Статья: «Принципы и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»
статья

Романова Екатерина Сергеевна
Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому сенсорное образование - это одна из главных сторон дошкольного образования. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми другими разделами работы. Например, удачная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов достижима при наличии конкретного уровня физического развития ребенка. В частности, это относится к развитию движений руки при исполнении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач выступает важным условием умственного воспитания, которое осуществляется в ходе предметной деятельности. Детям нравятся действия с яркими игрушками различной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера становятся на этом возрастном этапе основными. На занятиях по сенсорному развитию детей приучают выполнять элементарные трудовые поручения: относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы дети делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием. Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством подготовки дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, содействуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения. Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Например, перед тем как предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», следует поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов. Значительным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов выступает принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение заданий от элементарных заданий на группировку однородных предметов по разным сенсорным качествам, к соотнесению неоднородных предметов по величине, форме, цвету и дальше к учету данных признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принцип последовательности обуславливает знакомство детей вначале с достаточно осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать посредством ощупывания, а уж затем с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна лишь в плане зрительного восприятия. Учтено также последовательное знакомство детей прежде всего с резко разнообразными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом, потом с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом). К существенному принципу организации процесса обучения относится систематичность. На этапе дошкольного детства усвоение знаний, наравне с формированием умений, необходимо проходить систематически. Специального внимания требует вопрос о повторности занятий: периоду дошкольного детства свойственно необычайно быстрые темпы развития, и к каждому возрастному микропериоду нужно подходить дифференцированно. Занятие на повторение не может быть всецело тождественным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Однако не следует думать, что при обучении детей не требуется повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале, который обеспечивает умственную активность детей на занятиях. Предварительно детям даются задания на группировку предметов, которому посвящается ряд занятий на разном материале с постепенным нарастанием данного разнообразия. Дети группируют предметы по величине, затем по форме и, в конечном счете, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Например, в первую очередь выполняется группировка предметов с резко разнообразными сенсорными свойствами (формы или цвета, потом с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на этом занятии единственно новым. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений. Принимая во внимание, что сенсорное воспитание планомерно и систематически должно включать все моменты жизни ребенка, в нашей группе составлен и систематизирован комплекс игровых упражнений по сенсорному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В комплекс упражнений включены такие разделы: соматогностическая функция (восприятие тела, моторика рук, зрительное восприятие, дыхательные упражнения, артикуляция и массаж лицевых мышц, психогимнастика, пространственные представления, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, слуховое восприятие. В начале каждого раздела для удобства составлено что-то вроде пояснительной записки, где кратко изложена основная цель упражнений данного раздела. А также в самом начале комплекса помещены рекомендации по применению этих упражнений. При проведении всевозможных упражнений и игр знакомим и продолжаем знакомить детей с предметами и их свойствами с помощью различных органов чувств: зрительное восприятие, слуховое, обоняние, вкусовые качества и т. д. При помощи вкусовых качеств дети определяют, из чего приготовлен салат, натуральный сок, чем овощи, фрукты и ягоды отличаются друг от друга: по цвету, форме, свойству, вкусу. Развивать восприятие мира у детей через запахи, формировать способность различать различные ароматы помогают такие игры, как «Секреты бабушки», «Ароматы природы», «Чем пахнут ремесла», «Волшебные шарики». В одном ряду с играми, в которых дети определяют вкусовые качества и развивают обоняние, применяем дидактические игры на определение звуков и шумов, развивая у детей слуховое восприятие. Основной целью таких игр является открытие для ребенка особого мира звуков, делая их привлекательными, важными, говорящими о чем-то значительном. Большую часть игр проводим в виде загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Рассматривая предмет, ребенок сравнивает зрительные и осязательные впечатления; с помощью рук он ощупывает его поверхность (твердое, мягкое, шероховатое и т. п.) Все эти качества дети усваивают через следующие игры: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Липкие материалы», «Различные поверхности», «Формы», «Горячо-тепло-холодно». Большое значение имеет сенсомоторное развитие ребенка, которое заключается в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры обладают огромным развивающим потенциалом, потому что дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. В своей работе мы применяем игры, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Делая упор на главные дидактические игры, такие как «Собери бусы», «Шнуровка», и игры с геометрическими фигурами, видоизменяем их оборудование, делаем дидактические игры привлекательнее и интереснее для детей. В частности, вместо бусинок в игре «Собери бусы» применяем трубочки, которые делаем из футляров фломастеров одинаковых и разных цветов. В игре со шнуровкой, название которой «Прошнуруй картинку», применяем свой дидактический материал. Одна из любимых детьми игр - «Кто в теремочке живет?». С учетом быстрой утомляемости детей и их легко возникающего и легко пропадающего интереса к разнообразным предметам, важно проводить некоторые дидактические игры с элементами подвижных игр, временами группируем их в одно целое, развивая сюжет. Работа с детьми по такой системе способствует действенному сенсорному развитию детей, что показывают итоги их обследования, к примеру, повышение показателей уровня знаний геометрических фигур, цвета и величины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_printsipy_sensornogo_vospitaniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

«Принципы и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

     Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому сенсорное образование - это одна из главных сторон дошкольного образования.

   Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми другими разделами работы. Например, удачная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов достижима при наличии конкретного уровня физического развития ребенка. В частности, это относится к развитию движений руки при исполнении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач выступает важным условием умственного воспитания, которое осуществляется в ходе предметной деятельности. Детям нравятся действия с яркими игрушками различной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера становятся на этом возрастном этапе основными.

