Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
методическая разработка

Скрипко Наталья Геннадьевна

Цель: Углубить имеющиеся у педагогов теоретические знания, в воспитании нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_1.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра  с педагогами на тему: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

        Цель: Углубить имеющиеся у педагогов теоретические знания, в воспитании нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.

        Задачи:

-повысить   профессиональный   уровень   педагогов,   активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

-развивать   коммуникативные   качества   педагогов,   умение   работать   в группах;

-развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания;

-развивать творческую активность участников.

        Атрибуты: Эмблемы команд, листы бумаги, ручки, фломастеры, кроссворды, черный ящик, яблоко. Сундук (яйцо, ложка, кот, заяц, кольцо, перо).

        Ход: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о влияние сказки на нравственные качества наших детей. Как сказал Сухомлинский «Сказки - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

        В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости.

        Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышуСказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших»«Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужноесамое главное в жизни, живое как сама жизнь.

        Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

        Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни. Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим. Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие. Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

        Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.

        Я предлагаю всем вам встать в круг.

 Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство! 

Итак, друзья, начнем программу. Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

        Правила  нашей игры: Быть добрым, терпеливым,  внимательным,   уметь слушать других, вырабатывать общее решение вопроса, принимать активное участие в игре, соблюдать культуру речи и тактичность.

Я предлагаю вам выбрать для своей команды сказочное название  и нарисовать его.

        1задание:  К какому виду творчества это относится?

1.    «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

2.    «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

3.    «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» 

(Небылица.)

4.    «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» 

(Потешка)

5.    «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

6.   «Ехала машина темным лесом, 

       За каким-то интересом.

       Инти-инти-интерес,

       Выходи на букву С» (Считалка)

        2 задание:         Есть сказки, которые  считаются наиболее полезными, и каждая из них может чему нибудь   научить ребенка? …Назовите качества   в сказках направленные на воспитание нравственных чувств у дошкольников и чему они учат?

1. «Три поросенка» (О трудолюбии, о том, что старательный труд и усердие всегда выигрывают)

2.«Гуси - лебеди» (учит детей слушаться родителей, любви и уважению к родным и близким, решительности и смелости)

3.«Теремок» (учит  дружить и сопереживать).

4. «Репка» учит  детей  быть дружными, трудолюбивыми,  воспитывает  взаимовыручку; взаимодействие  с окружающими людьми; и учит решать проблемы сообща.

 5. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации, верить в себя и свои силы;  быть сообразительным, смелым, уверенным в себе;

6. «Колобок»:  распознавать подхалимство,  жить своей головой, не доверять посторонним, коварным, расчетливым людям;  не уходить из дома самовольно. 

7. «Петушок - золотой гребешок»:  учит  испытывать чувство ответственности за своих близких и друзей; развивать желание прийти на помощь в трудную минуту.

8. «Волк и семеро козлят»: учит  быть осторожным;  прислушиваться к советам взрослых.

9. «Заяц-хвастун». Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

10. «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
11. «Морозко»  учит  любить свою семью;  ответственно относиться к труду;

быть терпеливым и вежливым.

        3задание:  Угадай те, из какой сказки предмет?

Я вынимаю из сундучка разнообразные предметы предлагаю педагогам назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Яйцо («Курочка-ряба»«Гадкий утёнок»«Царевна – лягушка»), ложка («Три медведя»«Сладкая каша»«Жихарка», кот («Кот, петух и лиса»,  «Кот и лиса», «Кот в сапогах»), заяц («Заюшкина избушка»«Заяц —хваста»«Теремок»«Рукавичка»), кольцо («Двенадцать месяцев», «Волшебное кольцо», «Руслан и Людмила» ), перо (Перышко Финиста-ясна сокола», «Иван-царевич и серый волк», «Конек-горбунок»).

