Рабочая программа «Мир Без Опасности»
рабочая программа

Апалькова Елена Владимировна

 Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». И.А.Лыкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_mir_bezopasnosti.docx127.03 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:                                                                                      Утверждено:

Педагогического совета                                                             Заведующий МКДОУ

МКДОУ «Кобыльской детский сад                                        «Кобыльской детский сад

«Гнёздышко»                                                                             «Гнёздышко»

Протокол №_____ от «     » ________20___г.                         ____________ Старушенская В.А.      

                                                                                             Приказ№_______от________20___г

Приложение

К рабочей программе общеразвивающей направленности

В соответствии ФГОС ДОУ

Для детей  3-4; 4-5 лет

Муниципального казённого дошкольного

Образовательного учреждения

«Кобыльской детский сад «Гнёздышко»

Глушковского района Курской области

На 2021 – 2026 учебный год

Автор воспитатель: Апалькова Е.В.

2021 г.

Оглавление

1.И.А.Лыкова

Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста

«Мир Без Опасности»

2 Перспективное планирование занятий по парциальной программе

«Мир Без Опасности»

2.1. Приложение

3. .И.А.Лыкова «Цветные ладошки»

Парциальная программа  художественно – эстетического развития детей

3-4; 4-5 лет в изобразительной деятельности

4. Планирование занятий во второй младшей и  средней группах

5. Расписание ООД для детей 3-4; 4-5 лет на 2021-2026 уч год

Расписание занятий вариативной части

6. Планирование мероприятий на 2021 -2026 уч. год

И.А.Лыкова

Парциальная

Образовательная программа

Для детей дошкольного возраста

МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ

Соответствует ФГОС ДО

Одобрено Экспертным советом

по образованию и социализации детей

Федерального государственного автономного учреждения

«Федеральный институт развития образования»

https://i.ytimg.com/vi/zDgEClUkVxM/maxresdefault.jpg

Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР»

Москва 2017

Содержание

I  Целевой раздел……………………………………………………………………………..1

1.1 Пояснительная записка           (основные особенности программы «Мир Без Опасности») Согласование с ФГОС ДО……………………………………………………..1

1.2 Целевые ориентиры и основные задачи (цель, основные образовательные задачи)….2

1.3 Образовательные задачи в динамике их проектирования ………………………………3

Младшая группа  (3-4 лет)……………………………………………………………………..3

Средняя группа (4-5 лет)……………………………………………………………………….4

1.4 Планируемые результаты освоения программы  ………………………………………...5

II.Содержательный раздел… ………………………………………………………………..7

2.1 Современное понятие о безопасности: контент  для детей дошкольного возраста…….7

III.  Организационный раздел………………………………………………………………10

3.1 Основные рекомендации………………………………………………………………….10

3.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников…………………………………………………………………………………11

3.3 Материально – технические условия реализации программы «Мир Без Опасности»..12

3.4 Список  учебно- методического и наглядно – дидактических пособий для реализации  парциальной программы «Мир Без Опасности» в дошкольной образовательной организации………………………………………………………………………………….....12

 

I Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

«Мир Без Опасности» — парциальная программа нового поколения, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Эти виды безопасности раскрываются через три вектора: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства. Приоритетным является первый вектор, связанный с формированием культуры безопасности личности ребенка дошкольного возраста. Два других вектора составляют пропедевтический курс, необходимый для становления в сознании ребенка целостной картины мира и направленный к «горизонтам развития» (термин Н.Н. Поддьякова) растущего человека (Д.И. Фельдштейн ). Программа «Мир Без Опасности» определяет авторскую стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи в их динамике, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга) как профессионального инструмента педагога. Раскрывает систему принципов организации развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации с приоритетом принципа безопасности. Предлагает варианты адаптации задач и программного содержания к запросу детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа в полном объеме обеспечена методическими и дидактическими пособиями, в т.ч. для профессионального самообразования руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Адресована руководителям и воспитателям детских садов, студентам педагогических колледжей и вузов. Может использоваться при разработке основной общеобразовательной программы ДОО, при создании учебных курсов и модульных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Согласование с ФГОС ДО

Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» ориентирована на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного роста и общего развития, поддержки инициативы и реализацию творческих способностей в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми в различных видах деятельности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены следующие направления образовательной работы, связанной с формированием культуры безопасности личности:

 • введение детей в мир общечеловеческой культуры; расширение социокультурного опыта каждого ребенка как уникальной личности;

 • развитие содержательного общения и комфортного взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми в разных формах взаимодействия;

• амплификация общего развития ребенка с учетом его возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей;

• создание оптимальных условий для проявления познавательной и творческой активности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка;

 • поддержка культурных практик, поисково-исследовательской деятельности, разных видов экспериментирования (двигательного, социального, познавательного, художественного и др.);

 • создание условий для становления целенаправленности и произвольности (саморегуляции) действий; формирования опыта планирования и организации разных видов деятельности, в т.ч. предпосылок учебной деятельности. Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности» направлена на создание социальной ситуации развития, которая:

• гарантирует охрану и укрепление здоровья детей (физического и психического); • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

 • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

 • обеспечивает открытость дошкольного образования .

1.2. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Цель программы «Мир Без Опасности» — становление культуры безопасности личности в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта растущего человека, содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я-концепции».

Основные образовательные задачи

  1. Создание условий для формирования культуры безопасности личности в процессе деятельностного познания ребенком окружающего мира (природы, общества, культуры) и самого себя (своего тела, здоровья, потребностей, особенностей, интересов, способностей).
  2.  Расширение опыта и практических навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте, в общественных местах, в путешествии и др.).
  3. Создание условий для системного ознакомлений ребенка с разными видами безопасности (витальная, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др.).
  4. Создание условий для осмысления и практического освоения ребенком норм и правил безопасного поведения в организации своей жизни, в общении с природой и другими людьми, в процессе использования материалов, предметов, инструментов, оборудования как достижений культуры.
  5. Содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии и становлению в сознании ребенка целостной картины мира (опасно/безопасно, страшно/не страшно, болезнь/здоровье, больно/приятно, грустно/весело, слабый/сильный, раз ру ше ние/ созидание, движение/покой, жизнь/смерть, часть/целое и др.).
  6.  Развитие восприятия, мышления, воображения как эмоционально-интеллектуального процесса открытия ребенком окружающего мира и норм взаимодействия с другими людьми, природой, культурой.
  7. Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как уникальной личности

1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В ДИНАМИКЕ ИХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Вторая младшая группа (3–4 года)

Общие задачи 

• Создать условия для эмоционально позитивного, комфортного состояния детей, поддерживать чувство базового доверия к миру.

• Дать доступное возрасту представление о возможных опасностях как угрозах жизни и здоровью в разных ситуациях (дома, в детском саду, на улице, в транспорте).

 • Создавать условия для формирования навыков осторожного поведения в потенциально опасных местах (возле окон и дверей, на балконе, лестнице, горке и т.п.) и ситуациях (на дороге, в транспорте, в магазине, на прогулке, за столом, в ванной).

Витальная безопасность

 В естественных условиях приобщать детей к здоровому образу жизни, продолжать знакомить с гигиеническими нормами и правилами (умываться, чистить зубы, причесываться и др.).

 • Продолжать знакомить с базовыми правилам безопасного поведения по отношению к телу и здоровью — своему и других людей (детей и близких взрослых).

 • Дать начальное понятие о значении движений для здоровья человека; поддерживать и развивать потребность в движениях; обогащать двигательный опыт и формировать культуру движений как основу витальной безопасности.

 • Содействовать формированию начальных представлений о безопасном поведении в быту, знакомить с возможными рисками и правилами здоровьесохранного обращения с различными материалами и предметами (горячими, хрупкими, тяжелыми и др.), инструментами и приборами (острыми, колющими, режущими и др.).

Социальная безопасность

 • Обеспечивать комфортный эмоциональный микроклимат в группе детского сада, в котором ребенок чувствует себя защищенным и принимаемым педагогами.

• Поддерживать интерес к освоению базовых правил культуры поведения и общения с другими людьми (детьми и взрослыми). Поощрять следование общепринятым правилам и нормам.

