Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта Самарской области» для детей старшей группы
проект (средняя группа)

Лазарева  Наталья Анатольевна

Данный проект воспитательной направленности предназначен для работы с детьми в старшей группе. В ходе реализации данного проекта у детей формируются элементарные представления о нашей малой родине - городе Самара, воспитывается любовь и гордость за наш город.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karta_samarskoy_oblasti.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411»  городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru

                                   

Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта  Самарской области» для детей старшей группы

Самара 2024

Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта  Самарской области»

        Родина… Что может быть любимее и роднее её? Нет ничего дороже родного края, в котором ты родился, рос, где живут твои родители. И нужно с раннего детства поддерживать интерес детей  к родным местам, воспитывать желание сделать всё, чтобы его родной город стал  ещё прекрасней и богаче. Принято говорить, что без прошлого нет будущего, поэтому надо с дошкольного возраста доступно рассказывать детям об истории края, в котором они живут, о людях, прославивших наш город, о природе родного края и природоохранной деятельности.

        Вид проекта:  информационно-исследовательский,  творческий, долгосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети, узкие специалисты ДОУ, родители.

         Актуальность темы: чувство Родины у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким ему людям- матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сёстрам. Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом»- сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции . Первые друзья малыша , детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом,- всё это включается в представления ребёнка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и улицей, но и с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребёнку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.        

Гипотеза: любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.
          Цель: формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине - городе Самара 

        Задачи:

Образовательные:

- Пополнить, уточнить и закрепить представления детей о Самаре и Самарской области, ее символике, природных богатствах, культуре, народах, традициях, праздниках

- Уточнить и систематизировать знания детей о городах Самарской области

- Рассказать детям о людях, прославивших Самару и Самарскую область, познакомить с историей праздника «День народного единства»

-Познакомить с картой Самарской области
- Закреплять умение детей пользоваться картой

Развивающие:

- Развивать творческие способности дошкольников к различным видам деятельности

- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы

- Развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям

Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к своей национальности, толерантное и уважительное отношение к представителям других народов, населяющих Россию, способствовать формированию у детей понятия о том, что все мы едины, у всех нас одна, неделимая Отчизна
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, город,  за свой народ

Ожидаемый результат: 

- получение знаний об истории родного края;

- пополнение знаний о городах и народах Самарской области, о некоторых традициях, особенностях, праздниках разных народов;

- приобретение навыков социального общения со взрослыми;

- проявление внимания и уважения к людям разных национальностей;

- овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Карта сентября «Где мы летом побывали, что увидели - узнали»

- Появление карты

- Беседы «Города Самарской области», «Наша область на карте Российской Федерации»

- Ситуация общения «Где мы летом побывали, что интересного увидали»

- Рисование маршрута поездок

- Разработка пиктограмм

- Виртуальные экскурсии по городам, где были дети

- Оформление выставки фотогазет «Наши летние каникулы»

- Выставка открыток, магнитиков с достопримечательностями городов

        Итог месяца: на карте Самарской области отметить фотографиями детей или другими рисунками места, где они были летом.

Карта октября «Чем богаты, тем и рады»

- Беседы «Что выращивают в нашей области», «Труд людей, которые занимаются выращиванием урожая и добычей полезных ископаемых», «Полезные ископаемые, добываемые в нашей области», «Труд хлеборобов в старину и в современном мире», «Традиции русского народа, связанные с приёмом гостей»

- Изготовление знаков, рисунков, изображений по теме месяца

- Рисование маршрута «Как овощи и фрукты попадают к нам на стол»

- Встреча с садоводами, нефтяниками

- Изготовление книги профессий

- Составление рассказов «Как я помогал (-а)  выращивать урожай»

- Изготовление фотоколлажа «Мы - помощники»

- Просмотр презентации «Дары осени»

        Итог месяца: на карте РФ разместить корзинки, «наполненные» овощами и фруктами, которые выращивают в разных регионах нашей страны, и знаки полезных ископаемых

Карта ноября «Игрушечных дел мастера»

- Беседы «Народные промыслы нашего края», «В какие игрушки играли наши родители»

- Рассматривание альбомов о народных промыслах, народных игрушках

- Виртуальная экскурсия «Народные промыслы  в Самарской области»

- Изготовление «Сундучка семейных игр»

- Рисование и раскрашивание народной игрушки – конь - разными техниками

- Составление рассказов «Моя любимая игрушка», «Как мы играем дома»

        Итог месяца: отметить на карте Самарской области те места, где изготавливают традиционные народные игрушки

Карта декабря «Красавица Зима»

- Беседы «Красавица Зима», «Что такое красота», «Как красота природы отражается в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве»

- Ситуация общения «Что (кто) бывает красивым?»

