Картотека игр и упражнений на развитие ориентира в дошкольном возрасте
картотека (средняя группа)

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировок в пространстве «лево-право»

 

Умение ориентироваться в пространстве - одна из важнейших составляющих познания ребенком мира. Применение этого навыка необходимо для успешного выполнения практически любого вида деятельности (например, рисование, физкультура), но зачастую малыши путают «право» и «лево» и другие пространственные категории. Это неудивительно, ведь развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

Обучать малыша ориентироваться в пространстве следует на конкретных примерах. Легче всего это делать во время игр и повседневных занятий. Например, попросите ребенка взять с полки книжку, которая стоит слева, открыть правый ящик, надеть носок на левую ногу. Чем чаще, вы будете упоминать понятия, которые нужно запомнить, тем лучше. Когда малыш пишет или рисует, обязательно называйте, в какой руке он держит карандаш. Также на ведущую руку ребенка можно надеть часы или браслет, так ему будет легче запомнить, где лево, а где право.

Простые игры на развитие ориентации в пространстве для дошкольников

Игра «Весёлая зарядка»

 Попросите ребенка попрыгать сначала на правой ноге, потом - на левой. Затем потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу. Сделать два шага вперед и три шага назад. Также можно бросать мяч сначала правой рукой, а затем – левой. С помощью этих нехитрых упражнений, Вы сможете помочь малышу освоить ориентирование в пространстве, а также разовьете у малыша внимание и умение действовать по инструкции.

Упражнение «Слева на право»                                                                                                                                                                                       

 Воспитатель просит детей взять игрушку левой (правой) рукой и положить ее у левой (правой) ноги. Затем взять игрушку в правую руку и положить ее около правой ноги. Выставить вперед правую руку, дотянуться до правой коленки, правого глаза, закрыть правой рукой правое ухо и т.д. Аналогичные действия выполняются левой рукой. Игру можно усложнять, например, правой рукой взять левое ухо и наоборот.

Игра «Повтори за мной»

 Взрослый должен выполнить какое-либо действие, одновременно комментируя его, а задача крохи – повторить действие за взрослым. Если у малыша уже достаточно хорошо сформировались пространственные представления, усложнить задачу можно «неверным» комментированием, например, ведущий поднимает вверх правую ногу, а говорит, что поднимает правую руку и т.д.

Игра «Овощи – слева, фрукты - справа»

 Перед ребенком на стол выкладываются карточки с овощами и фруктами. Ребенку объясняются правила: карточки, на которых изображены овощи необходимо положить справа от себя, а карточки, на которых изображены фрукты необходимо положить слева от себя. В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что изображено на твоей карточке? Фрукт или овощ?», «С какой стороны от себя ты положишь данную карточку?»

«Марионетки»                                                                                                                                                                                                                       

Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

«По проторенным дорожкам»                                                                                                                                                                                                            Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы кроха проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть.

«Найди клад»                                                                                                                                                                                                                                      Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя вашим подсказкам.

Игра «На каком стуле лежит»                                                                                                                                                                                                   

 Перед ребенком стоят два стула, на каждом из стульев лежат разные игрушки. Воспитатель акцентирует внимание, что стулья один стул стоит справа от ребенка, а второй слева от ребенка, после чего просит его рассказать какие игрушки лежат на стуле справа от него, а какие на стуле слева от него, используя соответствующие слова.

Игра «Отгадай с какой стороны что находится»                                                                                                                                                       

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть комнату, после чего он просит назвать ребят предметы, которые находятся справа от них, слева от них, сопровождая свой отсвет соответствующими словами.

«Графический диктант»                                                                                                                                                                                                                    На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).

«Раскраска»                                                                                                                                                                                                                         

Попросите кроху раскрасить сначала верхние детали рисунка, а затем нижние. Если в раскраске много деталей, пусть ребенок догадается, какой элемент подходит под ваше описание (например, что-то в нижнем правом углу, между домом и деревом).

«Построй по образцу»                                                                                                                                                                                                         Нарисуйте или постройте из конструктора дом, а ребенок должен будет его повторить.