• Поддерживать и развивать потребность в положительных эмоциях, активности и самостоятельности в разных жизненных ситуациях.

Дорожная безопасность 

• Дать базовые представления о дороге, ее значении и строении. Познакомить с элементарными правилами поведения на дороге.

 • Расширять представления о транспорте, его видах, значении, возможных опасностях и правилах поведении в транспорте.

Пожарная безопасность 

• Познакомить с огнем как явлением культуры и его функциями (тепло, свет, красота) через деятельность человека.

• Дать начальное представление о том, как человек управляет огнем через представление о «домиках» для огня (печь, свеча, лампа, фонарь и др.) и возможных опасностях при обращении с огнем и электроприборами.

Экологическая безопасность 

• Наглядно пояснить базовые правила экологически грамотного поведения в природе (не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не ловить бабочек, не давить жуков) и в быту (аккуратно обращаться с книгами и журналами, экономно расходовать воду при умывании).

Средняя группа (4–5 лет)

Общие задачи 

• Поддерживать психологически благоприятную атмосферу в группе для эмоционально позитивного состояния каждого ребенка, комфортного и безопасного взаимодействия детей в разных видах деятельности.

 • Расширить представления об опасностях как угрозах жизни и здоровью человека. Учить выявлять причины опасностей, осваивать способы их предупреждения и преодоления (например, не играть со спичками, не входить в лифт без взрослых, не вступать в общение с незнакомыми людьми без поддержки близких взрослых).

 • Продолжать знакомить с разными видами безопасности — витальной, социальной, экологической, дорожной, пожарной, информационной.

• Создать условия для освоения и осмысления правила безопасного поведения в помещении (дома и в детском саду), на улице, на участке детского сада, в транспорте и в общественных местах.

Витальная безопасность

 • Дать представление о ценности жизни и здоровья. Воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью — своему и других людей (детей и близких взрослых); поддерживать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.

Поддерживать желание вести здоровый образ жизни, расширить представления о важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур, режима дня, физических упражнений, сна, прогулок.

 • Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

• Уточнять и расширять представления о частях тела и органах чувств человека, пояснить их значение для жизни и здоровья человека.

• Углубить представление о значении движений, двигательной активности и физических качеств (ловкость, сила, скорость, меткость) для безопасности жизни и здоровья человека. Системно приобщать к физической культуре; обогащать двигательный опыт.

 • Формировать умения обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии (головная боль, тошнота) или травме, описывать словами свое состояние и самочувствие.

 Социальная безопасность

 Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим людям; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать умение понимать и правильно реагировать на эмоциональное состояние других людей; поддерживать стремление к доверительному общению со сверстниками.

• Поддерживать потребность в положительных эмоциях, активности, инициативности и самостоятельности.

• Воспитывать культуру общения, желание выполнять общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (здороваться, прощаться, извиняться, быть вежливым, благодарить).

 Дорожная безопасность 

• Продолжать знакомить с дорогой как явлением культуры.

• Формировать практические навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте.

• Расширять представления о транспорте, его видах, значении, возможных опасностях и правилах поведении.

 Пожарная безопасность

• Продолжать знакомить с огнем как явлением культуры и его значением в жизни человека (тепло, свет, приготовление еды, защита, красота, уют и др.).

 • Расширить представление о том, как человек управляет огнем («домики» для огня; профессии, связанные с огнем (повар, кузнец); бытовые электроприборы); какие опасности при этом могут возникнуть и как их избежать.

Экологическая безопасность

 • Содействовать формированию элементарных навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде. Учить предвидеть последствия (положительные и отрицательные) своего поведения по отношению к объектам природы (если растения поливать, они будут расти, цвести и давать плоды; если растения вовремя не полить, оно засохнет и погибнет и др.).

 • Формировать умение выявлять причинно-следственные связи между действиями человека и состоянием природы (если мы сливаем в воду бензин или бросаем мусор, она становится грязной, непригодной для питья, купания, обитания животных и растений).

