План по самообразованию 2023- 2024 гг. «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
рабочая программа (средняя группа)

Ермакова Алёна Альбертовна

Актуальность темы:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_samoobrazovaniyu_ermaovoy.a.a.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Берёзка» структурное  подразделение «Звёздочка»

Тема по самообразованию : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

                                                                                                             

                                                                                                       

                                                                                                  Воспитатель:

                                                                                                   Ермакова.А.А

   

2023 г

             Актуальность темы:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях. Наша задача – развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств дошкольника.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и

продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. Исследования дают возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», а также дают возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений

окружающего мира является метод экспериментирования. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, сравнением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Путем экспериментирования ребенок сам достигает результата, делает выводы и наблюдает за «чудом», так одновременно формируется и творческая мысль и  научный интерес. Преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Экспериментируя с природными материалами и физическими состояниями, у ребенка развивается интерес и понимание законов природы, любовь к природе и естественным наукам.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель:

создать оптимальные условия для развития познавательноисследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуальноличностного, творческого развития.

Задачи:

  • изучить научную литературу, методики, технологии по познавательноисследовательской деятельности;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость,
  • активность и самостоятельность в познавательно-поисковой и других видах деятельности для развития физических, личностных и интеллектуальных качеств ребенка оценочное и критическое отношение к миру;
  • развивать познавательную активность детей в процессе
  • экспериментирования;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования,
  • установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
  • Воспитывать интерес детей и бережное отношение к природе,
  • целеустремленность и настойчивость

Методы и приемы работы:

  • Практические
  • проблемно-поисковые
  • беседы
  • опыты;
  • наблюдения на прогулках, эксперименты;
  • чтение художественной литературы
  • дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие
  • ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Предполагаемый результат:

  • Повышение профессионального мастерства.
  •  Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
  •  Дети научатся определять разнообразные методы решения поставленных ряда задач самостоятельно.
  •  У детей сформируется умение подбирать несколько вариантов решения поставленных задач.
  •  У детей пополнится словарный запас и активизируется речь специальной терминологией.
  • Разовьется желание самостоятельно делать выводы и выдвигать

                         План работы по теме самообразования на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

1.Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» С.-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013 г.                

 2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 4-5 лет». М., ТЦ «Сфера», 2012 г.

Анализ изученной литературы в плане по самообразованию.

Работа с детьми

Сентябрь

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой. Опыты с песком и глиной, почвой.

Познакомить с приборомпомощником - лупой и ее назначением.

Октябрь

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Опыт «свет и тень» Свет повсюду

Ноябрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

Декабрь

Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.

Опыта со снегом и льдом

В течение года

Пополнение центра экспериментирования. Консультация для родителей «Создание условий для экспериментирования детей дома»

Подготовка картотек по опытам и экспериментам. Наметить основные формы работы: « Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником».

Январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Февраль

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с родителями

Март

Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение».

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Апрель

Познакомить детей с физическим свойством предметов- инерцией. Сила тяготения. Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

Опыт «Упрямые предметы»

Май

Подготовка к открытому мероприятию с участием родителей.

Открытое мероприятие с участием родителей «Чтобы никому не было скучно». 

Фотоотчёт по итогам года на итоговом родительском собрании.

Выступление на родительском собрании.

Подготовка к фотоотчёту.

Самореализация

Сентябрь - май

Сбор папки с материалами по теме самообразования.

Папка с конспектами, отчётами, консультациями, детскими работами, фотографиями по теме самообразования.

Сентябрь

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 4-5 лет.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Буклет

Февраль

Мастер-класс «Коллективное создание изображений».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.Фотовыставка.

Выступление на итоговом педсовете

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только

интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой –позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах

материалов, веществ

Список используемой литературы

1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

 4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4, 5.2002.№1.

 5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с.

6. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы. План по самообразованию

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования у детей старшей группы.План по самообразованиюПодготовила: Аширова Н.Х.воспитатель МБДОУ «Лямбир...

План самообразования на тему "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "

Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Консультация для педагогов "Развитие позновательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе эксперементирования"...

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

laquo;Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»...