ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА естественно - научной направленности по формированию основ финансовой грамотности «Копеечка»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) «Копеечка»   разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников и  их родителей (законных представителей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kopeechka_shcherbakova.docx76.83 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Новый Уренгой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»

ПРИНЯТА

Педагогическим советом  

протокол № 1 от 31.08.2023г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего

  МБДОУ «Детский сад

 «Северная сказка»

159 от 31.09.2023г.

Заведующий ______Т.В. Бурцева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

естественно - научной направленности

по формированию основ финансовой грамотности

 «Копеечка»

Возраст детей: 5 - 7 лет

Срок реализации: 2 года

                                                           Ф.И.О. руководителя: Щербакова В.А.

                                 Должность: воспитатель

г. Новый Уренгой

Содержание

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации программы

6

1.3.

Предполагаемые результаты реализации Программы

6

1.4.

Принципы формирования и реализации программы

7

1.5.

Содержание Программы

7

1.6.

Учебный план

9

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

9

2.1.

Календарный учебный график

9

2.2.

Условия реализации программы

10

2.3.

Материально-техническое обеспечение

12

2.4.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

12

3

 Список литературы

13

 

 

 

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ

1.1. Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) «Копеечка»   разработана на основе Образовательной программы дошкольного образования, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников и  их родителей (законных представителей).

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

 Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей; гармоничного восприятия экономической культуры; экономической направленности в воспитании; целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности; единство воспитания, обучения и развития; системность и последовательность; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы; наглядность; доступность; активность.

Образовательная Программа дополнительного образования детей направлена на развитие у детей финансового просвещения.  Программа позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Познавательное развитие», заложив надёжный фундамент финансовой грамоты.

Основу рабочей программы составляют следующие нормативно-правовые документы:

  • Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);
  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Устав и локальные акты учреждения.

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Направлена на формирование основ финансовой грамотности.

Направленность ДОП ДО: познавательное развитие.

 Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста соприкасается с такими понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому вопросы экономического воспитания стали актуальными уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Программа по формированию основ финансовой грамоты детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание навыков разумного поведения и потребностей; объяснение взаимосвязи между экономическими (потребности, труд, товар, деньги) и этическими категориями (бережливость, достоинство, честность, щедрость); осуществление интегрированной непосредственно-организованной деятельности, с применением ИКТ.

Адресат программы: Программа предназначена для дошкольников 5 - 7 лет. Для эффективной работы группы формируются по количеству до 10 человек.

 Возрастные особенности детей 5-7 лет

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд - продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. К семи годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок к семи годам начинает осознавать суть понятий «выгодно-не выгодно», «выигрыш - проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Срок освоения программы – 2 года

Режим занятий:

Таблица №1

направленность

Количество занятий  в неделю

Количество занятий  в год

участники: дети

Познавательное развитие

1

36

5 - 6 лет

1

36

6 - 7 лет

Режим занятий – 4 раза в месяц

Время проведения: вторая половина дня

Формы проведения: 

  • очная;
  • специально организованная образовательная деятельность.

Методы: игровой практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования с использованием мультимедийного оборудования. Длительность занятия 25 - 30 минут. (старшая – подготовительная группы соответственно)

Особенности организации образовательного процесса: Занятия организуются и проводятся за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования с 1 сентября и заканчиваются 31 мая текущего года.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель данной программы: Раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;
  • дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;
  • расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;
  • создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;
  • познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;
  • заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Развивающие задачи:

  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

 1.3. Предполагаемые результаты реализации Программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

1.4. Принципы формирования и реализации программы

В соответствии с ФГОС ДО основных принципов, положенными в основу Программы являются:

  • сохранение уникальности и самоценности детства;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и воспитанников;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
  • принцип индивидуально-дифференцированного подхода;
  • принцип гармоничности образования;
  • принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, в основу которого положен интегративный подход с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитанников.

Общепедагогические принципы Программы:

Последовательность и системность – один из ведущих принципов. Имеется ввиду непрерывность и регулярность занятий. Иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.