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Специфика дошкольного детства (гибкость и пластичность развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность, зависимость от эмоционального состояния, значительный разброс вариантов развития), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие требований ответственности ребенка за достигнутый результат) обусловливают необходимость определения результатов освоения программы «Мир Без Опасности» в виде целевых ориентиров — характеристик возможных достижений ребенка. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся . Это отражено и в тексте ФГОС ДО: «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования», которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» Эффективность работы образовательной организации и соответствие ее деятельности требованиям ФГОС ДО оценивается по комплексу условий, которые созданы в образовательной организации. ФГОС ДО описывает требования к ряду условий реализации программы. Наиболее важно спроектировать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста), и обеспечить соответствующую развивающую предметно-пространственную среду . Создание соответствующих условий обеспечивает возможность полноценного развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. «При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» . Таким образом, задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции педагогом.

К четырем годам ребенок:

• имеет элементарные представления о ценности здоровья, о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности;

• правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), совершает процессы умывания и мытья рук при незначительной помощи взрослого;

 • пытается самостоятельно раздеваться и одеваться, следит за своим внешним видом, владеет простейшими навыками поведения во время еды;

 • понимает, как нужно вести себя в опасных ситуациях (держаться за перила лестницы при спуске и подъеме, не просовывать пальцы в дверные проемы и т.п.) и при напоминании выполняет эти правила;

• старается выполнять общепринятые правила поведения в детском саду, отрицательно реагирует на явное нарушение правил; пытается управлять своим поведением: соотносит свои действия с правилами игры;

• бережно относится к природе (не топчет растения, не ломает ветки, не пытается раздавить жуков, поймать бабочку, а стремится их рассмотреть на небольшом расстоянии, понаблюдать за ними, полюбоваться); проявляет желание заботиться об объектах живой природы (животных, птицах зимой).

 К пяти годам ребенок: 

• имеет начальные представления о здоровом образе жизни (может ответить на вопрос, что нужно, чтобы быть здоровым, назвав некоторые из правил: делать зарядку, заниматься физкультурой, есть полезную еду, посещать врача, закаляться и т.п.).

• при напоминании следует элементарным правилам сохранения своего здоровья и здоровья других детей; понимает, какие предметы и ситуации могут быть опасны, и проявляет осторожность в обращении с ними;

• знает, что нужно предупредить взрослого в случае травмы или недомогания; может охарактеризовать свое самочувствие (болит голова, болит живот, тошнит);

• выполняет основные гигиенические процедуры (моет руки после прогулки, перед едой, пользуется салфеткой, носовым платком, обращает внимание на неопрятность в одежде), часть из них — самостоятельно и без напоминаний со стороны взрослых;

 • обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам;

 • проявляет стремление к общению со сверстниками, пытается выстраивать взаимодействие (пока с разной степенью успешности);

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ О БЕЗОПАСНОСТИ: КОНТЕНТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Содержательный раздел образовательной программы «Мир Без Опасности» включает два контента:

 1) контент для руководителей и педагогов дошкольной образовательной организации, который, в свою очередь, раскрывает два вопроса: современное понятие о безопасности и стратегию проектирования содержания образовательной работы, нацеленной на формирование культуры безопасности ребенка в образовательном пространстве;

2) контент для детей дошкольного возраста в динамике проектирования содержания, согласованного с целевыми ориентирами и планируемыми результатами освоения программы «Мир Без Опасности». Термин «контент» — калька с английского языка (англ. content — содержание). Контент — понятие собирательное, это любой вид информации, который составляет содержание информационного ресурса, включая информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Подробное содержание данного контента представлено в двух сериях учебно-методических пособий (см. Введение, Организационный раздел и Приложение 1). Целостная система образовательной работы по всем видам детской безопасности на каждый учебный год описана в учебно-методических пособиях, адресованных воспитателю. Для повышения квалификации и самообразования педагога разработана серия книг, посвященных конкретным видам безопасности. Эти книги помогут воспитателям более глубоко и системно изучить каждый вид безопасности: витальная (жизнь и здоровье ребенка), социальная (азбука безопасного общении и поведения), экологическая, пожарная, дорожная, информационная. В данном разделе программы представлено краткое содержание психолого-педагогической работы, связанной с проектированием интегрированного содержания образования и организацией безопасной предметно-пространственной среды. В силу интегрированного характера содержания детской безопасности в данный контент привлечены материалы авторов комплексной образовательной программы «Мир открытий» [58]: В.В. Бойко (физическое развитие), Л.В. Коломийченко (социально-личностное развитие), М.Н. Поповой (здоровье), Н.М. Родиной и Е.Ю. Протасовой (познавательное развитие), Н.А. Рыжовой (экологическое образование), Е.В. Трифоновой (социально-личностное развитие, игра).

