Памятка для родителей. Рекомендации по домашнему чтению. детям от 5 и более
консультация

Апалькова Елена Владимировна

Памятка для родителей. Рекомендации по домашнему чтению. детям от 5 и более

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_5-6let.docx597.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель: Апалькова Е.В.

 Домашнее чтение детям старшего дошкольного возраста

     Детям 5 – 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой,  как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!

   Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.


   Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя  читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.

             

                Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

 1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

 3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

 4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

 В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить, просто молча «слушать себя».

 5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям, стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

 6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

 7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

 8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

 9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

 10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

 11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

 12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.               

                             Какие книги нужно читать детям.

Книги какого жанра читают дети? Все дети любят веселые приключенческие рассказы и стишки, точно сказать сложно ведь дети,  как и взрослые,  бывают разные и у каждого свои вкусы.

В 5 — 6 лет у вашего ребенка уже может появиться любимый автор, или даже какой-то определенный жанр. Часто дети любят учить наизусть стихи или читать в ролях. Среди педагогов существует мнение, что к возрасту 7 лет дети должны уметь разбираться в различных жанрах художественной литературы (песня, стих, сказка), назвать любимую сказку, персонажа, знать на память 3-4 стиха (возможно напоминание первых строк). Когда у вашего сына или дочки появится любимый рассказ или книжка, вы об этом обязательно узнаете. Дети, понравившуюся книжку будет читать изо дня в день, везде носить ее с собой, рассказывать о понравившихся героях. Часто малыши себя сравнивают с героями произведения, хотят на них быть похожими. Выбирая, что почитать ребенку 5 лет  стоит помнить о песенках, скороговорках, различных видах энциклопедий.

                         Список интересных книг для детей (5-6 лет)

  •                 Александрова Т. «Домовой Кузя».        Алешковский Ю. «Кыш и Двапортфеля».
  •         Андерсен Г. «Сказки».        Бабич И. «Мои знакомые звери»
  •         Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка»        Бианки В. «Лесные были и небылицы».
  •         Братья Гримм «Сказки».        Волков А. «Волшебник изумрудного города».
  •         Голявкин В. «Тетрадки под дождем»        Гофман Э.«Щелкунчик и мышиный король».
  •         Грэм К. «Ветер в ивах».        Губарев В.«Королевство кривых зеркал».
  •         Джоэль Ч. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»
  •         Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит или туда и обратно».
  •         Железников В. «Жизнь и приключения чудака»
  •         Житков Б. «Что я видел».        Иванов А.«Приключения Хомы и Суслика».
  •         Киплинг Р. «Сказки».        Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова».
  •         Кротов В.«Червячок Игнатий и его друзья», «Червячок Игнатий и его открытия»
  •         Линдгрен Астрид «Малыш и Карлсон», «Пеппи — Длинный чулок».
  •         Носов Н. «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей».
  •         Остер Г. «Вредные советы».        Пантелеев Л. «Фенька», «Две лягушки».
  •         Памела Треверс «Мэри Поппинс».        Пушкин А. С. «Руслан и Людмила».
  •         Родари Дж. «Приключения Чиполлино».
  •         Сказки народов мира.
  •         Сотник Ю. «Как я был самостоятельным».        Томин Ю. «Шел по городу волшебник».

        Хармс Д.«Стихи для детей».        Хайт А. «Приключения кота Леопольда».

        Шварц Е. «Сказки».        Шарль Перро «Сказки».

        Фольклор.

Домашнее чтение детям старшего дошкольного возраста

     Детям 5 – 6 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой,  как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать! 

   Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.

  •    Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя  читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.

             

