Способы и направления поддержки детской инициативы в условиях реализации ФОП ДО.
статья

Швецова Светлана Михайловна

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО), которая построена на принципах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.

В целевых ориентирах (в ФОП ДО - они обозначены как планируемые результаты возможных достижений), говорится о важности сформированной инициативы и самостоятельности детей к концу дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_i_napravleniya_podderzhki_detskoy_initsiativy.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива – основа развития, деятельности, коммуникации.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО), которая построена на принципах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности.

В целевых ориентирах (в ФОП ДО - они обозначены как планируемые результаты возможных достижений), говорится о важности сформированной инициативы и самостоятельности детей к концу дошкольного детства.

Инициатива – это некое самостоятельное решение, принятое человеком, и связанные с этим решением последующие действия.

Инициативность – это стремление проявлять инициативу, способность к самостоятельным решениям   и   действиям,   умение   самостоятельно ставить цели и проявлять активность в направлении их достижения.

Очень часто – педагоги и родители путают или ставят знак равно другому понятию: «самостоятельность».

Самостоятельность - способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы самостоятельно. Это способность действовать без чужого вмешательства.

Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей, например, по самообслуживанию.

«Самостоятельность» – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой либо сферы деятельности и личности, имеющая

собственные конкретные критерии. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально значимое.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача в каком-либо действии, не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

  • создания условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Развитие самостоятельности.

Этапы развития самостоятельности:

I этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и

образцом для подражания. На первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

  1. этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Второй этап действительно серьезный этап самостоятельности. Понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи.
  2. этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Третий этап - творческий. Педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Умение формулировать цель, предвидеть результат
  • основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

  • стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;
  • умение ставить цель деятельности;
  • осуществление элементарного планирования деятельности;

-        реализацию        задуманного        и        получение        результата,        адекватного поставленной цели.

Вернемся к детской инициативе.

Что это значит — инициативный ребенок дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей, которые позволяют разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умения работать в группе сверстников.

Дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности. В младшем дошкольном возрасте 3-5 лет инициативность проявляется в постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности. В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка: общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные из разных источников. Иначе говоря, инициатива детей младшего дошкольного возраста проявляется в игре, изобразительной

деятельности, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала, ситуации. В старшем дошкольном возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно-исследовательской деятельности, стремления понять, как устроены вещи, узнать новое о мире.

Инициативный ребенок старшего дошкольного возраста стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.

Такое качество, как инициативность, проявляется тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности, ставит и решает игровые проблемные ситуации.

Если мы обратим запрос о развитии инициативности к интернету, то увидим огромный массив информации, как развивать инициативность ребенка, дошкольника, старшего дошкольника, младшего школьника. Инициативность, как и прочие качества, лучше развивать в детском возрасте, чем во взрослом, когда человек уже сформировался взглядах, принципах, жизненных установках и т.д.

Выделяют четыре сферы инициативы:

  • коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
  • творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование, требующие определенных усилий и усидчивости;
  • познавательная инициатива - любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно- временные, причинно - следственные связи).

Рассмотрим, как развивать детскую инициативу дошкольников.

На самом деле ребенок делает первые шаги на пути развития инициативности намного раньше, чем сделает свой первый в жизни шаг, встав на ножки. И это мы не берем в расчет простые физиологические реакции, когда младенец захотел кушать и начал плакать, проявляя инициативу на предмет кормления.

Инициатива – это когда он решил рассмотреть поближе игрушку и потянулся за ней, увидел телефон в руках у мамы и произнес некое подобие слова «дай». Когда ребенок пошел, и тем более побежал, инициатив становится больше: догнать кошку, погладить собаку, отобрать лопатку у другого малыша в песочнице и масса других неотложных детских забав.

Еще позже начинается период «я сам», когда ребенок по своей инициативе пытается самостоятельно завязать шнурки, собрать конструктор, достать чашку, закрутить на место выпавший шуруп и т.д. Задача взрослых – не мешать и направлять инициативность и темперамент в мирное и безопасное для ребенка русло.

Инициатива ребенка состоит из трех составляющих:

-побуждающий мотив к новой деятельности.

Первая составляющая: тут участие взрослого очень велико, т.к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно и находить в окружающем мире что–то интересное для себя.

-принятие ребенком самостоятельности решений.

Дальше инициатива ребенка, конечно, осуществляется путем создания ситуации, когда он вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие самостоятельные решения, и чем старше ребенок, тем больше задача, тем больше самостоятельности в принятии решения.

-руководящая роль ребенка в каких-либо действиях

И наконец, мы разворачиваем деятельность так, чтобы от первого этапа, где мы демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой деятельности руководящую роль.