Вторая младшая группа

В младшем дошкольном возрасте совершенствуются умения детей правильно осуществлять процессы умывания, купания, мытья рук с использованием мыла (при незначительной помощи взрослого), элементарно ухаживать за внешним видом. Воспитатель побуждает детей пользоваться только индивидуальным полотенцем, расческой, носовым платком; обращает внимание на то, что при кашле и чихании нужно прикрывать нос и рот носовым платком. Развиваются умения детей одеваться и раздеваться (при участии взрослого). Воспитатель поддерживает стремление детей к самостоятельным действиям. Воспитывается потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Во время умывания, мытья рук воспитатель обращает внимание детей на то, что нужно вовремя закрывать кран, объясняет, почему к воде нужно бережно относиться.

Дети осваивают правила культурного поведения во время приема пищи (тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не «набивать» полный рот, не разговаривать с полным ртом, не кричать и не смеяться за столом); дети приобретают навык есть без помощи взрослого (правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой). Знакомятся с техникой чистки зубов. Воспитатель приучает детей полоскать рот после каждого приема пищи, побуждает детей чистить зубы утром и вечером. Взрослый учит детей безопасному поведению: не дотрагиваться до горячих предметов, аккуратно обращаться с острыми предметами, не просовывать руки, голову между прутьями решеток, не вставлять в электрические розетки пальцы или какие-либо предметы. Принятие ребенка другими сверстниками, установление с ними дружеских взаимоотношений также в значительной степени влияет на эмоциональное состояние ребенка и, таким образом, сказывается на его психофизическом здоровье. Младшие дошкольники предпочитают общение со взрослым, испытывают потребность в сотрудничестве с ним. Воспитатель поддерживает эту потребность, поощряет попытки делиться своими впечатлениями, разговаривать вежливо и уважительно. Взрослый развивает интерес к сверстникам, способствует установлению добрых отношений между детьми, помогает им лучше узнать друг друга. В играх, общении взрослый учит детей проявлять отзывчивость к переживаниям; поощряет желание пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Воспитатель привлекает детей к участию в общем деле: в коллективных играх, совместной продуктивной деятельности, в слушании сказок, в рассматривании иллюстраций, в уборке игрушек и т.д. Дети осваивают способы взаимодействия друг с другом: учатся спокойно играть, не мешая друг другу; играть рядом, делиться игрушками, вместе разыгрывать небольшой игровой сюжет, выполнять простые поручения. Взрослый помогает ребенку перейти от одиночной игры и игры рядом к ролевой игре, поощряет стремление детей играть рядом с товарищем в игровом уголке, что способствует возникновению и укреплению доброжелательных отношений между детьми. При возникновении конфликтов между детьми воспитатель выслушивает детей, старается понять их потребности и желания, дает возможность вместе найти конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций (договриться, помириться и т.д.). Воспитывая предпосылки (начала) культурного общения, правильного поведения в быту, взрослые учат ребенка приветливо здороваться и прощаться, называть сверстника по имени, взрослого по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за помощь, угощение. Наблюдая за детьми в быту, воспитатель обращает внимание на их поведение за столом, в помещении; приучает замечать неполадки в собственной одежде и обуви, окружающих предметах и находить самостоятельно или с помощью взрослого способы их устранения. Здесь важен образец правильного поведения взрослых и детей старшего возраста. С помощью воспитателя ребенок начинает уверенно ориентироваться в своей группе, осваивает места расположения игрушек, игрового оборудования, понимает, что у всех детей равные права на то, что находится в групповой комнате. Осваивает правило «Каждой игрушке свое место».

