Доклад по инновационной теме за 2018 - 2019
методическая разработка (младшая группа)

Ельцова Ирина Владимировна

Цель: формирование навыков освоение способов морфологического анализа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад мастер -класса для педагогов, выступление с презентацией

Тема «Освоение способов морфологического анализа как средство развития системного мышления детей младшего дошкольного возраста» 

Ельцова Ирина Владимировна

Воспитатель

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ.

     Сразу договоримся, что не будем бояться подобных терминов. Тем более, что все мы со школьной поры помним из предметов «ботаника» и «зоология», что «морфология – это наука о закономерностях и процессах формообразования организмов и отдельных органов». А по русскому языку, изучая раздел грамматики, мы изучали формы слов, их состав. Кроме этого, дети-дошкольники очень легко запоминают подобные научные термины, понимают их суть и довольно легко ими оперируют.

    Этот метод предложил в 40-х годах ХХ века швейцарский астрофизик Фриц Цвики. Он способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов.

    Морфологических анализ заключается в переборе различных вариантов.

    Этот метод помогает решить две большие задачи.

Первая задача – учить детей создавать новые объекты с помощью их объединения или комбинирования их отдельных признаков. 

А какие признаки имеет объект и как их определить в нашем детском саду знают уже 2-3-хлетние дети. Это цвет и форма, температура и влажность, рельеф и место и т.д.

      Если объединить объекты или их признаки, то получится совершенно новый объект, а от этого соответственно изменится его строение, его функция («главное дело»), его среда обитания. В процессе такой работы главная цель – это развитие воображения и творческих проявлений. 

Вторая важная задача, которую можно решить с помощью этого метода, это научить ребенка систематизировать большое количество информации.

Если ребенок с детства овладеет таким приёмом сильного мышления, это ему значительно облегчит процесс усвоения знаний исторического природоведческого литературного характера в дальнейшем, т.к. позволяет научиться:

·      выделять типичные и отличительные признаки (форму, цвет, размер, характерные свойства);

·       время, место существования, обитания;

·       положительные и отрицательные стороны действия объекта, исторического лица, события;

·       классифицировать по виду, роду, классу живые объекты и неживые.                                                                             Для ребёнка-дошкольника морфтаблицу можно строить, начиная с 2-3 параметров и доводить до 10-12, в зависимости от возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития.

Сначала вместе с ребёнком, а затем самостоятельно, их нужно правильно разложить, всё время, закрепляя – какого цвета, и какой по форме предмет.

Для ребёнка старшего дошкольного возраста можно заложить намного больше параметров, по которым можно классифицировать объекты.

  - по горизонтали можно заложить классы живых существ;

- по вертикали – их способы питания.

        А затем, читая ребёнку рассказы из жизни животных, обсудить, к какому классу их можно было бы отнести, и какой способ питания им присущ. Этой схемой можно пользоваться довольно долго, пока не закончится процесс чтения книги о жизни животных, и пока вы не поймёте, что ребёнок усвоил эти знания и легко сам соотносит животное с соответствующим классом и т.д. Можно загадать ребёнку загадку – описание тех животных, с которыми вы его уже знакомили, а он должен карточку с названием или изображением животного поставить в соответствующую для него клеточку. Таким образом, идёт процесс анализа (т.е. различение особенностей вида) и синтеза (т.е. группирование, объединение объектов в какой-либо класс, вид и т.д.)

Самые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.                                 В гости к детям приходит, например, Колобок. Он какой? Круглый, румяный, мягкий, веселый…. Решил Колобок погулять по разноцветной дорожке.http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82.jpg

         Колобок отправился в путешествие и покатился по красной дорожке. Каким он стал? (Красным) На что похож? (на помидор, красное солнышко, цветок, красное колечко от пирамидки, шарик у погремушки и т.п.)  Как думаете – понравилось ему? Чем, почему? А потом он посмотрел вокруг – весь мир тоже стал красным… (Можно предложить детям посмотреть через красное стеклышко или красную прозрачную пластмассу) Все вокруг красное -  и небо, и столы-стульчики, и вода… Как думаете – это Колобку понравилось? Не очень, наверное, хорошо, когда все красное.http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9.png

Взял Колобок немного красной краски (или красный фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на синюю дорожку. Каким Колобок теперь стал? На что похож? И все вокруг тоже стало синее (посмотреть через синее стеклышко или пластмассу). http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9.jpg

Взял Колобок немного синей краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на какую дорожку? (зеленую) и стал каким? На что он теперь стал похож? http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg

Взял Колобок немного зеленой краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на желтую дорожку. Каким он стал? На что похож?. Закатился на… желтую дорожку. Каким он стал? На что похож?

http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA-%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%B9.jpg

Аналогично Колобок путешествует и по другим дорожкам, изменяясь по форме, размеру, материалу.

