказались на проспекте Настроения.

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям, нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

- Посмотрите, пожалуйста, на эти лица? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

- С кем вам было бы приятнее общаться?

(Нам приятнее общаться с весёлым человеком)

- Какими чаще всего бываете вы?

Игра: «Изобрази эмоции».

- Знаете игру: «Море волнуется раз»?

1. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три: на месте замри и эмоцию гнева мне покажи!

2. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три: на месте замри и эмоцию радости мне покажи! Молодцы!

И так ребята, правило 4: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Это четвёртый секрет вежливых людей.

(Песня «Улыбка)

4. Подведение итогов.

- Ребята, мы сегодня с вами побывали в городе Волшебников. А сейчас я хочу проверить, чему они вас научили, какие правила вы запомнили?

(Ребята называют правила общения, вежливости).

- Ну вот, пришло время прощаться. Но прежде давайте ответим на главный вопрос нашей встречи: «Где живут волшебники?»

(Там, где люди не обижают друг друга. В тех классах, где ребята учатся и играют дружно. Волшебники живут среди нас. Мы тоже можем стать волшебниками.)

- Как стать волшебником?

(Нужно помогать друзьям, защищать слабых и помогать пожилым людям, стараться не говорить грубых слов, внимательно смотреть на окружающих и приходить им на помощь.)

- Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

- Я рада, что у вас отличное настроение.

Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это весёлое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее.

А в заключение сегодняшнего занятия послушайте стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для умных и заботливых родителей "Секреты воспитания вежливого ребенка"

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры пове­дения? Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обще­стве? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти ...

Для умных и заботливых родителей "Секреты воспитания вежливого ребенка"

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры пове­дения? Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обще­стве? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? На эти ...

Памятка для родителенй. "Секреты воспитания вежливого ребенка".

Ваш ребенок бедет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя ........

Секреты воспитания вежливого ребёнка.

Советы родителям дошкольников, как воспитать вежливого ребёнка....