Средняя группа

Воспитатель продолжает беседовать с детьми и напоминать им о том, как нужно бережно относиться к своему здоровью, как правильно вести себя, чтобы не заболеть (почему нельзя грызть сосульки, кричать на морозе, долго смотреть телевизор, летом в солнечную погоду нужно надевать панамку, пить воду, нельзя долго находиться на солнце без защитного крема и т.п.). Постоянно напоминает о том, как правильно вести себя, чтобы не причинить вреда здоровью других детей (нельзя направлять острые предметы в сторону другого, ножницы следует передавать кольцами к человеку, необходимо предлагать помощь, но не навязывать ее, нельзя осуждать работы других людей, но нужно находить, за что их похвалить). Воспитатель создает условия для соблюдения детьми санитарно-гигиенические норм и правил. Продолжает работу по осуществлению мероприятий, способствующих сохранению здоровья детей, закаливанию, повышению защитных сил организма. Обеспечивает рациональный режим дня, сбалансированное качественное питание, достаточное пребывание на воздухе, Обращает внимание детей на то.поддерживает в помещении оптимальный температурный режим, регулярно проветривать. Воспитатель продолжает учить детей правилам безопасного поведения в детском саду и на участке (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность). На горке, на качелях, на карусели есть особые правила поведения. В сырую погоду может быть скользко, особенно на мокрых листьях; следует особенно осторожно вести себя в резиновых сапогах.

Объясняет, что на мокром полу можно легко поскользнуться, поэтому нельзя брызгаться водой во время умывания, пролитую на пол воду нужно сразу вытереть. Объясняет детям, не пугая их, что нельзя уходить за территорию детского сада одним или с незнакомыми взрослыми, брать от незнакомых людей угощение, игрушки и пр. Педагог знакомит детей с бытовыми приборами и предупреждает о технике безопасности при работе с ними (телефон, телевизор, компьютер, фен, миксер и т.д.). Воспитатель продолжает работу по формированию доброжелательных отношений между детьми и взрослыми, используя для этого возникающие в группе ситуации, разнообразные детские виды деятельности, художественную литературу, игры по сюжетам сказок, пение, рисование, различные виды театрализованной деятельности, в которых речь идет об отношениях и чувствах детей и взрослых. Дети знакомятся с миром чувств, переживаний, эмоциональных состояний людей (радость, печаль, страх, гнев, удовольствие), учатся видеть их проявление в мимике, жестах или интонациях голоса. По примеру воспитателя дети проявляют эмоциональную отзывчивость к переживаниям сверстников; сопереживают персонажам сказок, историй; эмоционально откликаются на произведения искусства. Воспитатель поддерживает стремление детей к совместным играм, помогает закреплять освоенные способы взаимодействия со сверстниками (спокойно играть рядом, делиться игрушками, объединяться в группы на основе личных симпатий). Взрослый напоминает детям о необходимости соблюдения общепринятых правил в детском саду (здороваться, прощаться, благодарить за оказанную услугу, оказывать помощь, вежливо выражать свою просьбу, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых); поощряет самостоятельность детей в выполнении знакомых правил общения со взрослыми и сверстниками в привычной обстановке. Взрослый организует жизнь детей так, чтобы у них неуклонно формировалась привычка к соблюдению моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; желание быть добрым, справедливым, отзывчивым. Воспитатель рекомендует родителям приглашать детей из группы к себе в гости, активнее общаться между собой, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя тем самым представления о семье, родственных отношениях, семейных традициях, обязанностях по дому различных членов семьи; дает представление о том, что семья – это все, кто живет вместе с ребенком. Дети учатся определять различные эмоциональные состояния людей, изображенных на фото или картинах, связывать их настроение с определенными событиями в жизни семьи. Воспитатель учит детей бережному, осторожному обращению с животными, пониманию того, что место диких животных – в природе. Воспитатель объясняет, что животные (птицы, звери, насекомые, рыбы) – это живые существа, к которым нужно относиться с уважением (не стучать по клеткам в уголке природы и в зоопарке, не хватать животных уголка природы, не обращаться с ними как с игрушками), не пугать птиц на участке. Объясняет, что животные могут испугаться человека и укусить или поцарапать его, поэтому не всегда можно гладить даже домашних животных. Педагог рассказывает, что в природе есть опасные растения, животные, грибы, поэтому не нужно брать в рот незнакомые растения, не нужно ловить, брать в руки животных. Знакомит с некоторыми опасными растениями своего региона и грибами (мухоморы) – их нельзя трогать, однако и они нужны в природе, ими питаются некоторые животные; нельзя трогать и брать в рот незнакомые ягоды. Осторожно нужно относиться и к незнакомым домашним животным — кошкам, собакам. Ребенок должен понимать, что бездомные животные могут быть опасны, хотя и вызывают сочувствие. Воспитатель объясняет, почему нельзя пугать птиц, ловить других животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор на территории детского сада, в парке, сквере, приводит альтернативные варианты действий (интересно наблюдать за животными; нюхать и рассматривать цветы; приятно, когда участок чистый, а мусор находится в мусорном контейнере и т.п.). Воспитатель продолжает знакомить детей с объектами живой и неживой природы (вода, воздух, песок, глина, камни, земля (почва), растения, грибы, животные), формирует у них первые представления о взаимосвязях в природе на простейших примерах из ближайшего окружения (цветам на клумбе нужны вода, свет, тепло, плодородная земля, к ним прилетают разные насекомые, в почве живут дождевые черви, которые рыхлят землю; липу поливает дождик, ее листья едят гусеницы, к ее цветкам прилетают пчелы). Формирует представления о комнатных (декоративных) и дикорастущих растениях; о домашних и диких животных: домашние живут с человеком, который за ними ухаживает (кормит, поит); дикие животные живут не с человеком, а в природных условиях: волк, заяц, еж, лиса, медведь — в лесу; бобры, дикие утки — в озере и т.п. Воспитатель рассказывает детям, где и как переходят улицу, как пользоваться наземным переходом, как следовать сигналам светофора. Разыгрывает ситуации перехода проезжей части на макете городской улицы, созданном из деталей конструктора или на панно, плакате с ее изображением. Обсуждает с детьми правила езды на велосипеде, рассказывает о том, что во время езды на велосипеде нужно обязательно надевать шлем. Организует игры по правилам дорожного движения на участке детского сада.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Образовательная деятельность по формированию культуры безопасности личности может осуществляться в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации — в различные режимные моменты. Для успешной реализации программы «Мир Без Опасности» целесообразно использовать следующие образовательные ситуации: • культурно-гигиенические процедуры,

