Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре в старшей группе
план-конспект занятия

Мызаева Оксана Васильевна

Совершенствовать умение играть в сюжетно-ролевую игру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                     

Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре в старшей группе

Название игры

Цель

Блок совместной деятельности

Отметка о выполнении

СЕНТЯБРЬ

«Школа»

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе. Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, класс, кабинет директора

Рассматривание  иллюстраций с изображением школьников

Чтение художественной литературы: Первое сентября» С. Маршака, «Подружки идут в школу» В. Воронковой.

Дидактическая игра «Угадай, чего не стало», «Собери портфель в школу».

Конструирование из ЛЕГО школы

Показ, рассматривание школьной формы прошлых лет.                              

Беседа о школе, о школьных принадлежностях

Транспорт

«Едут автомобили»

Уточнять и закреплять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах города, в транспорте. Закреплять умения создавать постройки из напольного строителя по сюжету игры (бензоколонку, автобус, остановку, гараж, пешеходную дорожку). Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила дорожного движения.

Рассказ воспитателя «Городской автотранспорт»

Рассматривание иллюстраций, фотографий с различными видами транспорта

Беседа по картине «Правила поведения в транспорте».                                            Дидактическая игра «Найди лишний», «Найди чем отличается»,«Дорожные знаки», «Светофор»;

Чтение художественной литературы: М.Ильин «Машины на нашей улице», С. В. Михалкова «Бездельник светофор», А.Кардашова «Дождевой автомобиль»;

Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы «Безопасность в транспорте». Подвижная игра «Автоинспектор»  

Конструирование «Построим машину» (автобус, грузовик);

«Магазин Посуда»

Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, ее назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах. Развивать умение играть роль продавца, покупателя, шофера, грузчика.

Беседа: «Из чего сделана посуда»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»

Дидактические игры:«Мамины помощники», «Собери осколки».«Найди похожую посуду».Пальчиковые игры: «Вот тарелка для Федоры».

Загадки о посуде.

«Салон красоты»

Расширение и закрепление знаний и выработанных умений детей о работе мастеров салона красоты, воспитание культуры поведения в общественных местах, уважения, вежливого обращения к старшим и к друг другу.

Беседы: «Кто работает  в салоне красоты», «Инструменты для работы», «Для чего нужны салоны красоты?».
Чтение художественной  литературы:

 Л. Разумова  «Парикмахер», Б. Житков «Что я видел», С. Михалков «В парикмахерской»
 Рассматривание иллюстраций, наглядных пособий, журналов «Модели причёсок, ногтей».

Дидактические игры «Кому, что надо для профессии», «Красивые прически для кукол».                                                           Игры – имитации «Угадай по действию».

ОКТЯБРЬ

«Детской кафе «Сладкоежка»

Совершенствовать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе». Самостоятельно создавать игровые замыслы: уметь выполнять действия в соответствии с общим игровым замыслом, а также самостоятельно подбирать атрибуты.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

  1. Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; В.Маяковский «Кем быть?»; «День рождения кота Леопольда»                                                  Беседы: «Что такое кафе?»  «Кто работает в кафе?» Дидактические игры: «Вкусный пирог», «Угадай, что я делаю», «Что сначала, что потом»

«Семья»  «Когда мамы нет дома»

Уважать повседневный труд родителей; иметь представление о семейной сплоченности, составе семьи, взаимоотношениях в семье и домашнем уюте. Выполнять простейшие формы ролевого поведения, создавать игровую обстановку задуманного сюжета.

Рассматривание иллюстраций

Дидактическая игра: «Маленькие помощники», «Коврик для куклы»

Чтение художественной литературы:

Е. Пермяк «Как Маша стала большой» Рисование: «Кухонные помощники»

Беседа: «Помощники в труде»

«Ферма»

«Маленький фермер»

Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях, понимания необходимости труда жителей сельской области в жизни людей. Формировать представления о профессиях работников сельского хозяйства: животноводы – доярка, скотник, пастух, телятница. Развивать умения применять эти знания в игре.

Рассматривание картины с изображением фермерского дворика

Дидактическая игра: «Что лишнее?», «Назови профессии работников фермы».

Беседа: «Как люди заботятся о домашних животных», «О работе фермера».

Чтение художественной литературы: Е.Чарушин «Конь», К.Ушинский «Петушок с семьей», О.Альфаро «Козлик-герой»,стихотворение «Фермер».

Образовательная деятельность : «Домашние животные и их детеныши».

