Театрализованная деятельность средство художественно-эстетического воспитания дошкольника.
методическая разработка

Любовь Кузьминична Гусева

Дошкольный возраст-наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная  деятельность -

средство  художественно-эстетического воспитания  дошкольника.

Театр – искусство прекрасное!
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по настоящему,
Всегда уносит из него запас мудрости и доброты!"

К.С.Станиславский

          Актуальность темы:

Дошкольный возраст- наиболее целесобразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует развитию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.

 Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, которые помогают ему освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

  Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в ДОУ, дарит ему радость и является одним  из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

  "Театр -это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир" С.И. Мерзлякова .

 Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка:

- его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;

- на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов;

- способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;

- создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения;

- помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

 Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость,  таким образом театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,

 у них развивается творческое воображение,

ассоциативное мышление,

умение видеть необычные моменты в обыденном.

    Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз “недоиграл” т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости через театрализованную игру.

Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, чего не встречалось ранее. Оно и понятно, что в любой сфере творческой деятельности – будь то рисунок, поделка, обыгрывание роли невозможно найти два одинаковых продукта.

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Театрализованные занятия в детском саду могут делиться на четыре раздела:

Ритмопластика - включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок.

Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.

 

Театрализованная игра развивает следующие качества детей:

1. Спосоствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).

2. Развивает любопытство и любознательность.

3. Формирует волевые черты характера.

4. Развивает выразительность речи.

5. Способствует творческому развитию личности.

Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то  театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности, развитие творческих способностей ребенка.

 

Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия.

Идеальное условие- театральная студия, но можно использовать для театральных занятий групповую комнату. Немаловажное значение имеет наличие музыки, театральных масок и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

 Нельзя не отметить, что  в результате целенаправленного использования театрализаванных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности;

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

        Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников. Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов.

        При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества. В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах . Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей.

.Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, надо отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

-Совметная театрализованная деятельность взрослых и детей,  театральное занятие, театрплизованная игра на праздниках и развлечениях;

-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;

- Мини -игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров вместе с родителями,

мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение  главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы:

        -театральные игры;

- речевые игры;

-ритмопластика;

-инсценировка песен, попевок, хороводов;

-использование различных видов театра;

-драматизация сказок;

-взаимодействие с родителями.

  Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

   Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в ДОУ, дарит ему радость и является одним  из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

  "Театр -это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир" С.И. Мерзлякова .

 Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка:

- его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности;

- на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов;

- способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;

- создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения;

- помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов.

 Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость,  таким образом театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,

 у них развивается творческое воображение,

ассоциативное мышление,

умение видеть необычные моменты в обыденном.

    Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз “недоиграл” т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Я считаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости через театрализованную игру.

Слово “творчество” в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, чего не встречалось ранее. Оно и понятно, что в любой сфере творческой деятельности – будь то рисунок, поделка, обыгрывание роли невозможно найти два одинаковых продукта.

Театральная деятельность-  это самый распространённый вид детского творчества, она близка и понятна ребёнку. Надо сказать, что театральная деятельность в детском саду присутствует почти во всех режимных моментах: зарядка, прогулка, занятия, праздники и развлечения, подвижные и сюжетно-ролевые игры.

Театрализованные занятия в детском саду могут делиться на четыре раздела:

Ритмопластика - включает в себя ритмические, музыкальные и пластические игры для развития двигательных способностей детей. Ритмопластика развивает в ребёнке ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.

Культура и техника речи – В этот раздел входят игры и упражнения направленные на развитие дыхания, речевого аппарата. Упражнения на развитие дикции, артикуляции и интонации. Задания на сочинение небольших сказок.

Театральная игра – Этот раздел призван развить у ребёнка способность творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Основы театральной культуры – В этом разделе происходит знакомство с видами театра, с культурой поведения в театре, театральными профессиями.

Театрализованная игра развивает следующие качества детей:

1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).

2. Развивает любопытство и любознательность.

3. Формирует волевые черты характера.

4. Развивает выразительность речи.

5. Способствует творческому развитию личности.

Если игра для ребенка — это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то  театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности, развитие творческих способностей ребенка.

 

Очень важный момент состоит в том, что дети даже старшего дошкольного возраста в театрализованные игры не играют самостоятельно. Поэтому педагог должен направлять детей и создавать необходимые условия.

Идеальное условие- театральная студия, но можно использовать для театральных занятий групповую комнату. Немаловажное значение имеет наличие музыки, театральных масок и костюмов. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

 Нельзя не отметить, что  в результате целенаправленного использования театрализаванных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности;

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

        Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников. Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов.

        При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества. В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах . Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей.

Формы организации театрализованной деятельности

Выбирая материал для инсценировки, надо отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:

-Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей,  театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;

-Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;

- Мини -игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров вместе с родителями,

мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение  главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.

Формы работы:

        -театральные игры;

- речевые игры;

-ритмопластика;

-инсценировка песен, попевок, хороводов;

-использование различных видов театра;

-драматизация сказок;

- -взаимодействие с родителями.

Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной компетентности ребенка. Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка.

 В группах созданы уголки театральные. 

 На что направлена театрализованная деятельность? 

- на развитие у её участников ощущений, чувств, эмоций;

- на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

- на развитие фантазии;

- на формирование волевых качеств;

- на развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

                                        Работа с родителями:

В возрасте 3-4 лет дети очень любят учиться, они ещё не могут оценивать свои действия и с удовольствием принимают и следуют любым рекомендациям взрослых людей, особенно своих родителей.

Пройдёт ещё немного времени, и дети будут воспринимать в штыки любой совет. И если в этом возрасте между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни. Вот почему следует убедить родителей не упустить шанс, помочь своему ребёнку развиваться всесторонне.

Для достижения этой цели предлагается  план по работе с родителями. В него вошли: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

"Театр - это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, а играя, познаёт окружающее..."О.П. Радынова.