Доступность и индивидуализация – предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

Принцип цикличности – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.

Сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так.

Повторяемость материала – только при многократном повторении образуется двигательный стереотип. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в упражнения вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

  1.  Содержание Программы

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей:

1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.

2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы

3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики; Каждая вещь - товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.

Описание форм, способов, методов и средств реализации программы

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

- сюжетно-ролевые игры («Супермаркет», «Магазин игрушек», «Ярмарка»),

- дидактические игры («Купи другу подарок», «Рекламный мешочек»),

- настольно-печатные («Кому что нужно?», «Магазины»),

- речевые («Наоборот», «Что лишнее?»).

Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

  1. Учебный план

Учебный план является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных услуг и объем учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности, отражает специфику работы ДОУ по оказанию дополнительных образовательных услуг.

Учебный план реализует принцип «не навреди», обеспечивает выполнение государственного стандарта, гарантируя ребенку, полученный комплекс платных образовательных услуг.

Непосредственно образовательная деятельность проводится за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Учебный план определяет   общую продолжительность дополнительной образовательной деятельности.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста не превышает нормы, установленной СанПиН и составляет:

  • дети шестого года жизни –   25 мин/25мин.
  • дети седьмого года жизни – 30 мин/30 мин.

Занятия по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Объем недельной образовательной нагрузки

(дополнительной образовательной деятельности)

Таблица №2

ОО

Базовый вид деятельности

Возраст

5 – 6 лет

6 – 7 лет

«Познание»

Финансовая грамота

Кол-во в нед. /год

Длит. ДОД. / мин. в нед

Кол-во в нед. /год

Длит. ДОД. / мин. в нед

2/72

1/25  

2/72

1/30

ИТОГО:

72

50

72

60

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Начало учебного года: сентябрь

Окончание учебного года: май

Продолжительность учебной недели: 5 дней

Таблица №3

Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.

Недели

Возраст

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Кол-во в нед./ Длит. ДОД.

Кол-во в нед./ Длит. ДОД.

Сентябрь

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Октябрь

I

2/25

1/30

II

2/25

1/30

III

2/25

1/30

IV

2/25

1/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Ноябрь

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Декабрь

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Январь

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Февраль

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Март

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Апрель

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

Май

I

2/25

2/30

II

2/25

2/30

III

2/25

2/30

IV

2/25

2/30

Общее кол-во занятий за месяц:

8/200

8/240

72

72

2.2. Условия реализации программы

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

1 Уровень - предполагает ведущую роль педагога.

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

2 Уровень – это деятельность детей с помощью взрослого.

Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

3 Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.

4 Уровень – творческий. На данном этапе дети не только могут найти самостоятельно решение, но и проявить творчество, дополнительные решения, применить знания в нестандартных ситуациях.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Формы организации детей в зависимости от образовательных задач:

- фронтальная (одновременно со всей подгруппой);

- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.);

- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем).

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

1. Преобладает игровой метод обучения.

2. Использование специализированной литературы в обучении.

3.Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.

4. Создание ситуации успеха.

5. Организация различных видов стимулирования.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:

- упражнения на мелкую моторику;

- экспериментальная деятельность;

- игровые ситуации;

- мозговой штурм;

- чтение произведений детской литературы;

- рисование на темы «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела»;

- поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

2.3. Материально-техническое обеспечение

Таблица 4

№ п/п

Наименование оборудования, инвентаря

Количество

1

Ноутбук с мультимедийной установкой

1

2

Интерактивная мультимедийная панель Колибри

1

3

Принтер

1

3

Столы детские

4

4

Стульчики детские

10

5

Расходные материалы: чернила, бумага

6

Учебно - методические пособия: презентации; мультфильмы; художественная литература.

10

7

Раздаточный материал, атрибуты: дидактические игры, карточки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, игрушечные деньги, игрушки для обыгрывания сюжетов. Костюмы, маски. Папки, канцелярские принадлежности.