Эксперты предлагают следующие советы по развитию инициативы дошкольников, простые и доступные как для родителей, так и воспитателей дошкольных учреждений:

Способы развития детской инициативности:

  • Создание игровой предметно-пространственной среды с тем, чтобы ребенок мог сам выбрать себе занятие.
  • Наличие        коллектива        ровесников,        чтобы        ребенок        мог выбрать круг общения по интересам.
  • Поощрение        вопросов        наподобие        «почему?»,        «зачем?»,

«как?» и прочих.

  • Помощь        детям        в        самостоятельном        поиске        ответов        на вопросы.

Рекомендации и для поддержания уже проявляемой инициативы:

  • Самостоятельность во всем, что не опасно для жизни и здоровья детей.
  • Возможности        для        реализации        собственных        детских замыслов.
  • Похвала любых успехов детей.
  • Воздержание от критики неудач и выражений наподобие «я так и знала», «вечно у тебя ничего не получается».
  • Формирование у детей привычки самостоятельно находить себе занятие, пользоваться игрушками и настольными играми.
  • Наличие в свободном доступе игрушек, настольных игр, спортивных принадлежностей.

К слову, игры и спорт – благодатная почва для взращивания ростков инициативности. Также, рекомендуется давать детям доступные для их возраста задания и поддерживать словами «у тебя получится», «это несложно», «я помогу». Например, можно предложить детям составить свой собственный комплекс утренней гимнастики из числа ранее изученных упражнений, и самим выбрать музыку из 2-3 предложенных треков.

Еще одно благодатное поле деятельности в деле развития инициативности – это творчество.

Развитие инициативности через творчество:

  • Обучение разным приемам работы с бумагой, тканью, пластилином, природными материалами.
  • Изготовление атрибутики для героев детских сказок.
  • Изготовление поделок для оформления интерьера комнаты.
  • Возможность самостоятельно выбрать цвет бумаги или ткани для поделки, материала для изготовления того или иного элемента конструкции.

Важно помнить, что инициативность и самостоятельность идут «рука об руку», поэтому воспитательный процесс следует организовать так, чтобы у ребенка было свободное время, которым он может распорядиться на свое усмотрение, сам выбрать себе занятие, сам придумать себе цель и воплотить ее в жизнь.

Кроме того, следует приобщать детей к простым бытовым обязанностям с возможностью проявить инициативу. Например, не просто убирать за собой

игрушки, а самостоятельно поддерживать порядок в комнате. При этом необходимо объяснить, что такое порядок, из чего он складывается, как понять, в какой момент его следует наводить.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Методы и приемы, способствующие формированию самостоятельности и развитию детской инициативы.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности педагоги применяют различные методы и приемы. В связи с тем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра

- именно она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать развитию ребенка, развитию его активности и инициативы.

Задача педагога и родителя – мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Дидактическая игра. Позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) помогают сформировать такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой

деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Трудовая деятельность. Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.

Познавательно-исследовательская деятельность стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей.

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

Создание и своевременное обновление развивающей предметно- пространственной среды. РППС обеспечивает ребенку познавательную активность, она должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер, предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

  1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба

разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

  1. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «после обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
  2. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи.

Таким образом, для поддержки детской инициативы и активности необходимо:

  1. Предоставление детям самостоятельности во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
  2. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
  3. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
  4. Поддержка интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
  5. Поощрение высказывания оригинальных идей, различных творческих начинаний ребенка.
  6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
  7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Содержание в открытом доступе различных элементов РППС.
  8. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Исходя из вышесказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность ребенка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы всем напомнить, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Литература

  1. Резаева А.В., Ситникова Т.В., Валтер С.В. и др. «Методическое пособие

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности дошкольников в разных видах деятельности», Назарово, 2017 г.

  1. Алиева Т., Урадовских Г. «Детская инициатива –основа развития познания, деятельности, коммуникации».
  2. Клопотова Е. Е., Ягловская Е. К. «Возрастные особенности проявления дошкольниками инициативы в образовательной деятельности», 224 Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о разных видах образовательной деятельности, способах и направлениях поддержки детской инициативы В МДОУ д/с «Черемушки» города Балашова Саратовской области

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на п...

Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в образовательную программу каждого дошкольного образовательного учреждения должен быть включён раздел "Поддержка детской ин...

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности старших дошкольников

Развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка в образовательной деятельности, в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми...

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.

Можно сказать инициатива –  внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей  в эту деятельность, беря на себя руководящую роль....

Автор: Смирнова Ольга Ростиславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Невского района Санкт-Петербурга. Консультация для педагогов ДОУ. Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО

В консультации для педагогов ДОУ рассматриваются вопросы: понятие "инициатива", "развитие", способы и направления поддержки инициативы у детей раннего (от 2 до 3 лет) и дошкольного...

«Способы и направления поддержки детской инициативы. Организация педагогического взаимодействия способами (методами) поддержки».

Организация педагогического взаимодействия способами (методами)поддержки. Технология "Колесо выбора"...