«Ветеринарная лечебница»

Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача, научить правильно, называть оборудование ветеринарного врача, которыми пользуется при работе с больными животными, формировать умение пользоваться медицинскими инструментами во время игры; формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;

Беседа:«Работа ветеринарного врача»

Дидактическая игра: «Найди следствие», «Инструменты для ветеринара»

Отгадывание загадок о животных.                    Чтение художественной литературы :

К. Чуковского «Доктор Айболит»,Н. Мелащенко «Ветеринар»,

НОЯБРЬ

«Детский сад»

Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных, нравственных чувств гуманности, любви, сочувствия, культуры поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми при распределении ролей.

  1. Беседа на тему: «Кто в детском саду самый главный».                                                            Экскурсия по детскому саду.                                      Чтение художественной литературы:

  2. И. Гурина «Мой любимый детский сад», «Дошколята».                                           Дидактическая игра: «Угадай профессию?

  3.  « Где это может быть»

«На осмотр в медкабинет»

Формировать умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их. Развивать навыки совместного сюжета сложения.

Беседа о работе медперсонала.

Дидактические игры: «Кому что нужно?», «Отгадай-ка!»

Чтение художественной литературы: В.Берестов «Больная кукла», «Заболел петух ангиной» А.И.Крылов, "Мой мишка" З.Александрова;

Экскурсия в медицинский  кабинет ДОУ.

«Транспорт» «Кто хочет поехать в гости»

Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения. Продолжать учить до начала игры согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Совершенствовать диалогическую форму речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Беседы на тему: «Что нужно шоферу»

Чтение художественной литературы:

Н. Павлова «На машине», Н. Носов «Автомобиль»  Дидактические игры: «Почини машину»

Просмотр мультфильма «Лунтик в мире транспорта»                                                  Аппликация: «Автомобиль»

«Салон красоты» «Маникюр для куклы Кати»

Расширять знания о профессиях работников салона красоты, расширять словарный запас. Продолжать учить отбирать необходимые атрибуты для игры; учить распределять роли и действовать в соответствии с ней

Беседы о значении профессии мастера маникюра.

Дидактическая игра: «Назови, одним словом».

Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», загадывание загадок.

ДЕКАБРЬ

«Школа»               «Что за профессия-учитель?»

Обогащать социально-игровой опыт по сюжету «Школа. Первый учитель». Поддерживать интерес к общей игровой деятельности, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

Беседа по картине: «На уроке»  Чтение Художественной литературы: Б. Заходер «Перемена», загадывание загадок

Дидактическая игра «Что нужно учителю для урока».

Рисование: «Моя будущая школа».

«Магазин Мебель»

Продолжать учить отбирать необходимые атрибуты для игры; учить распределять роли и действовать в соответствии с ней; формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательные отношения в группе.

Беседа на тему: «Для чего нужна мебель»

Дидактическая игра «Что нужно для работы», «Дизайн»

Проблемная ситуация: «Расставь мебель в своей комнате»

Игровое упражнение: «На что похоже»

Чтение Художественной литературы: Ю.Тувим «Стол».

Рассматривание иллюстраций, предметов мебели.

  1. «Транспорт» «Едут автомобили»

Развивать умение творчески использовать в играх представление об окружающем мире; учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты.

Беседа на тему: «Городской автотранспорт»

Дидактическая игра «Что лишнее», «Чем отличаются»

Чтение художественной литературы:

А. Кардашова   «Дождевой автомобиль», М.Ильин «Машины на нашей улицы».

Конструирование «Построим машину»

«Семья готовится к Новому году»

Продолжать учить распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.

Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличивая количество объединяемых сюжетных линий.

Беседа на тему: «Новогодние традиции»

Игровая ситуация: «Праздник к нам приходит».

Дидактическая игра «Расскажи о зиме»

Чтение художественной литературы: Е.Тарасовская «Новый год»,Г.Х.Андерсен «Ёлка»

Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «На елке», «Перед нами елка»

ЯНВАРЬ

«Магазин Бытовая техника»

Обогащать знания детей о бытовые техники; понять предназначение и способы применения различной бытовой техники; о профессии продавца бытовой техники. Выполнять игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры по сюжету. Учить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, самостоятельно развивать сюжет игры в магазин бытовой техники.

Беседа на тему: «Наши помощники на кухне»

Рассматривание картинок: «Электроприборы»

Дидактическая игра «Что лишнее», «Найди 5 отличий»

Чтение художественной литературы: А.Барто «Храмая табуретка», Н.Носов «Затейники»

Проблемная ситуация: «Что такое хорошо, что такое плохо».

«Детский сад» «Мы спортсмены»

Совершенствовать и расширять игровые умения детей. Совершенствовать умение самостоятельно развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Развивать умение согласовывать варианты развития сюжета со сверстниками.

Совершенствовать умение строить свободное общение, ролевой диалог со сверстниками и взрослыми. Учиться до начала игры согласовывать и распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Учиться подчиняться правилам, которые заключены в роли.

Беседа на тему: «В здоровом теле, здоровый дух».

Пальчиковая гимнастика: «Руки вверх», «Дружба» Дидактическая игра «Угадай вид спорта», «Какому спортсмену нужны эти вещи», «Что для чего»

Чтение художественной литературы:

 М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял», В.Суслов «Про Юру и физкультуру».                      

Рассматривание картин и иллюстраций «Если хочешь быть здоровым,  без лекарств и докторов»

«Аптека»

Расширять знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарство, кассир-продавец продаёт их, заведующий,  аптекой заказывает нужные травы и препараты для изготовления лекарств. Учить детей придумывать и изображать разные действия в игровой ситуации. развивать интерес во время игры. развивать умение играть в коллективе. Воспитывать уважение к медицинским профессиям, к труду взрослых.

Беседа на тему: «С рецептом от врача в аптеку».

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы», «Сложи картинку».

Чтение художественной литературы: К.Чуковского «Айболит и воробей»,

В.Берестов «Больная кукла», «Заболел петух ангиной» А.И.Крылов, "Мой мишка" З.Александрова;

Рассматривание иллюстраций «Доктор лечит детей»              

Экскурсия в мед.  кабинет при д/с.

ФЕВРАЛЬ

«Кафе»                  «Кухня в кафе

Знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира.

Закреплять знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе, об их пользе.

Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы – заместители и атрибуты для игры. Закреплять умение правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими.

Беседа на тему: Что такое кафе? Что там делают? Что едят, пьют? Кто работает в кафе? Что такое меню.

Чтение художественной литературы Б. Заходер «Повара», Е. Благинина «Мама тесто замесила...», И. Токмакова «Каша»

 Дидактическая игра «Кто есть, кто», «Кто что делает», «Мамины помощники», «Профессии», «Вежливые слова».

«Ферма»                  «В коровнике»

Учить развивать сюжет игры на основе полученных знаний. Учить отбирать необходимые атрибуты для игры, использовать предметы - заместители.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувства гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия. Помочь детям создать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли.

Рассматривание сюжетных картин.

Дидактические игры «Кто, где живет», «Объясни словечко»

Чтение: русская народная песенка «Уж как я ль мою коровушку люблю...», чешская народная песенка «Дай молочка, буренушка...», шведская народная песенка «Маленький барашек...»

Слушание  песенки «Корова» (муз. Раухвергера)

«Летчики»

Дать детям представления о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме. Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважение к труду лётчика.

Чтение художественной литературы: Житкова «Что я видел?» («Аэропорт») и из книги И. Винокурова «Самолёт летит» («На аэродроме», «Кто водит самолёты»).  

Беседа на тему: «Наша армия», «Когда я стану взрослым».                        

Игровая сюжетная тема: «На аэродроме»

«Ярмарка»

Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей; Расширять кругозор детей; Воспитывать чувство дружбы и коллективизма;

Знакомить детей с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями.

Беседа на тему: «Масленица»

Чтение художественной литературы:

В. Осеевой «Волшебное слово»

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».                                                       Слушание песни «Золотая ярмарка». Рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину, 

МАРТ

«Семья»

«Мамин праздник»

Продолжать развивать способность воспроизводить в играх быт семьи, проявлять заботливое отношение к маме. Учить расширять игровой сюжет, выполнять ролевые действия в соответствии с сюжетом, способность договариваться с партнёрами по игре.

Беседа «Наши мамы».

Дидактическая игра «Наряди девочек к празднику», «Сердечко для мамы», «Подскажи словечко», «Одень маму».

Чтение художественной литературы: Е.Трутнева «Мамин день», М.Садовский «Это мамин день», Г. Виеру «У каждого мама».

Рисование «Портрет мамы».

Аппликация «Открытка для мамы».

«Школа»                        «К нам выпускники пришли»

Продолжать формировать умение выполнять ролевые действия в соответствии с сюжетом. Дать представления о трудовых действиях учителя и предметах, необходимых для его работы.

Беседа на тему: «Каким я представляю себя в школе»                                              

Чтение художественной литературы: Э. Мошковский «Мы играем в школу», Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

Дидактические игры: «Копилка первоклассника», «Я начну, а ты закончи»

«Зоопарк»

Учить детей в совместной игре с воспитателем определять сюжет игры, игровые действия, распределять роли.

Развивать умение вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, создавать игровую обстановку.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.

Беседа на тему: «Правила безопасного поведения в зоопарке», «Кто работает в зоопарке».

Рассматривание иллюстраций о диких животных.

Просмотр м/ф «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк»Дидактическая игра

«Кто где живет».

