Использование блоков Дьенеша для формирования элементарных математических представлений (величина, форма) у детей младшего дошкольного возраста Донская Анна Григорьевна воспитатель первой категории МАДОУ «Детский сад №382» город Нижн
статья (младшая группа)

Донская Анна

Аннотация. В данной статье мной рассматривается роль логических блоков Дьенеша для формирования математических представлений дошкольников. при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование блоков Дьенеша 26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Использование блоков Дьенеша для формирования элементарных математических представлений (величина, форма)

у детей младшего дошкольного возраста

Донская Анна Григорьевна

воспитатель первой категории

   МАДОУ «Детский сад №382»    

             город  Нижний Новгород

Аннотация. В данной статье мной рассматривается роль логических блоков Дьенеша для формирования математических представлений дошкольников. при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

 Ключевые слова: логические блоки; математические представления; форма; цвет; размер.

Многие сферы жизни человека склоны к компьютеризации и математизации, поэтому проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических блоков Дьенеша является довольно актуальной, Дети, способные хорошо ориентироваться в математических символах и имеющие развитый «математический язык», могут с легкостью осваивать и другие области познания. Актуальность темы обусловлена тем, что маленькие дети проявляют спонтанный интерес к математическим категориям, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать  связывать их друг с другом. Они на каждом шагу сталкиваются с тем, что нужно учитывать форму и величину предметов, тогда как долго могут не испытывать, например, потребности в счете. Главной целью применения блоков Дьнеша является обучение детей решению логических задач на выделение свойств.

 В своей работе с воспитанниками решала задачи:

  • познакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник);
  •  привлекать внимание к предметам контрастных размеров и обозначению их в речи (большой круг, толстый квадрат и т.д.);
  • учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму, толщину, включая движения рук по предмету в процессе знакомства с ним;
  • развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из признаков – цвет, форма, величина, толщина);
  • развивать конструктивно-модельную деятельность: побуждать сооружать постройки по образцу и поддерживать желание сооружать что-то самостоятельно, используя блоки Дьенеша;
  • способствовать развитию речи как средству общения, обогащать и активизировать словарь детей;
  • воспитывать настойчивость в достижение цели;
  • привлекать родителей к совместным развивающим играм дома с детьми.

Вначале была проведена первичная диагностика начальных математических представлений и предматематических способностей воспитанников группы в форме игровых заданий с блоками «Найди такой же», «Дай мишке большой, круглый, красный…» для реализации задач Образовательной программы ДОУ в разделе ФЭМП.

На основе полученных результатов диагностики воспитанников группы была составлена картотека игр на формирование математических представлений с использованием блоков Дьенеша.  Дидактические игры подобраны по принципу от простого к сложному. Знакомство детей с блоками прошло через игру «Чудесный мешочек», доставая блоки по одному, детям предлагали их потрогать, пощупать, погладить. Дидактические игры с блоками используются как с подгруппой детей, так и в индивидуальной  работе. Все игры имеют проблемно – практический характер: мы помогаем игрушкам.

По реализуемым целям игры поделены на 3 группы. Игры выбираются в соответствии с тематикой недели или сезоном, например, игра «Сделаем гирлянду» (выкладывание фигур по образцу).

1-я  группа игр направлена на знакомство с признаками блоков. Воспитанникам предлагались самые простые игровые задания на ознакомление с одним признаком предмета. Сначала детей знакомили с формой, а затем с цветом и величиной. Наша первая игра «Паровозик»: где  дети строили длинный паровозик или «цепочку» в разных вариантах - сначала от произвольно выбранной фигуры,  а затем по заданным признакам, например, все круги. Затем с помощью игры «Раздели фигуры» дети учились делить фигуры между мишкой и зайкой так:  чтобы у мишки были все красные фигуры, а зайцу достались все  жёлтые.

2-я группа  игр направлена на развитие умений сравнивать  фигуры по признакам. В игровой форме перед ребенком  стояли  следующие задачи: выбрать  по образцу из 2-3, а затем и 4 блоков отличающихся цветом, формой, величиной  фигуру, или подобрать пару по одному из признаков.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — для нас это сигнал к тому, что ему следует предложить игры следующей группы сложности. Поэтому, к концу года, когда дети легко и безошибочно стали  справляться с данными заданиями, им были предложены игры на развитие умения оперировать сразу двумя-тремя признаками, например, «найди желтый круг или большой кирпичик».

3-я группа игр  направлена на составление силуэтов путем накладывания блоков на образец, что  способствует  развитию навыков конструирования.

Детям предлагалось выложить блоками по рисункам - схемам животных, транспорт и др. предметы. Чтобы заинтересовать детей, я использовала загадки, потешки, стихотворения. Например, вспомнив с малышами стихотворение А .Барто «Лошадка», предложила выложить каждому по схеме свою лошадку. В последующем, работа с альбомами «Блоки Дьенеша для малышей», «Маленькие логики» предлагалась ребятам в самостоятельной деятельности, где они самостоятельно выкладывали «Бусы для мамы», «Машину» или «Трактор» и многое другое.

Игры с блоками Дьенеша мы использовали не только на занятиях по ФЭМП, но и в совместной деятельности в течение дня в разных видах детской деятельности. В игровой деятельности блоки используются:

-в театрализованных играх. Так, при  обыгрывании сказки «Колобок» детям было предложено выложить блоками знакомых животных, которые встречались  герою по пути.

- в подвижных играх. Детям нравится играть в игру «На полянке»,  когда они собирают, например, сначала  жёлтые цветы-блоки, потом красные, а затем синие. Еще наши ребята любят выполнять общеразвивающие упражнения с блоками в утренней гимнастике.

Также используем блоки в изобразительной деятельности для развития графических навыков, например,  как трафарет для упражнения малышей в закрашивание фигур. Кладем на столе  1-2 блока и листы с нарисованными  соответствующими фигурами , перед детьми ставим задачу разукрасить фигуры таким же цветом, что и блоки, которые лежат перед ними.

Повторная диагностика, показала, что проделанная работа  дала положительные результаты. Наблюдая за  ростом развития элементарных математических способностей при многообразии и многогранном использование игр  с блоками Дьенеша можно смело утверждать, что дети с лёгкостью усвоили форму, цвет, величину, познакомились  с приёмами сравнения и классификации, испытывают  устойчивый интерес к развивающим играм с блоками Дьенеша, возросла степень их активности в самостоятельной познавательной деятельности.

Результаты, полученные в ходе работы «Использование блоков Дьенеша в процессе ФЭМП детей младшего дошкольного возраста» доказывают ее результативность, практическую значимость и применяемость.

Литература:  

       

  1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада Под редакцией Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5 ,12
  2.  Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Москва. «Просвещение». 1983.
  3. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе // Дошкольное воспитание. – 1998.- 7. - С. 7 –12.
  4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.- М: Мозаика – синтез,2007
  5. Панова Е.Н. Дидактические игры и занятия в ДОУ (младший возраст). Учитель г. Воронеж 2007
  6. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П.Сакулиной и Н.Н.Поддьяковой, Метод. указание. – М., Просвещение, 1969. - С. 176
  7. Фидлер М. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.
  8. http://zvezdochet.dp.ua/volshebniy-sunduchok/metodiki/7-zoltandenesh.html
  9. http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metdika_denysha/id/83