Игра «Бравый солдатик»

Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.

Игра «Мяч»

Данная игра дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Упражнение «Направо пойдешь кошечку найдешь, на лево пойдешь…»

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

«Что изменилось?»                                                                                                                                                                                                                Выложите на стол перед малышом несколько цветных карандашей и попросите его запомнить их расположение. Затем кроха закрывает глаза, а Вы меняете местами два карандаша. Ребенок должен ответить, что поменялось.

«Найди по схеме»                                                                                                                                                                                                                           

Для развития пространственных представлений очень полезны задания, где нужно пройти лабиринт по схеме. Умение работать по наглядной модели пригодится малышу в школе.

«Отгадай в какой руке флажок»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая), и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку вверх, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или: синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый — в левой. Задание: поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает: «Какого цвета флажок? В какой он руке?».

«Рассели жильцов»                                                                                                                                                                                                              Постройте из конструктора несколько домиков и поставьте их в одну линию. Скажите малышу, что надо помочь игрушкам найти свой домик. И дайте задание, например: ёжик живет в доме слева, а медведь живет во втором справа и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировок в пространстве «лево-право»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=021a2a004c488df733e2e66494f2a23ecff46fc8-9198173-images-thumbs&n=13

Умение ориентироваться в пространстве - одна из важнейших составляющих познания ребенком мира. Применение этого навыка необходимо для успешного выполнения практически любого вида деятельности (например, рисование, физкультура), но зачастую малыши путают «право» и «лево» и другие пространственные категории. Это неудивительно, ведь развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

Обучать малыша ориентироваться в пространстве следует на конкретных примерах. Легче всего это делать во время игр и повседневных занятий. Например, попросите ребенка взять с полки книжку, которая стоит слева, открыть правый ящик, надеть носок на левую ногу. Чем чаще, вы будете упоминать понятия, которые нужно запомнить, тем лучше. Когда малыш пишет или рисует, обязательно называйте, в какой руке он держит карандаш. Также на ведущую руку ребенка можно надеть часы или браслет, так ему будет легче запомнить, где лево, а где право.

Простые игры на развитие ориентации в пространстве для дошкольников

Игра «Весёлая зарядка»

Попросите ребенка попрыгать сначала на правой ноге, потом - на левой. Затем потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу. Сделать два шага вперед и три шага назад. Также можно бросать мяч сначала правой рукой, а затем – левой. С помощью этих нехитрых упражнений, Вы сможете помочь малышу освоить ориентирование в пространстве, а также разовьете у малыша внимание и умение действовать по инструкции.

Упражнение «Слева на право»                                                                                        Воспитатель просит детей взять игрушку левой (правой) рукой и положить ее у левой (правой) ноги. Затем взять игрушку в правую руку и положить ее около правой ноги. Выставить вперед правую руку, дотянуться до правой коленки, правого глаза, закрыть правой рукой правое ухо и т.д. Аналогичные действия выполняются левой рукой. Игру можно усложнять, например, правой рукой взять левое ухо и наоборот.

Игра «Повтори за мной»

Взрослый должен выполнить какое-либо действие, одновременно комментируя его, а задача крохи – повторить действие за взрослым. Если у малыша уже достаточно хорошо сформировались пространственные представления, усложнить задачу можно «неверным» комментированием, например, ведущий поднимает вверх правую ногу, а говорит, что поднимает правую руку и т.д.

Игра «Овощи – слева, фрукты - справа»

Перед ребенком на стол выкладываются карточки с овощами и фруктами. Ребенку объясняются правила: карточки, на которых изображены овощи необходимо положить справа от себя, а карточки, на которых изображены фрукты необходимо положить слева от себя. В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что изображено на твоей карточке? Фрукт или овощ?», «С какой стороны от себя ты положишь данную карточку?»

«Марионетки»                                                                                                                             Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

«По проторенным дорожкам»                                                                                                           Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы кроха проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть.

«Найди клад»                                                                                                                                      Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя вашим подсказкам.

