План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
материал

План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23-23g._plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx119.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

C:\Users\User\Desktop\_Эмблема1.png

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

На 2023-2024 учебный год

  Составитель: педагог

Исмагилова О.А.

                

г. Нижневартовск 2023

1. Содержание

№ п/п

Наименование

1

Содержание

2

Паспорт плана

3

Общая характеристика темы самообразования

3.1

Актуальность

3.2

Цели и задачи работы по плану самообразования воспитателя по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

3.3

Этапы работы

4.

План работы по теме самообразования на 2023-2024 учебный год

5.

Приложение

2. Паспорт плана

Направление

План работы по самообразованию во второй младшей группе

Наименование плана

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Автор-составитель плана

Воспитатель Исмагилова О.А.

Актуальность

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Срок реализации плана

01.09.2023 – 2024г.

Цель плана

Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи плана

- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией;

- Воспитывать активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- Развивать мелкую моторику рук и тактильного восприятия;

Предполагаемый результат

- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом

- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности

- Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе

Этапы работы

На 1 этапе – репродуктивном 

На 2 этапе - конструктивном 

На 3 этапе - творческом 

Вывод

3. Общая характеристика темы самообразования

   «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 В. А. Сухомлинский.

3.1 Актуальность

  Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.                                                                                                                                                                                        

В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приёмы нетрадиционного рисования. Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

  Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых              в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

3.2 Цели и задачи работы по плану самообразования воспитателя по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционную технику рисования»

Цель: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

- составить план работы по данной теме

- изучить литературу по данной теме

- подготовить консультацию, памятки для родителей

- конспект

 Средства обучения:

- совместная деятельность воспитателя с детьми

- самостоятельная деятельность детей

- предметно-развивающая среда

Структура занятий:

-  мотивация детей.

-  пальчиковая гимнастика.

-  художественно-изобразительная деятельность.

-  пальцеграфия — рисование кончиками пальцев.

-  рисование ладонями.

- штампинг — создание изображения из отпечатков картофеля; осенними листьями;

 Форма обучения:

-  подгрупповая деятельность

- дидактические игры

- пальчиковые гимнастики- Выставка рисунков и поделок

3.3 Этапы работы по теме самообразования

1. Изучение методической литературы по теме

1. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки»

2. Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками»

3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М. 2007г.

4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки»

5. Никитина    А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

6. Лыкова И. А. «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»

2. Работа с родителями

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребёнка                     к изобразительной деятельности».

2. Памятки для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка».

3. Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

4. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».

5. Разработка конспектов по теме: «нетрадиционная техника рисования                  в течении

3. Этапы работы по нетрадиционной техники рисования

 На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

 На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

 На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

План работы по теме самообразования на 2023-2024 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

Работа с родителями

Работа с детьми

Сентябрь

Разработка и оформление плана работы по самообразованию. План работы.  Подготовка материала

Октябрь

«Мой любимый дождик»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из ту капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.

- Анкетирование родителей на тему «Использование нетрадиционных техник рисования».

- Консультация «Рисуем пальчиками и ладошками»

Пальчиковая гимнастика «Засолим капусту»

Разучивание техники рисования

«Весёлые мухоморы»

(1 занятие)

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.

«Весёлые мухоморы»

(2 занятие)

Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)

«Опята - дружные ребята»

(рисование грибочков)

Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).

«Жёлтые листья летят»

Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.

«Осеннее дерево» (коллективная работа)

Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро, наносить краску на ладошку и делать отпечатки. Развивать цветовосприятие.

«Осень вновь пришла»

Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.

«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»

Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком

Ноябрь

«Птички клюют ягоды»

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.

Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Дидактическая игра «Чья тень»

Разучивание техники рисования

«Свитер для друзей

Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить    

составлять элементарный узор.

«Солнышко»

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

«Букет из осенних листьев»

Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.

«Рябинка»

(1-е занятие)

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

«Рябинка»

(2-е занятие)

Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции.

«Ягоды на тарелочке»

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

«Мы рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Декабрь

«Виноград»

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию

Индивидуальные беседы: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Разучивание техники рисования

«Зайчик»

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

«Лес»

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

«Красивые цветы»

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

«В гостях у жирафа»

Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость

«Снежные комочки»

Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.

«Птицы клюют ягоды»

Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.

«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.

Январь

«Пушистые котята играют на ковре»

(коллективная работа)

Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).

Рекомендации для родителей «Рекомендации о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей».

Дидактическая игра «Теплый-холодный»

Освоение техники рисования

«Вишнёвый компот»

Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.

«Шарики воздушные, ветерку послушные...»

Вызвать интерес к сочетанию разных изо материалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.

«Украшение чайного сервиза»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.

«Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах.

«Маленькой ёлочке холодно зимой...»

Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). Познакомить с новым нетрадиционным изо материала -губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).

Февраль

«Красивая салфеточка»

Закреплять умение рисовать пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое восприятие, эстетические чувства.

Создание картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения для работы с детьми.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Освоение техники рисования

«Весёлый снеговик»

Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.

«Снег кружится»

Закреплять умение рисовать   пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.

«Снежинки»

Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.

«Цветочек для папы»

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять     изображение деталями.

«Кораблик для папы»

(занятие 1-е)

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

«Кораблик для папы»

(занятие 2-е)

Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.

«Елочка»

Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить создавать рисунок восковыми мелками, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. Воспитывать интерес, аккуратность.

Март

«Цветы для мамы»

Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.

Фотовыставка «Наш вернисаж».

Дидактическая игра «Часть и целое»

Освоение техники рисования

«Цветы для мамы» (продолжение)

Совершенствовать технику печатания ладошками. Воспитывать аккуратность

«Волшебные  

картинки»

Упражнять в рисовании с помощью ладошек. Закреплять умение дорисовывать. Развивать творческое воображение и чувство композиции.

«Весёлый осьминог»

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

«Бабочка»

Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.

«Мое любимое животное»

Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное.

«Божьи коровки на лужайке»

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).

«Нарядные матрешки»

Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.

Апрель

«Петушок-золотой гребешок»

(коллективная работа)

Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Папка – передвижка «Рисование нетрадиционными способами».

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Освоение техники рисования

«Два жадных медвежонка»

Учит рисовать животных.

«Ночь и звезды»

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой. рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.

«Зайчишка»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

«Рыбки в аквариуме»

Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

«Закат»

Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.

«Ветка мимозы»

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.

«Жили у бабуси два веселых гуся»

Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали.

Май

«Красивые цветы для пчелки»

Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение.

Пальчиковая гимнастика «Сказки»

Коллективная работа

Создание картотеки дидактических игр по нетрадиционной техники рисования

«Травка»

Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие.

«Одуванчик»

Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

«Рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Вывод

      Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

       Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов                             в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе              с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

        А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры                            и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  7. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения                 и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  8. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

«Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

Мастер- класс «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования - ниткография».

Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.Задачи: - продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми младших групп...