Список книг для детей в возрасте 5-6 лет: сказки, рассказы, стихи

  • «Умная собачка Соня», «Все о Дедморозовке», А. Усачев
  •  «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик», В. Катаев
  •  «Про Белочку и Тамарочку», Л. Пантелеев
  • «Приключения Буратино, или Золотой ключик», А.Толстой
  • «Незнайка в цветочном городе», Н. Носов
  • «Приключения Карандаша и Самоделкина», В. Постников
  • «Про попугая Кешу», А. Курляндский
  • «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин», «В стране «Нигде и никуда», И. Токмакова
  • «Волшебное слово», «Синие листья», В. Осеева
  • «Денискины рассказы», В. Драгунский
  • «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», Ф. Одоевский
  • «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», А. Пушкин
  • «Воробьишко», М. Горький
  • «Вот какой рассеянный», «Двенадцать месяцев», С.Маршак
  • «Жили-были два соседа..», «Приятная встреча», Б.Заходер
  • «Винни-Пух и все-все-все», А. Милн, Б. Заходер
  • Русские народные сказки: «Журавль и цапля»; «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка»; «Летучий корабль»; «Гуси-лебеди»
  • «Тараканище», «Доктор Айболит. Путешествие в Страну Обезьян», К. Чуковский
  • «Я выросла», «По дороге в класс», «Было у бабушки сорок внучат», А.Барто
  • «Тюпа, Томка и сорока», Е. Чарушин
  •  «Загадочный зверь», «Выеденное яйцо», «Отчего у лисы длинный хвост?», Н. Сладков
  • «Цыпленок», «Сказка старинного города», Г. Цыферов
  • «Приключения кота Леопольда», А.Хайт
  •  Заболоцкий  «Сказки о кривом человечке», «Колотушка тук – тук –тук»
  • «Трусишка Вася», «Елка», «Великие путешественники», «Глупая история», М. Зощенко
  • «Про поросенка, который учился летать», Д. Биссет
  • «Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей», Г. Остер
  • «Волшебник Изумрудного города», А.Волков
  • «Буква «ты», Л. Пантелеев
  • «Лисичкин хлеб», М. Пришвин
  • «Кот-ворюга», «Барсучий нос», К.Паустовский
  • «Серебряное копытце», П. Бажов
  • «Малуся и Рогопед», А. Усачев
  • «Конек-горбунок», П. Ершов
  • «Все о Муми-Троллях», Т. Янсон
  •  «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», С. Лагерлеф
  • Иванов С. «Бывший Булка и его дочь»
  • Ермолов Ю. «дом отважных трусишек»
  • Демыкина Г «Дом на сосне»
  • Грабовский Ян «Муха с капризами»
  • Корней Чуковский «От двух до пяти» (Очень ИНТЕРЕСНО и детям и взрослым)
  • Афанасьев А. Сказки
  • Бажов П. «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказки»
  • Бианки В. «Лесная газета», «Синичкин календарь»
  • Велтистов Е. «Приключения Электроника» , «Гум – Гам»
  • Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
  • Голявкин «Мой  добрый папа», «Арфа и бокс»
  • Гайдар А. «Голубая чашка», «Чук и Гек»
  • Губарёв В. «Трое на острове», «В тридевятом царстве»
  • Дуров В. «Мои звери»
  • Ильин М. «Сто тысяч почему»
  • Каверин «Песочные часы»
  • Барнфорд Ш «Невероятное путешествие»
  • Бессон Люк «Артур и минипуты»
  • Бжехва Ян «Академия пана Кляксы»
  • Дареля  Дж. «Зоопарк в моём богаже», «Земля шорохов», «Говорящий свёрток»
  • Выбирайте вместе с ребёнком, даже можно по названию. ИНТЕРНЕТ ВАМ В ПОМОЩЬ
  • Если нет возможности купить. Сейчас ВОЗМОЖНО ВСЁ!

Логопедические книги для детей в возрасте 5-6 лет

  • «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких», Е. Косинова
  •  «Логопедические задания для детей 5-6 лет», Т. Бардышева
  • «Логопедические упражнения, Т.Ткаченко
  • «Умней-ка. 5-6 лет. Речевая мозаика» Н. Старжинская
  • «Скороговорки, считалки, потешки» Н. Майер
  • «100 логопедических упражнений и игр для малышей» А. Матвеева
  • «100 игр для запуска речи» М. Решетко

Запомните : ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ! Ваше желание, стремление помочь ребёнку полюбить книгу

Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Рекомендации при обучении чтению в домашних условиях"

Рекомендации для родителей  при обучении чтению детей в домашних условиях"...

Памятка для родителей «Как организовать домашнее чтение»

Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.Регулярное чтение вслух с раннего детства знаком...

Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию»

Рекомендации по организации семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию...

методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения

Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы  подготовить ребенка к встрече с новой книгой или побеседовать  об уже прочитанно...

«Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения»

Консультация для родителей об организации домашнего чтения, также список интересной художественной литературы для детей....