- Рассматривание зимних пейзажей

- Виртуальная экскурсия «В гости к Деду Морозу и Снегурочке»

- Просмотр презентаций «Как отмечают новый люди разных национальностей»

- Решение проблемной ситуации «Если бы зимой не было снега…»

 - Рисование маршрута «От дома до точки на карте»

        Итог месяца: разместить на карте Самарской области красивые фотографии зимней природы

Карта января «Какая зима – такие забавы»

- Беседы «В здоровом теле – здоровый дух», «Традиции и обычаи народов нашего края»

- Ситуация общения «Как и во что можно поиграть зимой на улице»

- Просмотр презентации «Зимние подвижные игры разных народов»

- Фестиваль «Зимние забавы»

- Составление рассказов «Как мы играем в народные игры»

        Итог месяца: разместить на карте Самарской области фотографии, рисунки, условные обозначения тех народных игр, которыми известны регионы нашего края

Карта февраля «Крепости земли Самарской»

- Беседы «Богатыри земли русской», «Как обороняли свои земли разные народы нашей страны»

- Рассматривание фотографий, репродукций картин с разными крепостями, острогами

- Составление рассказа «Как я побывал в крепости»

- Постройка снежной крепости на участке

- Рисование маршрута «От дома до крепости на карте»

        Итог месяца: разместить на карте  Самарской области фотографии крепостей, кремля, расположенных в разных местах нашего края

Карта марта «Знаменитые люди Самарской области»

- Беседы «Знаменитые люди Самарской области», «Чем прославили наш край знаменитые художники, ученые, артисты»

- Ситуация общения «Какого человека можно назвать знаменитым», «Какого знаменитого человека я знаю»

- Рассматривание картинок, фотографий знаменитых людей

- Рисование маршрута «От дома до знаменитых людей»

        Итог месяца: разместить на карте Самарской области фотографии знаменитых людей, которые родились и трудились в разных регионах нашего края.

Карта апреля «Заповедные места Самарской области»

- Беседы «Охранять природу, значит охранять Родину», «Как и почему важно беречь природу, что мы можем для этого сделать», «Что такое заповедники? Для чего они нужны?»

- Ситуация общения «Как можно любоваться красотой весенней природы и сохранить впечатления о красивых цветах, распускающихся весной, не срывая их»

- Рассказ-суждение «Зачем нужна Красная книга?»

- Рассказ воспитателя о Самарской Луке и Жигулевском заповеднике, об их обитателях

-Решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было животных?», «Можно ли обижать животных»

- Рассматривание фотографий, картинок цветущих растений весной

- Выставка детских творческих работ «Сохраним красоту первоцветов»

- Изготовление природоохранных знаков

- Рисование маршрута «От дома до заповедника»

        Итог месяца: разместить на карте Самарской области фотографии или картинки известных заповедников и животных, там обитающих

Карта мая «Моя малая родина на карте большой страны»

- Беседы «Прошлое и настоящее Самары», «Моя малая родина», «Достопримечательности Самары и Самарской области», «Города Самарской области»

- «Полет» над нашей областью по стихотворению Владимира Степанова «Родные просторы»

- Виртуальная экскурсия по Самарской области

        Итог месяца: отметить на карте РФ малую родину - Самару

Итоги проекта

В ходе проекта ребята стали интересоваться историей своего края, гордиться Россией и Самарой. Ребята познакомились с Самары, её образованием, расширились знания детей о народах, проживающих на территории Самарской области, закрепили знания о символике Самары и области, её значении. У детей расширились знания о родном городе, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучали карту Самарской области, искали различные города, изучали животных, проживающих на территории области. Продолжили знакомство с гжельской, хохломской, дымковской росписью, с устным народным творчеством, русскими народными музыкальными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Приобщение детей к истории и культуре русского народа открывает им удивительный, прекрасный мир старины, что способствует воспитанию у детей патриотических чувств, воспитанию уважения к традициям и культуре своего народа и толерантного отношения к традициям и культуре других народов. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей малой и большой Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

Познавательный долгосрочный проект "Мы живем в Калининграде" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, родителей, воспитателей ДОУ.

В проекте описан опыт знакомства с родным кородом Калининрадом в виде экскурсий, игр, чтение литературы и мн. другое. В проект вовлечены дети и родители, воспитатели. Предназначен для того, чтобы дети...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Инновационные технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

совмесная работа воспитателей группы, логопеда, музыкального руководителя, родителей воспитанников подготовительной группы...

Долгосрочный проект по технологии физического развития для детей старшего дошкольного возраста

Долгосрочный проект по  технологии физического развития для детей старшего дошкольного возраста...

Долгосрочный проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Малышкина Академия» -старшая группа

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, п...

Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта нашей страны»

Данный проект составлен в помощь воспитателям для работы с практическим руководством "Воспитателю о воспитании"...