        4задание:  «Черный ящик»

 Задание для двух команд.  Внимание! Вопрос! Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, что находится в этом ящике …(яблоко)

         5 задание: РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА

1.Стойкость  Ивана-царевича перед трудностями (выносливость)

2.Она может быть настоящей и корыстной (дружба)

3.Это требуется каждому животному, которого мы приручили (забота)

4.Чувство полного доверия (уважение)

5.Чувство веселого настроения и счастья (радость)

6.Чувство, позволяющее переживать другим (сострадание)

7.Внутренний голос человека ( совесть)

8.Черта характера Ивана-дурака, заключающаяся в отсутствии страха (смелость)

9.Стремление Хаврошечки  выполнить сою работу хорошо и добросовестно (старание)

10.Что погубило старуху в сказке о рыбаке и рыбке (жадность)

 11. Черта характера  падчерицы в сказке «Морозко» , заключающаяся в положительном отношении труду (трудолюбие)

12.Черта характера, героев в сказке «Заюшкина избушка», заставляющая бежать с поля боя  (трусость)

13.Самое жгучее чувство, которое испытывал мальчик в «Мойдодыре» (стыд)

14.Основа всех добродетелей в сказках (любовь)

        6задание:

        Соотнести героев и их качества.

жадность

лягушка-путешественница

безжалостность

мачеха из «Сказки о мёртвой царевне»

зависть

кошка из сказки «Кошкин дом»

хвастовство

сёстры из сказки «Аленький цветочек»

коварство

мачеха и дочка из сказки «12 месяцев»

самоотверженность

Балда

верность

петух из сказки «Лиса, заяц и петух»

незлопамят

ность

Русалочка

бесстрашие

кот и собака из сказки «Волшебное кольцо»

трудолюбие

кот Леопольд

                                                        

трудолюбие

Иван-царевич

находчивость

Щелкунчик

самоотверженность

Элиза из сказки «Дикие лебеди»

смелость

Солдат из сказки «Каша из топора»

милосердие

Золушка

лень

Волк из сказки «Волк и семеро козлят»

коварство

поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде»

вздорность, своеволие

Баба-Яга из сказки «Гуси-лебеди»

жадность

Дереза

злоба, жестокость

королева из сказки «12 месяцев»

        7задание:         «Угадай сказку»

Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

4. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

5. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

6. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

        8 задание: «Составь предложение»

1.Сказка никогда не должна заканчиваться, даже если детство ушло, а мы все взрослые, и мир другой, и небо иное, и ничего нельзя вернуть…

Андрей Белянин

2.Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Алексей Николаевич Толстой

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи, всегда
Умным станешь ты тогда!

        Всем педагогам спасибо за активное участие! Мы сегодня увидели в вас творческих, грамотных профессионалов своего дела, вместе — мы сила и именно от нас всех зависит будущее подрастающего поколения. 

        Успехов вам в вашей нелегкой, но творческой работе! 

        Список литературы:

         Вдовина, В. Путешествие в сказку. / В. Вдовина //Библиотекарь.– 1991. – № 6.– с.37.

        Зинкевич-Евстигнеева,Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- М.: СПб.: Речь, 2000. -112 с.

          Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации /. В.И. Петрова -  М.: Мозаика-Синтез, 2005.-80с.

            Петрова В.И.Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Мозаика-Синтез, 2007.-80с.

 Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

        Шиян, О. Я. Развитие творческого мышления: Работаем по сказке/ О.Я.Шиян - М.: Мозаика – Синтез, 2013.-72с.

        Интернет ресурс:

https://www.maam.ru

https://www.bibliofond.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок».

:  расширять представления родителей о роли сказки в развитии личности ребенка;стимулировать самообразование родителей;прививать навыки читательской культуры...

Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок

В данной статье представлена информация о нравственном воспитании дошкольников, методах и этапах ознакомления со сказкой....

«Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

laquo;Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»...

План по самообразованию Тема: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

Паспорт планаНазвание: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказокВид Информационно-познавательный, игровой.Образовательные области  Социально-коммуникативное, позна...