• прогулки на свежем воздухе,

• экспериментирование,

• ситуационные беседы (разговоры, обсуждения),

• подвижные игры, • дидактические игры,

• сюжетно-ролевые игры,

• игры-драматизации,

 • режиссерские игры,

• детский театр (теней, кукол, бибабо, пальчиковый и др.),

 • встречи и беседы со специалистами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья людей (врачи, пожарные, сотрудники полиции, ГИБДД, МЧС и др.),

• тематические экскурсии,

• виртуальные путешествия,

• восприятие произведений фольклора — потешек, прибауток, загадок, считалок, жеребьевок, дразнилок, небылиц, поговорок, пословиц, сказок и др.,

• восприятие разных видов искусства — художественной литературы, народной игрушки, живописи, графики, скульптуры, фотографии, музыки, театра и др.,

• выставки, вернисажи,

 • моделирование ситуаций, связанных с выявлением и преодолением опасностей,

• занятия физической культурой и спортом,

 • развивающие занятия проблемно-эвристического характера, связанные с организацией таких видов детской деятельности как познание окружающего мира, конструирование, лепка, рисование, аппликация, труд в природе и хозяйственно-бытовой, художественный труд и др.,

 • мастер-классы,

 • исследовательские проекты,

• практико-ориентированные проекты и мн. др

3.2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Очень важно, чтобы родители (или их законные представители) имели возможность принимать самое активное участие в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, обсуждать с педагогом программу индивидуального развития ребенка с учетом его особенностей, обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения эффективных детско-родительских отношений. Основная цель взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников — создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) плодотворно взаимодействуют друг с другом и находят возможности для своего личностного роста — самоактуализации, самообразования, саморазвития, самовоспитания (каждый на своем уровне). Для достижения данной цели следует сформулировать круг взаимосвязанных задач :