Больница

«Получаем медицинскую помощь»

Продолжать знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки; развивать уважение к людям этих профессий; проявлять интерес к сюжетно-ролевой игре; расширять кругозор о труде работников больницы; включать новые эпизоды в сюжет игры.

Рассказ-беседа о работе «Скорой помощи».

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме: «Врач приезжает на дом, осматривает, прослушивает; медсестра делает уколы. В больницу кладут больного.

Дидактическая игра «Полезная и вредная игра».

Аппликация «Машина «скорой помощи»»

Чтение художественной литературы: А.Крылов «Как лечили петуха».

АПРЕЛЬ

«Детский сад»

«Я воспитатель»

Формировать умения, самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки.

Развивать творческое воображение, способность, совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников. Побуждать детей отображать в игре знания об окружающей жизни. Формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения друг к другу.

Беседа: «Труд воспитателя». Дидактическая игра: «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет, чем занимается воспитатель».

Чтение художественной литературы:

З. Александрова «Ясли», Е. Тараховская «Тихий час», В. Донникова «Утро».                              Сюжетное рисование «Детский сад»

«Космический полет»

Учить отражать в игре полученные знания о профессии космонавта; учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал; развивать творческое воображение. побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, космических кораблях;

Беседа о первом космонавте Ю.Гагарине, о первой женщине-космонавте В.Терешковой. Чтение художественной литературы: К.Булычев  «Тайна третьей Планеты», В.Медведев «Звездолет Брунька»,

Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космос.

«Больница» «Приемное отделение»

Продолжать учить отражать в игре разнообразные трудовые действия людей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог.

Беседа на тему « Заведующий отделение  детской больницы. Кто это?».                                                                    Пальчиковая гимнастика: «Этот пальчик- Айболит».

Чтение художественной литературы: А. Кардашова «Наш доктор», Г. Глушнев «Я больной», Ю. Шипаев «Я сегодня медсестра» Дидактическая игра: «На профессию смотрю на инструмент и  подбираю » «Для чего это доктору».    

«Юные экологи

Учить детей в совместной игре с воспитателем определять сюжет игры, игровые действия, распределять роли. Развивать умение вступать в ролевой диалог в соответствии с принятой ролью, создавать игровую обстановку.

Беседа на тему: «Уроки экологии», «Береги живое».

Рассматривание иллюстраций  работе в лесных и плодово-ягодных питомниках.

Чтение художественной литературы: 

К. Ушинский  «История одной яблоньки»

А. Кузнецов «Деревце»

Н. Некрасов «Саша», Н. Григорьева «Ожидание», Л. Толстой «Старик сажал яблони».

Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»; компьютерных презентаций «Зачем нужны растения?», «Планета Земля»

Знакомство с репродукциями И. Левитана «Первая зелень. Май»,

Работа в уголке природы: посадка семян.

Дидактические игры: «Объясни ситуацию», «Как зовут тебя деревце?».

Рассматривание  «Красной книги».

МАЙ

«Кафе» «Заказан столик в кафе»

Развивать умение детей организовывать игру, объединяя несколько сюжетов; вариативно использовать игрушки, атрибуты, предметы, распределяя их между детьми в соответствии с ролями. формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний. развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы, в разговоре соблюдать очередность. передавать эмоциональное состояние героев, используя некоторые средства выразительности (интонацию, мимику, жесты, движения).

Познавательная деятельность: «Кухня с посудой в кафе».             Чтение художественной литературы: С. Капутикян «Маша готовит», К. Чуковский «Федорино горе»

Пальчиковая гимнастика: «Помощники» Дидактическая игра «Накроем стол к обеду» Игра-инсценировка «Из чего и как готовят еду»

«Библиотека»

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Чтение художественной литературы

С. Жупанина «Я – библиотекарь»                                     Совместная трудовая деятельность: «Книжная мастерская» по ремонту книг.

Видео-экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

«Супермаркет»

Формирование умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет. Закрепление умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью.

Формирование умение трансформировать полученные знания в игровые действия.

Беседа: «Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера,

сегодня, завтра», «Что такое супермаркет?», «Что такое касса?»

Дидактическая игра: «Назови магазин», Лото «Магазин», «Найди свою покупку».

Чтение художественной литературы Б. Воронько

«Сказка о необычных покупках»,

О. Емельяновой «Магазин игрушек».

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе

Перспективное планирование по сюжетно - ролевым играм в старшей группе...

Перспективное планирование развития сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Разработана система работы над сюжетно-ролевой игрой в старшей логопедической группе...

Перспективное планирование по теме недели "Игры" в старшей группе

Перспективное планирование по теме недели "Игры" в средней группе...