10

2.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Обследования детей проводятся 2 раза в год: первое – 1 и 2 неделя сентября, второе – 1 и 2 неделя мая. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Формы аттестации:                                                          

  • педагогическое наблюдение, опрос, практические занятия, открытые занятия;                                      
  • участие в различный уровень конкурсах.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:                                                  

Для отслеживания результатов обучения по Программе используются видеозаписи и фотографии концертных выступлений учащихся, дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов, и фестивалей, материалы тестирования и анкетирования. Отчетные концерты и открытые занятия также дают возможность увидеть результаты обучения.                              

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:                                            

  • диагностические карты,
  • мониторинг результатов обучения учащихся по программе, исполнительская работа.

Основой для выявления освоения программного материала воспитанниками служит методическое пособие Г. П. Поварнициной «Финансовая грамотность дошкольника»

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем;
  • иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

3. Список литературы 

  1. Антонова Ю. «Обсуждаем, рассуждаем и играем»/ Вита-Пресс, 2017
  2. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. «Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания» // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
  3. Аношина Л.М. «Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями» // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
  4.  Белокашина С.В. «Экономика и дети. Пословицы и поговорки» // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Лушникова Е.В. «Как мы играем в экономику» //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11.
  6. Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику»: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.
  7. Смоленцева А.А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок». М.: АРКТИ, 2006. – 88 с. 29
  8. Смоленцева А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников» // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Методический сборник занятий по финансовой грамотности.
  10. Поварницина Г.П, Киселева Ю.А. «Финансовая грамотность дошкольника»/ Издательство «Учитель».
  11. Стахович Л.В, Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю «Мини-спектакли» / - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  12.  Л Стахович Л.В, Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю «Рассуждаем и решаем» / -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  13. Стахович Л.В, Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю «Играем вместе» / - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  14. Стахович Л.В, Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю «Читаем и обсуждаем» / -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  15.  Стахович Л.В, Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю «Говорим с детьми о финансах» / - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  16. Стахович Л.В, Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю «Методические рекомендации для воспитателя» / -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
  17.  Стахович Л.В, Семенкова Е.В, Рыжановская Л.Ю «Финансовая грамотность - Сценарии обучающих сказок»/ ООО «Вакоша», 2019.
  18.  Шатова А.Д. ,Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л, Давыдова В.Е. , Мищенко И.С. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. Учебно – методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  19. Шорыгина Т.А. «Беседы об экономике»/ ТЦ «Сфера», 2009.
  20. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4.

Приложение №1

 

Учебно-тематический план работы с детьми 5 - 6 лет

 

месяц

№ занятия

тема занятия

Виды деятельности

оборудование

сентябрь

№ 1

Труд - основа жизни. Знакомство с Копеечкой

Цель: Дать понятие, трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости.

Презентация - «Откуда пришли деньги?» -

Путешествие в прошлое денег.

Виртуальное путешествие с использованием ИКТ.

Познакомить с историей возникновения денег.

Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны?

Компьютер,

книжка раскладушка «История

возникновения

денег».

№ 2

№3

Работать и зарабатывать. Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

Цель: Дать понятие - работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Дидактическая игра «Заветные желания»

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, презентация «Трудиться полезно и почетно»

Ноутбук, Денежные купюры, монеты разного достоинства.

№ 4

«Товары в магазине»

Цель: Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Беседа - «Понятие цены, стоимости».

 

Демонстрация мультфильма «Телефон».

октябрь

№ 5

№6

«Как придумали деньги. Деньги – это… Пластиковые карты»

Цель: Дать понятие, деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты.

Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта».

Игра – «Магазин»

 

Атрибуты для игры в магазин

шаблоны карточек

№ 7

«Что такое валюта»

Цель: Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро, доллар.

Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.)

 Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»,

Муляжи денег разных стран

сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»

№ 8

«Банк»

Цель: Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная

экскурсия.)

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

компьютер,  медиа

№ 9

«Путешествие денежки»

Поварницина Г.П.

Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 97

журнал Копеечки, карта мира, флажки стран, иллюстрации сказок

кроссворд

ноябрь

№ 10

Квест-игра «В поисках клада»

 Цель: формировать у детей первичные экономические представления и компетенции в игре;

 закрепить представления экономических понятий: потребности, деньги, семейный бюджет, труд, товар.

Картинка пирата, медведь, белка, еж

материалы – картинки продуктов питания, клей, ножницы

в обруче рыбки с загадками,

№ 11

«Бюджет»

Цель: Сформировать понятие бюджет, какие виды бюджетов есть.

Просмотр презентации, беседа – «Что такое бюджет? Какие виды

бюджетов бывают?»

Компьютер

№ 12

«Семейный бюджет: доходы семьи»

Цель: Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи»

№ 13

№14

«Бюджет семьи: расход, доход»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Поварницина Г.П.

Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 127

м/ф Простоквашино

карточки- схемы

карандаши

декабрь

№ 15

 Игра «Знатоки финансовой грамотности»

Цель: закрепление основ финансовой грамотности у детей

Поварницина, Г.П.

Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 91

кроссворд,

таблички «Театр, Аптека, Школа»

№ 16

«Семейная копилка. Учимся экономить»

Цель: Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность».

деловая игра

мультимедийная доска, карточки с новыми словами, копилка новых слов, картинки для игры, картинки и монетки для творческого задания.

№ 17

«Приключения Умника и Торопыжки»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

2 мышонка

Три домика: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик.

2 корзины: со сладостями и с продуктами

январь

№ 18

«Занять и одолжить»

Цель: Ввести в активный словарь понятия «одалживать», «занимать»,

формировать представление о возможных последствиях займов.

Дать детям, понятие денежный долг.

Беседа – «Что такое долг?»

бумага, синие и красные карандаши.

№ 19

«Карманные деньги»

 Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратить

Игра – «Карманные деньги»

Буратино; монетки в количестве пять штук для Буратино (сделаны из бумаги и заламинированы); кошелёк; бумажные купюры; пластиковая карта; копилка; аудиозапись песен «Буратино»«Деньги – лепесточки»; мяч;

№ 20

«Что за деньги купить нельзя»

 Сформировать у детей понятия, что не все можно купить за деньги: здоровье, человеческие отношения и т.д.

Беседа – «Что за деньги купить нельзя»

картинки семья гномов

февраль

№ 21

«Рекламы разные нужны»

 Цель: Дать представления о рекламе, о ее назначении.

Учить правильно, воспринимать рекламу.

Беседа – «Рекламы разные нужны»

 

проигрывание сказки

Рекламные буклеты, афиши, иллюстрации с изображением рекламы в старину, ширма, игрушка Пяточок, магнитофон, циферблат, атрибуты для инсценирования сказки С. Михалкова, заготовки из бумаги, краски, мелки, карандаши.

№ 22

 «Рекламное агентство»

Цель: Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

Деловая игра - «Рекламное агентство»

Иллюстрации с изображением рекламного агентства и его сотрудников за работой; стихотворение «Как старик корову продавал» С.В. Михалкова; листы бумаги,  цветные карандаши;

№ 23

«Путешествие к Мише Эконому»

Поварницина Г.П.

Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 105

реклама товара

автобус из стульчиков

фломастеры

листы

№ 24

«Чем пахнут ремесла?»

Цель: Формировать представление о потребностях и возможностях закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Беседа - «Чем пахнут ремесла?»

- презентация стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла;

- различные книги о труде людей и профессиях;

- руль для игрового упражнения вовремя физминутки;

- обручи и карточки с изображением профессий и инструментов, подходящих для этих профессий.

Дать задания принести фото к презентации Мама на работе

март

№ 25

«Путешествие в страну профессий». 

Цель: Обобщить знания о профессиях

Игра - «Путешествие в страну профессий». 

Подготовка презентации «Профессии наших мам» (работа с родителями).

Материалы: интерактивная доска, презентация «Профессии» интерактивные игры о профессиях, аптекарские весы, ступка, пестик, мята-трава для заваривания, витамины аскорбиновая кислота, стаканчики для опытов.

