Презентация "Технология проблемного обучения в детском саду".
презентация

Смагина Екатерина Александровна

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, побуждает к вопросу, догадкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_smagina.pptx515.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения в детском саду Материалы подготовлены: Смагиной Екатериной Александровной Воспитателя МБДОУ д\с «Радуга»

Слайд 2

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Слайд 3

О возникновении методики проблемного обучения Джон Дьюи – философ, педагог. Р азработал целую систему образования, которую позже назвали « обучение путем делания». Основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Слайд 4

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению .

Слайд 5

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Слайд 6

Структура проблемного обучения

Слайд 7

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступным для обучающихся. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного .

Слайд 8

Достоинства проблемного обучения: 1. Высокая самостоятельность обучающихся; 2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающихся; 3. Развитие мыслительных способностей детей. Недостатки Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний .

Слайд 9

Проблемное обучение включает несколько этапов : 1 ) осознание общей проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная их проверка); 4) проверка правильности решения проблемы.

Слайд 10

Формы организации проблемного обучения: 1. Проблемный вопрос. Это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.

Слайд 11

2. Проблемная задача. Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Слайд 12

3. Проблемная ситуация. Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Слайд 13

Приемы создания проблемных ситуаций в работе с дошкольниками Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. Создание противоречия, проблемной ситуации. Организация противоречия в практической деятельности детей

Слайд 14

Требования к проблемным ситуациям: решение проблемной ситуации должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка; проблема должна соответствовать учебной информации, которую познает ребенок , а также уже имеющуюся у него информацию; формулировка проблемы должна быть максимально ясной и свободной от непонятных для детей слов и выражений; проблемная ситуация должна создавать достаточную трудность в ее решении и в то же время быть посильной для ребенка. Это будет формировать потребность в ее решении; в процессе решения проблемы должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ней; проблемная ситуация должна строиться с учетом основных дидактических принципов обучения; в основе проблемной ситуации должно быть противоречие .

Слайд 15

Методы проблемного обучения: Объяснительно - иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия; Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности; Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям ; Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность; Исследовательский метод - полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Слайд 16

Уголки открытий

Слайд 17

Схемы «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе»

Слайд 18

Рекомендации по стилю общения с детьми Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.

Слайд 19

В результате работы по внедрению проблемного обучения в ДОУ дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проблемного обучения в детском саду

Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе дошкольного образования выдвигаются весьма высокие...

Консультация для воспитателей «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»

Консультация «Использование технологии проблемного обучения в детском саду»...

Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...

Консультация "Технологии проблемного обучения в детском саду".

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.Проблемное обучение — организованный...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

Технология проблемного обучения в детском саду

Технология проблемного обучения...

Технологии проблемного обучения в детском саду

Описание и методика построения проблемного обучения (обобщение опыта)....