На занятиях по сенсорному развитию детей приучают выполнять элементарные трудовые поручения: относить индивидуальный материал на стол воспитателя и складывать его. Педагог следит за тем, чтобы дети делали это тихо, не отвлекая тех, кто еще не справился с заданием.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством подготовки дидактического материала. Чистые цветовые тона (цвета радуги, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий доставляют детям радость, содействуют накоплению сенсорных представлений на уровне их предэталонного значения.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Например, перед тем как предложить детям рисовать красками на тему «Листочки деревьев», следует поставить в воду срезанные ветки и дождаться, чтобы почки распустились. Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу» может проводиться после наблюдения весенней лужайки с яркими одуванчиками. Рисованию на тему «Огоньки ночью» должно предшествовать наблюдение за освещенными окнами домов.

Значительным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов выступает принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение заданий от элементарных заданий на группировку однородных предметов по разным сенсорным качествам, к соотнесению неоднородных предметов по величине, форме, цвету и дальше к учету данных признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принцип последовательности обуславливает знакомство детей вначале с достаточно осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать посредством ощупывания, а уж затем с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна лишь в плане зрительного восприятия.

Учтено также последовательное знакомство детей прежде всего с резко разнообразными свойствами предметов (круглой — квадратной формой, красным — синим цветом, потом с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).

К существенному принципу организации процесса обучения относится систематичность. На этапе дошкольного детства усвоение знаний, наравне с формированием умений, необходимо проходить систематически.

Специального внимания требует вопрос о повторности занятий: периоду дошкольного детства свойственно необычайно быстрые темпы развития, и к каждому возрастному микропериоду нужно подходить дифференцированно. Занятие на повторение не может быть всецело тождественным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Однако не следует думать, что при обучении детей не требуется повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале, который обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

Предварительно детям даются задания на группировку предметов, которому посвящается ряд занятий на разном материале с постепенным нарастанием данного разнообразия. Дети группируют предметы по величине, затем по форме и, в конечном счете, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Например, в первую очередь выполняется группировка предметов с резко разнообразными сенсорными свойствами (формы или цвета, потом с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на этом занятии единственно новым. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Принимая во внимание, что сенсорное воспитание планомерно и систематически должно включать все моменты жизни ребенка, в нашей группе составлен и систематизирован комплекс игровых упражнений по сенсорному развитию для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В комплекс упражнений включены такие разделы: соматогностическая функция (восприятие тела, моторика рук, зрительное восприятие, дыхательные упражнения, артикуляция и массаж лицевых мышц, психогимнастика, пространственные представления, осязание, обоняние, вкусовое восприятие, слуховое восприятие. В начале каждого раздела для удобства составлено что-то вроде пояснительной записки, где кратко изложена основная цель упражнений данного раздела. А также в самом начале комплекса помещены рекомендации по применению этих упражнений.

При проведении всевозможных упражнений и игр знакомим и продолжаем знакомить детей с предметами и их свойствами с помощью различных органов чувств: зрительное восприятие, слуховое, обоняние, вкусовые качества и т. д. При помощи вкусовых качеств дети определяют, из чего приготовлен салат, натуральный сок, чем овощи, фрукты и ягоды отличаются друг от друга: по цвету, форме, свойству, вкусу. Развивать восприятие мира у детей через запахи, формировать способность различать различные ароматы помогают такие игры, как «Секреты бабушки», «Ароматы природы», «Чем пахнут ремесла», «Волшебные шарики». В одном ряду с играми, в которых дети определяют вкусовые качества и развивают обоняние, применяем дидактические игры на определение звуков и шумов, развивая у детей слуховое восприятие. Основной целью таких игр является открытие для ребенка особого мира звуков, делая их привлекательными, важными, говорящими о чем-то значительном. Большую часть игр проводим в виде загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Рассматривая предмет, ребенок сравнивает зрительные и осязательные впечатления; с помощью рук он ощупывает его поверхность (твердое, мягкое, шероховатое и т. п.) Все эти качества дети усваивают через следующие игры: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Липкие материалы», «Различные поверхности», «Формы», «Горячо-тепло-холодно».

Большое значение имеет сенсомоторное развитие ребенка, которое заключается в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры обладают огромным развивающим потенциалом, потому что дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. В своей работе мы применяем игры, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. Делая упор на главные дидактические игры, такие как «Собери бусы», «Шнуровка», и игры с геометрическими фигурами, видоизменяем их оборудование, делаем дидактические игры привлекательнее и интереснее для детей. В частности, вместо бусинок в игре «Собери бусы» применяем трубочки, которые делаем из футляров фломастеров одинаковых и разных цветов. В игре со шнуровкой, название которой «Прошнуруй картинку», применяем свой дидактический материал. Одна из любимых детьми игр - «Кто в теремочке живет?».

С учетом быстрой утомляемости детей и их легко возникающего и легко пропадающего интереса к разнообразным предметам, важно проводить некоторые дидактические игры с элементами подвижных игр, временами группируем их в одно целое, развивая сюжет.

Работа с детьми по такой системе способствует действенному сенсорному развитию детей, что показывают итоги их обследования, к примеру, повышение показателей уровня знаний геометрических фигур, цвета и величины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста

В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической и...

Общие принципы и методы закаливающих процедур детей дошкольного возраста .

Попробуем разобраться, почему именно дети нуждаются в правильной системе закаливания и что должны знать и делать взрослые, чтобы укрепить здоровье детей. Чтобы правильно закаливать ребенка, родители д...

Статья "Методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Методы музыкального воспитания представляют собой разнообразные способы руководства процессом музыкаль­ного воспитания....

Статья "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает...

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста статья

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.Я – начинающий воспитатель. Это – мой выбор, это -  часть моей интересной и большой жизни. Я счастлива от того, что приношу пользу людя...