№ 26

«Путешествие на Солнечный остров»

Поварницина Г.П.

Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 101

письмо

карта-схема острова

строительный материал

сундучок

№ 27

«Деньги»

Поварницина Г.П.Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 133

деньги монеты, купюры

тетрадь

карандаши

№ 28

Работать и зарабатывать.

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Игра - «Любой труд – оплачиваем»

апрель

№ 29

Финансовая грамота в народной мудрости

Цель :  Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;

Чтение сказки - «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

№ 30

«Бизнесмены»

Цель :   Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;

Игра - «Свой бизнес»

Решение проблемных ситуаций – «Мы умеем считать деньги»

№ 31

«Путешествие в денежную страну»

Цель: Закреплять полученные знания, применять знания и умения в игре.

КВН - «Путешествие в денежную страну»

доска

фишки

№32

Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр»

Цель: Закрепление материала по темам: труд, деньги,

Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах)

№ 33

«Найди клад»

Поварницина Г.П.

Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников стр. 138

монеты, купюры, карта, деньги пазлы сундук с сокровищами

май

№34

«Ярмарка»

Цель: Формировать представление детей о рекламе.

Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности.

Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

Изготовление различных поделок для ярмарки.

различные материалы для поделок (бросовый материал, бумага, картон, клей, пластилин)

№ 35

«Путешествие в страну финансовой грамотности»

Цель: Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»

карта , карточки задания

№ 36

Диагностика по итогам изучения курса

Оценка с сформированности финансовой грамотности.

Материал для диагностики

Приложение №2

Учебно-тематический план работы с детьми 6 - 7 лет

месяц

№ занятия

тема занятия

Виды деятельности

оборудование

сентябрь

№ 1

Знакомство с профессиями экономической сферы

Цель: Систематизация представлений и знаний о содержании профессий, связанных с экономикой и производством товаров

Беседа: «Кем я буду, когда вырасту?»

Дидактическая игра «Составь цепочку: Сырье-продукт»

Мультимедийная презентация «Профессии экономической сферы» ЧХЛ Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

№ 2

Знакомство с Копеечкой.

Цель: Продолжать формировать правильное отношение к деньгам, как предмету жизненной необходимости

Презентация - «Откуда пришли деньги?»- Путешествие в прошлое денег. Виртуальное путешествие с использованием ИКТ. Познакомить с историей возникновения денег. Беседа - Что такое деньги? Зачем они нужны

Компьютер, книжка раскладушка «История возникновения денег»

№ 3

«У каждого человека должно быть интересное дело»

Цель: Формировать представления о том, что всякий труд почётен, важен и необходим, что любая профессия украшает человека, если человек хорошо трудится и знает своё дело; воспитывать уважение к людям разных профессий

Презентация - «Мир профессий»

 Виртуальное путешествие с использованием ИКТ

Компьютер, презентация

№ 4

«Сколько заработал – столько купил»

Цель: Учить детей делать покупку с учётом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации; активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата

деловая игра

мультимедийная доска, карточки с новыми словами, копилка новых слов, картинки для игры, картинки и монетки для творческого задания.

октябрь

№ 5

«Менеджер – интересная профессия»

Цель: Познакомить детей с названием профессий: менеджер и содержанием его работы; воспитывать интерес к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше

Презентация - «Мир профессий - менеджер»

 Виртуальное путешествие с использованием ИКТ

Компьютер, презентация

№ 6

«Знакомим с профессией менеджер»

Цель: Закрепить знания о данной профессии, полученные детьми на занятии и в беседе с родителями, воспитание уважительного отношения к людям данной профессии.

Презентация - «Мир профессий - менеджер»

 Виртуальное путешествие с использованием ИКТ

Беседа

Сюжетно – ролевая игра

Компьютер, презентация

Атрибуты к игре СР

№ 7

«Сколько заработал – столько купил»

Цель: Продолжать учить детей делать покупку с учётом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации; активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата

деловая игра

мультимедийная доска, карточки с новыми словами, копилка новых слов, картинки для игры, картинки и монетки для творческого задания.