Игра «На каком стуле лежит»                                                                                                     Перед ребенком стоят два стула, на каждом из стульев лежат разные игрушки. Воспитатель акцентирует внимание, что стулья один стул стоит справа от ребенка, а второй слева от ребенка, после чего просит его рассказать какие игрушки лежат на стуле справа от него, а какие на стуле слева от него, используя соответствующие слова.

Игра «Отгадай с какой стороны что находится»                                                         Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть комнату, после чего он просит назвать ребят предметы, которые находятся справа от них, слева от них, сопровождая свой отсвет соответствующими словами.

«Графический диктант»                                                                                                                     На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).

«Раскраска»                                                                                                                               Попросите кроху раскрасить сначала верхние детали рисунка, а затем нижние. Если в раскраске много деталей, пусть ребенок догадается, какой элемент подходит под ваше описание (например, что-то в нижнем правом углу, между домом и деревом).

«Построй по образцу»                                                                                                            Нарисуйте или постройте из конструктора дом, а ребенок должен будет его повторить.

Игра «Бравый солдатик»

Дайте ребенку в руки шарики или игрушки разных цветов. Взрослый выступает в роли командира, а малыш – в роли солдатика. Солдат выполняет различные приказы командира. Например: поднять правую руку, шагнуть левой ногой, опустить левую руку и другие. Команды можно давать какие угодно, связанные с понятиями право-лево или с определением местонахождения частей тела. Если ребенок плохо ориентируется и в том, и в другом, соедините различные команды в одной игре. Затем взрослый и ребенок меняются местами. Когда малыш отдает приказы, мама или папа иногда должны ошибаться. Ребенок исправляет ошибку взрослого. Второй вариант игры доставляет удовольствие детям даже большее, чем первый.

Игра «Мяч»

Данная игра дает возможность детям научиться ориентироваться в пространстве. Взрослый дает малышу команду бросить мяч вправо, влево, вперед, назад и т.д. Затем взрослый и ребенок, как и в предыдущей игре, меняются местами.

Упражнение «Направо пойдешь кошечку найдешь, на лево пойдешь…»

Используйте в своей практике игрушки. Разложите на полу различные машинки, зверей и, как в старой сказке, приговаривайте: «Направо пойдешь – кошечку найдешь, налево пойдешь – куклу найдешь». Ребенок может двигаться к месту назначения с помощью игрушечных машинок и грузить на них найденные предметы. Таким образом, малыш не только учит, где право, где лево, но и ориентируется в пространстве.

«Что изменилось?»                                                                                                                 Выложите на стол перед малышом несколько цветных карандашей и попросите его запомнить их расположение. Затем кроха закрывает глаза, а Вы меняете местами два карандаша. Ребенок должен ответить, что поменялось.

«Найди по схеме»                                                                                                                               Для развития пространственных представлений очень полезны задания, где нужно пройти лабиринт по схеме. Умение работать по наглядной модели пригодится малышу в школе.

«Отгадай в какой руке флажок»

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая), и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку вверх, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или: синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый — в левой. Задание: поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает: «Какого цвета флажок? В какой он руке?».

«Рассели жильцов»                                                                                                                  Постройте из конструктора несколько домиков и поставьте их в одну линию. Скажите малышу, что надо помочь игрушкам найти свой домик. И дайте задание, например: ёжик живет в доме слева, а медведь живет во втором справа и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

Картотека игр и упражнений для ознакомления детей среднего дошкольного возраста со звуковой стороной слова.

Цель данных игр и упражнений: продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином «слово»; вызывать интерес к слову....

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста

Материал включает в себя интересные игры  и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка....

Картотека игр и упражнений на развитие внимания детей дошкольного возраста

Играть, нельзя гулять: чем занять дошкольника в условиях самоизоляции. В картотеке представлены игры и упражнения, направленные на развитие устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения прои...

Картотека игр и упражнений по ФЭМП у детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений по ФЭМП у детей дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений на развитие у детей дошкольного возраста навыков общения

Картотека игр и упражнений на развитие у детей дошкольного возраста навыков общения...