Консультацияция «Методы и приемы удержания внимания у детей на занятии в детском саду»
консультация (старшая группа)

Рыжикова Наталья Александровна

Методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Муринский детский сад комбинированного вида № 3»

(МДОБУ «Муринский ДСКВ № 3»)

Консультация

для педагогов на тему:

«Методы и приемы удержания внимания у детей

на занятии в детском саду»

Подготовили:

Рыжикова Наталья Александровна,

Сороченко Ольга Константиновна,

старшие воспитатели

Ленинградская область

Всеволожский район

г. Мурино

2023 год

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного.

Методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях.

  • К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план - не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею.
  • Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность - ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей.
  • Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.
  • Поделитесь своим энтузиазмом.

Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда.

  • Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно.
  • Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.
  • Обучайте, играя.

Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес   к    происходящему.   Недостаток   произвольности   в    этом      возрасте            компенсируется        за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру - наиболее эффективная форма занятия для дошкольников.

 Игру недаром называют «ведущей: именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.

 «Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Простая фраза вроде: «давай посмотрим, кто быстрее может это сделать ...» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.

  • Дайте возможность обрести реальный опыт.

Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена - потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.

  • Используйте цвета.

Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет - одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка.

Примером этого служит веселый детский стишок С. Михалкова:

«Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар»!

      Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

  • Сочиняйте сказки.

Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.

  • Используйте музыку.

Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.

Музыка - самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

  • Вовремя осуществляйте смену видов деятельности.

Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 34 мин, к моменту поступления в школу - 10-12 мин, у взрослого - 20 минут.

  • Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения: рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.

Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, были выделены следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях.

Приемы привлечения и удержания внимания детей

№ п/п

Название приема

Описание приема

1.

Голосовая и эмоциональная модуляция

Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.

2.

Модуляция темпа речи

Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.

3.

Прерывание речи, использование

антиципации (догадки)

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.

4.

Жестикуляция

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

5.

Активное ассистирование

Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта

6.

Экстрараздражители

Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п.

7.

Интрига или загадка

Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей.

8.

Обучайте, играя

Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс.

9.

Используйте цвета

Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.

10.

Смена видов деятельности

Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.

11.

Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого)

Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников

12.

«Коробка с сюрпризом»

В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

 

Заключение

Какие бы приемы ни использовал воспитатель в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙНА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ  И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ....

Мастер-класс "Обучение с увлечением – методы и приемы организации внимания детей"

Данный мастер-класс предназначен для молодых педагогов, его организует и проводит старший воспитатель с целью трансляции опыта организации внимания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему: «Дети на занятии в детском саду».

С детьми старшей группы было проведено занятие по конструированию из бумаги. Воспитанники проявляли свои умения в вырезании деталей, их склеивании и раскрашиванию. Занятия по конструированию способств...

Методы и приемы развития внимания у детей с ОВЗ

Внимание среди психических явлений занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельн...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду».

Консультация для педагогов на тему:«Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду»....

Приёмы и методы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду

Каждый воспитатель стремится к тому, чтобы занятия в детском саду былизанимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимальнововлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы отпр...