№ 8

«Чтение произведения Т.В Грекова «Сказка о монетках»

Цель: Познакомить детей с денежными знаками Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно

Чтение литературы

Книга с произведением

ноябрь

№ 9

Что такое потребности? Потребности семьи.

Цель: Познакомить с понятием потребность. Учить детей делать покупку с учётом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения

Компьютер, дидактические игры

Книги

№ 10

Что необходимо человеку? Что мне нужно?

Цель: Закрепить понятие потребность. Продолжать учить детей делать покупку с учётом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение Беседа, изобразительная деятельность, упражнения

Компьютер, дидактические игры

Книги

№ 11

Интерактивное занятие - Какие деньги бывают. Виды денег.

Цель: Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Дидактическая игра «Заветные желания»

Беседа, сюжетная игра, игра с правилами

Денежные купюры, монеты разного достоинства.

№ 12

«Товары в магазине»

Цель: Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Беседа - «Понятие цены, стоимости»

Демонстрация мультфильма «Телефон»

декабрь

№ 13

«Деньги – это…»

Цель: Познакомить с пластиковыми карточками, как ими пользоваться, дать понятие код карты. Дать понятие терминал.

Беседа - «Современный вид денег - пластиковая карта». Игра – «Магазин»

Атрибуты для игры в магазин шаблоны карточек

№ 14

«Что такое валюта»

Цель: Продолжать знакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро

Беседа – «Что такое валюта. Какая бывает валюта? (Игра – путешествие.) Чтение сказки С. Я. Маршак «Кошкин дом»

Муляжи денег разных стран.

Книга С. Я. Маршак «Кошкин дом»

№ 15

«Банк»

Цель: Познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.) Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Компьютер, мультимедиа презентации

№ 16

«Банк»

Цель: Продолжать знакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Презентация – «Банк, «Дом, где живут деньги». Зачем они нужны? (Виртуальная экскурсия.) Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Компьютер, мультимедиа презентации

январь

№ 17

Практическое занятие «Тратим разумно, экономим»

Цель: формировать у детей первичные экономические представления и компетенции в игре; закрепить представления экономических понятий: потребности, деньги, семейный бюджет, труд, товар

Беседа «Что такое экономия бюджета семьи»

Беседа – «Что такое бюджет? Какие виды бюджетов бывают?

Презентация

№ 18

«Семейный бюджет: доходы семьи»

Цель: Сформировать знания об источниках дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие и т.д.)

Беседа – «Семейный бюджет: доходы семьи»

Презентация, ноутбук

№ 19

«Бюджет семьи: расход, доход»

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников

М/ф Простоквашино карточки - схемы карандаши

№ 20

«Карманные деньги у детей»

Цель: Формировать у детей понятие: «карманные деньги», сколько их может быть и как их потратить?

Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников

М/ф Простоквашино карточки - схемы карандаши, деньги

февраль

№ 21

Интерактивная игра «Знатоки финансовой грамотности»

Цель: закрепление основ финансовой грамотности у детей

Поварницина Г.П., Киселёва Ю. А. Финансовая грамотность дошкольников

Ноутбук, мультимедийная игра, таблички «Театр, Аптека, Школа»

№ 22

«Семейная копилка. Учимся экономить»

Цель: Раскрыть содержание понятий «экономность», «бережливость», «хозяйственность»

Деловая игра

Мультимедиа, карточки с новыми словами, копилка новых слов, картинки для игры, картинки и монетки для творческого задания.

№ 23

Беседа «Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить) Игра: «Рационально - расточительно»

Цель: Воспитание рачительного хозяина, осознанно, целесообразно и бережно относящегося ко всему, что создано трудом человека.

Проект: «Знаки - по ресурсосбережению»

Ноутбук, мультимедиа

№ 24

«Занять и одолжить, вернуть долг»

Цель: Ввести в активный словарь понятия «одалживать», «занимать», формировать представление о возможных последствиях займов. Дать детям, понятие денежный долг и возврат долга.

Беседа – «Что такое долг?»

