Кружок "Говорушки" для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кружок "Говорушки" для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_23-24.docx842.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Downloads\20240219_101604.jpg

Содержание

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..3
  2. План работы………………………………………………………………………………6
  3. Литература………………………………………………………………………………...8

          Пояснительная записка

 Федеральный государственный образовательный стандарт и Федеральная основная программа дошкольного образования направлены на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.

Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.

Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС дошкольного образования.

Развитие речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.

Актуальность выбранной темы

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Современный век- век компьютерных технологий. У детей, есть все для их развития : компьютеры, телефоны, телевизоры, но не хватает общения. Все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Решила, что исходя, из этого нужно создать максимально благоприятные условия для речевого развития детей посредством игровых технологий.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, использование моделирования при составлении рассказов, игровые технологии.

Учитывая важность проблемы по развитию речи детей дошкольного возраста, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель работы: 

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование современных игровых технологий.

Задачи:

- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;

-  развитие активного словаря детей в игровой, познавательной деятельности;

- развитие словесно - логического мышления; речевого внимания, артикуляционного аппарата;

- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий;

-  способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

- принцип системности: от простого к сложному, от частного к общему;

- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

Ожидаемые результаты для детей:

- умение владеть навыками выразительной речи;

- умение последовательно высказывать свои мысли при использовании игровых технологий.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Организация работы кружка:

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 5-7  лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 20-25 минут).

Занятия проводятся октября по май.

Формы организации оразовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

Нормативно-правовые документы

Программа работы кружка разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом), ФОП ДО и следующими нормативно-правовыми документами:

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013

План работы

Октябрь Использование мнемотехники

1.Составление описательного рассказа по картине «Сбор урожая» - мнемотаблицы

2. Игра "Чудесный мешочек" - «Обведи по точкам, узнай героя сказки»

3.Разучивание стихов с помощью мнемотаблиц.

4. Речевая игра-фантазия «Если бы у меня были Сапоги-скороходы» - мнемотаблицы

-развитие творческого воображения и речи-фантазии.

- определение овощей и фруктов на ощупь.

Ноябрь

Использование камешков «Марблс»

1. «Фрукты» - камушки «Марблс»

2. Изготовление подарков для мам из шариков бумаги - камушки «Марблс»

3. «Моя любимая буква» - камушки «Марбсл».

4. «Гриб» камушки «Марблс»

(украшение трафарета пуговицами и бусинами)

- учить в умении выкладывание букв из различных материалов марблс, палочки, спички, пуговицы

Декабрь

 Использование

 Су-Джок терапии (массажные шарики)

1.«Пальчиковая и дыхательная гимнастика и Су-Джок

2. Сказка «Ежик» Су-Джок

3.Упражнение «Один-много» Су-Джок

4.Упражнение «Кручу - верчу» с использованием Су-Джок

развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- развивать речь и познавательную активность дошкольников, воображение и наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Январь - Февраль

Использование лэтбука

1.«Знакомство с волшебной книгой»

2. «Речевичок»

3. «Профессии»

4. «Времена года»

Ознакомление детей на занятиях по развитию речи с Лэпбуком по средствам игр, с помощью которых у детей будут закреплены умения составлять пересказы.

1.«Зима».

2.«Зимующие птицы».

3.«Виды транспорта».

4. «Семья»

Развитие познавательных интересов ребенка,

расширение и активизация словаря. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

Март - Апрель

Использование здоровьесберегающих технологии

1.Зрительная гимнастика Игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена).

2.  Логоритмика.

3. Сказкатерапия

4.Артикуляционная гимнастика

Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; Повышение резервов дыхательной системы.

1.Волшебный телевизор.

 2.«Хорошо плохо»

3.Составление загадок

4. «Что из чего?»

– активизация познавательной активности детей; – создание мотивационных установок для проявления творчества; – создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами);

–повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.

Май

Использование 

технологии «Арт – терапия»

1. Тестопластика.

2.Рисование телом.

Развивать творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества.

Литература:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-методическое пособие Ростов: Феникс, 2008.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детейРазвитие диалогического общения: метод. Мозаика-Синтез, 2005.

3. Баннов А. М. Учимся думать вместе. М.: Интуит. ру, 2007.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.

5. Гербова В.В. Картинки по развитию речи. М.: Просвещение, 1985г.

6. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники СПб.: Детство-Пресс, 2001.

7. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших. М. АРКТИ, 2003.

8. Гин А. А. Приемы педагогической техники. М. : Вита-Пресс, 2003.

9. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед. 2005. – С. 34 – 39.

10. Корзун А. В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2000.

 11. Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения». М.:2005г.

     12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. 2020.

13.Сапожникова О. Б. Песочная терапия в развитии дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2014.

14. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
     15. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера. 2004.
      16. Фадеева Ю. А., Пичугина, Г. А. Творим и говорим М. ТЦ «Сфера», 2012.

17. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. М. Айрис-Пресс, 2008.

18. Интернет ресурсы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Досуги на воде: 1. Весенняя загадка (для средней группы с участием детей старшего дошкольного возраста) 2. Чья пара дружнее?!? (для детей старшего дошкольного возраста)

                Досуг – соревнование: «Весенняя загадка» (для средней группы,  с участием детей старшего дошкольного возраста...