Консультация для педагогов ДОУ «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
консультация

Котенко Надежда Ивановна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensoriki.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Сергиево-Посадского г.о.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 28»

Консультация для воспитателей

«Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей

раннего дошкольного возраста»

                                                               Воситатель: Котенко Н.И.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

В сенсорном уголке нашей группы мы используем большое количество приобретенного материала: пластмассовые и деревянные конструкторы; «пазлы»; «шнуровки»; «мозаика»; наборы кубиков для сбора картинок; «пирамидки»; бусы — «змейка»; «складная матрешка»; разнообразные логические домики и теремки; часы с передвижными стрелками и многое другое.

Так же в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Поэтому играя с детьми в дидактические игры, развиваем мелкую моторику, восприятие, внимание, память.

Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, пытаясь его смять и превратить в комок при этом массажируются все точки, находящиеся на ладошках, пальчиковую гимнастику как с речевым сопровождением, так и без него.

Хорошим помощником в развитии мелкой моторики и сенсорики в нашей группе являются различные развивающие игрушки и дидактические игры, которые мы сделали сами.

Мешочки для развития мелкой моторики.

Сшили 10 маленьких мешочков и наполнили их горохом, фасолью, рисом и другой крупой. Должно получиться по два-три мешочка с одним и тем же наполнителем. Предлагаем ребенку найти на ощупь одинаковые мешочки. Игра развивает мелкую моторику рук, тактильное восприятие. Делаем массаж пальчиков и кистей рук малыша.

С мешочками мы изучаем понятия "Легче-тяжелее", "Больше-меньше", "Тише-громче".

Дидактические игры с пуговицами.

Отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие, тактильное восприятие, внимание, мышление, способствуют эмоциональному и творческому формированию. Для этого мы изготовили подушку с пуговицами.

Подушка с пуговицами.

Перебирая пуговицы, у ребенка можно спросить: какого цвета пуговица, какого она размера (большая - маленькая, какая форма пуговиц - круглая, квадратная, треугольная, Мишка, яблочко, сердечко и т. д.) . Или попросить найти маленькую зеленую, самую большую, железную желтую, самую маленькую, красную квадратную и т. д.

Коробка самых разных пуговиц.

Пуговки насобирали родители: маленькие и большие, с ножкой и с отверстиями, плоские и выпуклые, золотистые и перламутровые, в форме цветка, различной шероховатости. Чем разнообразнее пуговицы, тем интересней играют малыши. Одна из игр называется:

1.«Разноцветные пуговки».

Воспитатель предлагает детям:

- разобрать пуговки по цветам: жёлтые, синие, зелёные; по форме и т. д. ;

- положить красную пуговицу, затем – жёлтую, зелёную, синюю (составляем цепочки) ;

- рассортировать пуговицы на 2 баночки: большие – маленькие;

- сгрести в кучу, пересыпать из руки в руку, насыпать в стакан и погреметь, как погремушка;

- взять одну пуговицу – много пуговиц, положить пуговицу далеко – близко, вверх – вниз.

2. «Пуговичная мозаика».

Воспитатель предлагает выложить из пуговиц

какой-то узор или фигуру (можно гусеницу, цветок,

вишенку, машинку, виноград и др.).

3. «Дорожка».

Воспитатель просит детей сделать дорожку из пуговиц:

- красная дорожка, зеленая и т. д.

- чередовать пуговицы четырех основных цветов;

- дорожка из маленьких или больших пуговиц;

- сохраняя определенную закономерность:

синяя – белая, синяя - белая и т. д.

Следующая игра «Матрешки, грибочки и цветочки с пуговицами».

Цель: упражнять детей в назывании цвета, учить пристегивать и отстегивать бабочку на грибочке, одежду для матрешки, лепестки у цветочка, закрепление понятия «один», «много».

«Бабочки».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление понятий «один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать кнопки.

«Найди шарик».

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление желтого, красного, синего цвета, умения пользоваться липучками.

Для развития сенсорики и мелкой моторики очень хорошо использовать игры с прищепками.

Игры с прищепками.

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета, в прикреплении и отстегивании. Одна из игр с бельевыми прищепками – это:

«Весёлые фигурки».

Детям предлагают прикрепить прищепки к вырезанной из цветного картона заготовке.

Игра «Рассели по домикам».

Цель: научить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Игра «Веселая гусеница».

Выкладывание цветных пробок по заданному образцу.

Игра «Упрямые шарики».

Перекладывание теннисных мячиков ложкой из одной емкости в другую.

Игра «Умные шнурочки».

Продевание шнурка в дырочки, составление узоров.

С большим увлечением дети занимаются играми с сыпучими материалами, сортировка, пересыпание. Интересный прием - это рисование по крупе.

Развитие навыков мелкой моторики важно, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому мы начали в первой младшей группе активную тренировку пальцев ребенка, используя дидактические игры, сделанные своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

Для развития мелкой моторики очень хорошо использовать массаж с гранеными карандашами (перекатывая карандаш по всей поверхности ладошек, самомассаж (для этого мы используем обыкновенный лист бумаги, п...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...

Бизиборд как средство развития и укрепления мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

В современном обществе и, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкиваается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является  несформированность мелкой моторики рук. ...

Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность мастер-класса по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем возрасте интенси...