Ноутбук, мультимедиа

март

№ 25

«Карманные деньги»

Цель: Дать понятие карманные деньги, учить в игровых ситуациях их разумно тратит.

Беседа, игра – «Карманные деньги»

Ноутбук, мультфильм «Буратино»

№ 26

«Рекламы разные нужны»

Цель: Дать представления о рекламе, о ее назначении. Учить правильно, воспринимать рекламу

Беседа – «Рекламы разные нужны» проигрывание сказки

Рекламные буклеты, афиши, иллюстрации с изображением рекламы в старину, ширма, игрушка Пяточок, магнитофон, циферблат, атрибуты для инсценирования сказки С. Михалкова, заготовки из бумаги, краски, мелки, карандаш

№ 27

«Рекламное агентство»

Цель: Познакомить детей с понятием «рекламное агентство».

Деловая игра -

«Рекламное агентство»

Иллюстрации с изображением рекламного агентства и его сотрудников за работой; стихотворение «Как старик корову продавал» С.В. Михалкова; листы бумаги, цветные карандаши.

№ 28

«Чем пахнут ремесла?»

Цель: Формировать представление о потребностях и возможностях Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность.

Беседа - «Чем пахнут ремесла?

Презентация стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»;

- различные книги о труде людей и профессиях;

- руль для игрового упражнения вовремя физминутки;

- обручи и карточки с изображением профессий и инструментов, подходящих для этих профессий

апрель

№ 29

«Путешествие в страну профессий».

Цель: Обобщить знания о профессиях

Игра - «Путешествие в страну профессий».

Подготовка презентации «Профессии и наших мам» (работа с родителями). Материалы: интерактивная доска, презентация «Профессии» интерактивные игры о профессиях, аптекарские весы, ступка, пестик, мятатрава для заваривания, витамины аскорбиновая кислота, стаканчики для опытов.

№ 30

«Ярмарка»

Цель: Формировать представление детей о рекламе. Умение использовать рекламу. Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности

Продуктивная деятельность - «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

Различные материалы для поделок (бросовый материал, бумага, картон, клей, пластилин)

№ 31

«Путешествие в страну финансовой грамотности»

Цель: Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Квест – игра - «Путешествие в страну финансовой грамотности»

Карта, карточки, задания

№ 32

Беседа: «Как сберечь ресурсы Планеты?»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.

«История о рублике» (просмотр и обсуждение видео – ролика) Закрепление материала.

Ноутбук, презентация

май

№ 33

«Экскурсия в ближайший магазин»

Цель: Уточнить и закрепить понятия: «цена», «ценник», «товары разной стоимости», «касса», «кассир», «продавцы»; воспитывать доброе отношение к сверстникам: поделиться с друзьями - это хорошо. 

№ 34

«Сюжетна ролевая игра «Магазин»

Цель: Закрепить правила игры в коллективные игры, учить выполнять трудовые действия в соответствии со взятой на себя ролью.

Атрибуты к игре

№ 35

«Что? Где? Почем?»

Цель: Закрепить у детей в игровой занимательной форме экономические знания: «деньги», «товар», «покупатель», «продавать», «стоимость», знание о магазинах и их назначении; воспитывать интерес к экономике, такие качества как экономность, рациональность

Викторина

Ноутбук, презентация

№ 36

Диагностика по итогам изучения курса

Оценка с сформированности финансовой грамотности.

Материал для диагностики

 

Приложение №3

План работы с родителями

Месяц

Вид деятельности

1

Сентябрь

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Оформление фотоальбома «Все работы хороши!» (кем работают мои папа и мама).

2

Октябрь

Презентация «Основы финансовой грамотности обучающихся старшего дошкольного возраста. Требования времени!»

Анкета для родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»

3

Ноябрь

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

4

Декабрь

Консультация «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?»

5

Январь

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

6

Февраль

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

7

Март

Консультация «Дошкольник и экономика».

8

Апрель

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

9

Май

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"

Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»

Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Дополнительная общеобразовательная программа естественно - научной направленности "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"

Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию познавательной деятельности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...