Дорожка форма

 http://triz-plus.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B.jpg 

Для закрепления материала в группу вносятся дидактические и настольные игры: «Спрячь мышку», «Почини одеяло», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Вкладыши» и др.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка» Тема «Освоение способов морфологического анализа как средство развития системного мышления детей младшего дошкольного возраста » Ельцова Ирина Владимировна Воспитатель г. Югорск 2019

Слайд 2

Цель: Формирование навыков освоение способов морфологического анализа. Задачи: 1. Изучить методическую литературу, материал по теме «Морфологический анализ», «Метод морфологического анализа» - Т.А. Сидорчук , А.В. Корзун «Формирование навыков мышления, воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ (методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений)» 2. Учить детей способам морфологического анализа 3. Повышать педагогическую компетентность родителей по теме «Метод морфологического анализа» .

Слайд 3

Этот метод предложил в 40-х годах ХХ века швейцарский астрофизик Фриц Цвики. Он способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов. Морфологических анализ заключается в переборе различных вариантов. Этот метод помогает решить две большие задачи. Первая задача – учить детей создавать новые объекты с помощью их объединения или комбинирования их отдельных признаков А какие признаки имеет объект и как их определить в нашем детском саду знают уже 2-3-хлетние дети. Это цвет и форма, температура и влажность, рельеф и место и т.д. Если объединить объекты или их признаки, то получится совершенно новый объект, а от этого соответственно изменится его строение, его функция («главное дело»), его среда обитания . В процессе такой работы главная цель – это развитие воображения и творческих проявлений. Вторая важная задача, которую можно решить с помощью этого метода, это научить ребенка систематизировать большое количество информации. .

Слайд 4

Обучение детей . Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки».

Слайд 5

Повышение педагогической компетентности родителей по теме «Метод морфологического анализа»

Слайд 6

Волшебные дорожки (2-4 года) Волшебные дорожки

Слайд 7

«Волшебная дорожка» Цель. Ознакомление и закрепления представлений о цвете, форме, размере, материале и др

Слайд 11

Для закрепления материала в группу вносятся дидактические и настольные игры: «Спрячь мышку», «Почини одеяло», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Вкладыши» и др.

Слайд 12

Так же морфологическая таблица поможет закрепить знания о временах года. По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, вода и т.п. И, конечно, рассмотреть сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др.) Так, например, на яблоне весной появляются почки и проклевываются первые листочки; летом дерево все покрыто листьями, цветет и завязывает плоды; осенью плодоносит, листья желтеют и опадают, начинается листопад; зимой дерево «спит» — его ветки голые, без листьев, движение соков замедляется, почти останавливается. (Конечно, рассматривайте объекты с учетом места Вашего проживания)

Слайд 13

Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки. Очень удобно использовать морфологические таблицы для ознакомления и закрепления представлений о частях суток. На горизонтальной оси выкладываем по порядку модели (или картинки) частей суток: утро, день, вечер, ночь. Затем на вертикальную ось помещаем объект, который будем рассматривать. Начинать лучше с человека, ребенка, используя одномерную таблицу. Перемещая фигурку по частям суток, проговариваем с малышом, что человечек делает в каждой ячейке: утром – просыпается, умывается, делает зарядку, завтракает и т.д.; днем: гуляет, обедает, ложится спать; вечером: играет, ужинает, смотрит мультфильмы, готовится ко сну; ночью – спит. Потом к человечку можно добавить другой объект, например Петушка, Кошку, Сову и др. Очень интересно рассмотреть какие-нибудь объекты рукотворного мира и придумать сказку-рассказ о том, как они проводят свой день. Например, сандалики: утром одеваются на ноги, днем бегают и прыгают, вечером слушают книжку, а ночью спят под кроваткой .

Слайд 14

С помощью значков-фишек очень наглядно можно формировать у ребенка и другие представления об окружающим мире. Например, как животные готовятся к зиме. По вертикали располагаем различных животных (в зависимости от возраста количество животных увеличивается): заяц, лиса, медведь, белка, волк. По горизонтали обозначаем разнообразные способы подготовке к зиме: делает запасы, впадает в спячку, меняет шубку, накапливает жир, наращивает подшерсток и др. Сочетая элементы таблицы, нужная клеточка обозначается фишкой. Очень хорошо, если работу с таблицей Вы будете сочетать с чтением книжек по теме (например Как животные готовятся к зиме )

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема: Составление математических лимериков, как средство закрепления представлений о числах у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений....

Доклад по инновационной теме на 2018 - 2019 г. «Освоение способов морфологического анализа как средство развития системного мышления детей младшего дошкольного возраста»

Цель: создание положительного настроения у детей посредством совместной игры «Волшебная дорожка» с родителями.Задачи: вызвать у родителей и детей интерес к играм по ТРИЗ....