• установление доверительных, партнерских отношений с семьями воспитанников; • создание условий для разнообразного по содержанию и формам участия родителей (и других членов семьи) в жизни детского сада; • оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; • поддержание инициатив заинтересованных сторон (педагогов, родителей), касающихся содержания образовательных программ, как детей, так и взрослых; • непрерывное саморазвитие педагогов, повышение их компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. При этом важно обращать внимание на следующие вопросы: • поддержка интересов ребенка со стороны взрослых; поощрение вопросов, инициативы и самостоятельности; • ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы; • согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.

3.3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»

Согласно ФГОС ДО, развивающая среда современной образовательной организации проектируется на основе следующих принципов: содержательной насыщенности, гибкости (вариативности), полифункциональности, трансформируемости, безопасности, доступности. Основные рекомендации приведены в учебно-методическом пособии «Развивающая среда современного детского сада» (авторы Аверин С.А., Лыкова И.А., Казунина И.А., Кожевникова В.В.).

3.4. СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И НАГЛЯДНОДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ» В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Базовый комплект

Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А. Детская безопасность. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А. Детская безопасность. Средняя группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А. Детская безопасность. Старшая группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А. Детская безопасность. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017. Комплексная образовательная программа воспитания детей раннего возраста «Теремок» / Науч. рук. И.А. Лыкова; науч. ред. А.И. Буренина, И.А. Лыкова, О.С. Ушакова и др. — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Азбука безопасного общения и поведения. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Безопасность жизни и здоровья. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Информационная безопасность. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2017. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь — друг, огонь — враг. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Опасные предметы, существа и явления. Учебно-методическое пособие для реализации парциальной программы «Мир Без Опасности». — М.: Цветной мир, 2015.

Приложение 2

Тематические выставки, развлечения, экскурсии, викторины

 

п/п

Мероприятие

Месяц

1

1.  Коллективная работа «Светофор

наш друг»

4 неделя

сентября

2

Выставка детских рисунков «Дети

и домашние животные»

4 неделя

октября

3

Игра-викторина «Правила

поведения в общественном

транспорте»

4 неделя

ноября

4

Спортивное развлечение «Службы

спасения «01», «02», «03».

1 неделя

февраля

5

Обыгрывание ситуаций на тему

«Безопасное поведение в

общественном месте

март

6

Коллективная работа «В мире

опасных вещей и предметов»

3 неделя

апреля.

 

Приложение 3

План работы с родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами

п/п

Мероприятие

Месяц

Консультация  для  воспитателей  «Организация  работы  с  родителями  по  предупреждению  дорожных

происшествий»

Сентябрь

Оформление  информационных  уголков,  буклетов,  листовок  для  родителей

•   «Ребенок  и  незнакомые

люди»  (внешность  человека  может

быть обманчива);

•  Изготовление буклетов, папок

передвижек для родителей  «Изучаем

правила  дорожного  движения

вместе»

Сентябрь

Оформление  информационных

уголков,  буклетов,  листовок  для  родителей

•  «Ребенок  и  незнакомые  животные»

Октябрь

Оформление  информационных

уголков,  буклетов,  листовок  для  родителей

 «Правила  пользования  общественным транспортом»

Ноябрь

Оформление  информационных

уголков,  буклетов,  листовок  для  родителей

Природные  явления  и  безопасность

зимой

Декабрь

Семинар-практикум  для  педагогов

«Воспитываем  грамотного  пешехода»

Январь

Оформление  информационных

уголков,  буклетов,  листовок  для

родителей

Службы спасения «01», «02», «03».

февраль

Оформление  информационных  уголков,  буклетов,  листовок  для  родителей

В мире опасных вещей и предметов

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей подготовительной группы "Мой друг Компик: опасности. net"

Пояснительная запискаМир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот уди...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста "Жизнь без Опасности"

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста «Опасности – НЕТ!»

Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений....