Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
консультация

Голикова Светлана Михайловна

О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_palchikovoy_gimnastiki_i_igr.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Родничок»

Консультация для педагогов

«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Голикова Светлана Михайловна

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

"Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель.

О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры были распространены в самых разных странах мира. В Китае популярны упражнения с каменными и металлическими шариками. В Японии активно используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.У нас в России с малых лет учат играть в "Ладушки", "Сороку-белобоку", "Козу рогатую".Российские специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.И родителям, и педагогам необходимо работать над правильным формированием мелкой моторики у детей.Очень важной частью являются пальчиковые игры.Игры эти, эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома.Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.В ходе "пальчиковых игр" дети активизируют моторику рук, повторяя движения взрослых.Чем вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности?

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихотворений при помощи пальцев.Большинство игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» и «влево» и т.д.Что такое Пальчиковая гимнастика, сопровождающая стишками или песенками?Гимнастика, сопровождающаяся движениями других частей тела.Существует много примеров фольклорной пальчиковой гимнастики, где стишки, сопровождающие движения пальцев, передаются от бабушек к внукам и используются для игр несколькими поколениями.Отличным примером такой гимнастики является фольклорная потешка, известная каждому "Сорока-Белобока»

 Деток кормила,

Этому дала (загибаем первый пальчик),

Этому дала (третий),

Этому дала (четвертый),

А этому не дала (загибаем пятый),

А этому не дала (загибаем пятый),

А этому не дала (загибаем пятый).

Он воды не носил (загибаем первый пальчик на второй руке),

Он дрова не рубил (загибаем второй),

Он кашу не варил (третий),

Ему ничего нет"

Пальчиковая гимнастика для малышей 3-ех и 4-ех лет может проводиться за столом, когда взрослый показывает движения и говорит сопровождающие слова или стихи, а ребенок повтор.Это прекрасная возможность улучшить развитие речи ребенка и хорошо провести с ним время в приятном и полезном общении.Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников.Основным аспектом развития правильной речевой деятельности у детей дошкольного возраста является развитие.Важность развития ручной моторики у детей обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики.Формирование движений происходит при помощи речи. Исследователь детской речи М.М.Кольцова рассказала о тесно связанных с речевой функцией движений пальцев рук в ходе развития человечества.Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки у людей шло параллельно.Такой же ход развития речи у ребенка.Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.Это обусловлено анатомо-физиологической близостью речевых зон коры головного мозга и зон, обеспечивающих произвольные движения руки, которые вызывает активизацию, созревание речевых зон.Пальчиковая гимнастика должна ежедневно проводится в любой удобный отрезок времени, это рекомендуется всем детям, а особенно с речевыми проблемами.Пальчиковую гимнастику можно выполнять в течение дня.Можно использовать массаж и упражнения для пальчиков рук.

Этот пальчик маленький,

 Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик толстячок.

Получился маленький кулачок.

Упражнения для пальчиков:

Рыбки плавают, резвятся (шевелить пальцами)

В чистой свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Существует множество методических рекомендаций по проведению пальчиковых игр. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.Дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.Выполняйте упражнение вместе с ребенком, демонстрируя собственную увлеченность игрой.При выполнении упражнений необходимо вовлекать все пальцы руки.Для правильной постановки кисти руки необходимо следить за точным переключением с одного движения на другое.Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость в идеале каждое занятие, имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2--З раза.При повторных проведениях игры детей постепенно разучивают текст наизусть соотнося слова с движением.Выбрав два или три упражнения постепенно заменяйте их новыми.Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.В заключении хотелось бы сказать, что пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость.Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его снова будет сложно.Развивая мелкую моторику рук через использование пальчиковых игр, мы воздействуем на весь организм.Дети дошкольного возраста чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными.Упражнения с участием рук и пальцев у детей положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.Благодаря пальчиковой гимнастике и пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться.Упражнения и игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...

Консультация для родителей и педагогов на тему "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ре...

консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство , развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возроста"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель.«Рука – это своего рода внешний мозг»Кант.«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»В. А. Сухом...