«Работа старшего воспитателя ДОУ в повышении экологической грамотности педагогов»
консультация

Киселева Татьяна Вениаминовна

Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения рассматривается как необходимая часть непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) человека, обеспечивающая готовность общества к эффективному ответу на фундаментальные вызовы изменений экологической ситуации. Экологически ответственное поведение становится важным способом самореализации человека в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_gramotnost_pedagogov_dou.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Работа старшего воспитателя ДОУ в повышении экологической

 грамотности педагогов»

 

Актуальность формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обусловлена, с одной стороны, нарастающими экологическими проблемами под действием различных факторов, вызванных, в том числе деятельностью человека (вымирание видов животных, изменения климата, дефицит природных ресурсов, загрязнение воздуха и воды и др.). С другой стороны, позитивной повесткой социально-экономических изменений в обществе, основывающихся на идеях «устойчивого развития». 

Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения рассматривается как необходимая часть непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) человека, обеспечивающая готовность общества к эффективному ответу на фундаментальные вызовы изменений экологической ситуации. Экологически ответственное поведение становится важным способом самореализации человека в современном мире.

Формировать осознанное гуманное отношение к природе нужно с дошкольного детства, когда закладываются основы человеческой личности. Особая роль в экологическом образовании подрастающего поколения в этот период отводится педагогу. Чуткое и бережное отношение к природе, элементарное знание ее законов, умения правильно взаимодействовать с ней и любить все живое сформируются у детей настолько, насколько правильно педагог сможет выстроить работу по экологическому воспитанию в своей группе, заинтересовав не только детей, но и их родителей.

Экологическая грамотность — это знания в областях, связанных с поддержанием желательного состояния окружающей среды и предупреждением нежелательных явлений.

Проблема повышения экологической грамотности педагогов широко изучается в психолого-педагогической литературе, находит отражение в статьях научно-популярных журналов. Предложенные в списке статьи посвящены вопросу развития экологической культуры воспитателей в ходе методического взаимодействия старшего воспитателя с педагогическим коллективом. В них раскрыто содержание экологической культуры педагогов, представлена структура инновационной модели методического руководства экологическим воспитанием. Рассмотрены основные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников.

Поэтому научить одних педагогов видеть красоту природы, других педагогов поддержать в поиске инновационных методов по экологическому воспитанию, повысить их экологическую грамотность призван старший воспитатель ДОУ.

Основными задачами старшего воспитателя по повышению экологической грамотности педагогов являются:

1. Обозначить в педагогической среде высокую значимость экологических проблем и отметить необходимость участия каждого педагога в их позитивном решении.

2. Помочь педагогам в освоении конкретных технологий экологического воспитания дошкольников.

3. Помочь педагогическому коллективу в освоении содержания, форм и методов экологического воспитания дошкольников.

Для решения данных задач используются основные формы методической работы с педагогами.

  1. Одной из эффективных и наиболее распространённых форм работы с педагогами ДОУ по экологическому образованию является беседа за «круглым столом». В ходе данного мероприятия могут решаться различные педагогические ситуации, даваться советы по изготовлению дидактических игр и пособий, вырабатываться определённые требования по составлению тематических и интегрированных занятий.
  2. Другая форма повышения эколого-педагогической компетенции педагогов – консультирование или семинары. Используя разные методы и приёмы, старший воспитатель передаёт свои знания и опыт педагогам и, что не маловажно, стремится сформировать у них творческий подход к экологическому воспитанию в работе с дошкольниками.
  3. Продуктивной формой повышения экологической компетентности педагогов ДОУ остаются семинары-практикумы, в которых предлагаются задания, позволяющее педагогу развить свои творческие способности. Так, наиболее востребованными оказываются практикумы рассматривающие использование игровых приёмов в экологическом воспитании дошкольников.
  4. Значительная роль в системе повышения профессиональной экологической компетенции педагогов принадлежит неделям взаимопосещения. Посещая мероприятия, организованные своими коллегами, педагог учится использовать их практический опыт, анализирует свою деятельность. Также для обмена накопившимся педагогическим опытом целесообразно регулярно проводить в ДОУ экологические мастерские, где педагоги рассматривают конкретные практические вопросы экологического образования.
  5. В рамках методической работы необходимым является проведение открытых показов с представлением лучшего опыта работы педагогов по экологическому воспитанию дошкольников. В процессе педагогического соревнования повышается уровень знаний педагогов и формируется собственный стиль работы в рассматриваемом направлении.
  6. На повышение экологической компетентности педагогов ДОУ направлены деловые игры, дидактические игры с экологическим содержанием, обзоры парциальных программ. Организуются вернисажи педагогических идей - «Формы работы по экологическому воспитанию дошкольников», «Экологические прогулки», «Природоохранные акции».
  7. Для повышения уровня экологической грамотности педагогов создаются буклеты с описанием актуальных экологических проблем в мире вообще и в городе в частности.
  8. Одним из условий формирования экологической компетенции педагога является координация работы коллектива дошкольного учреждения, тесное сотрудничество всех специалистов и создание системы работы по экологическому образованию. Большую роль в координации деятельности педагогического коллектива по вопросам создания условий для полноценного экологического воспитания дошкольников играет педагогический совет. Его функция заключается в проведении диагностики эколого-педагогических возможностей и выявлении затруднений возникающих у преподавателей в процессе работы с дошкольниками.  

В заключение хочется отметить, что социальный заказ общества и государства на экологическую грамотность уже с детского возраста ставит перед педагогами ДОУ сложную задачу, для решения которой, необходимо изначально развить экологическое сознание самих педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада

Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....

Психопрофилактическая работа старшего воспитателя по оптимизации психологического здоровья педагогов.

Психопрофилактическая работа способствует позитивному самовосприятию, самораскрытию педагогов, снижению эмоционального истощении, негативизма, что свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о поло...

«Использование проектного метода как условие повышения профессионального уровня педагогов» (из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №86» Грабаренко А.В.)

Актуальность.В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации де...

Повышение качества методической работы старшего воспитателя с педагогами по самообразованию и молодыми специалистами в ДОУ

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания про...

Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ «Индивидуальный образовательный маршрут педагога»

Главная цель методической работы – повышение качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, достижение которой зависит от профессионализма и компетенции педагогов. Поэтому, задача старшего...

Работа старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов

    Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и...

Работа старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависи...