Дополнительная общеразвивающая программа для детей "Шахматная азбука" 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Шелудько Надежда Николаевна

В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта. Шахматы – прекрасный и волшебный мир!

Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющимися поток разнообразных знаний в детские умы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

Раздел 1

Введение ………………………………………………………………….............3

1.1. Пояснительная записка………………………………………………….......4

1.2. Актуальность…………………………………………………………………5

1.3. Практическая значимость программы………………………………………6

1.4. Педагогическая целесообразность …….........................................................6

1.5. Направленность дополнительной образовательной программы………….7

1.6. Отличительные особенности данной дополнительной     общеобразовательной программы ………………………………………………7

1.7.  Цель и задачи программы …………………………………………………..8

1.8.  Участники программы……………………………………………………....8

1.9. Возрастные особенности детей ……………………………………………..8

Раздел 2

Организационно - педагогические условия

2.1. Режим, форма  и объем занятий…………………………………………  9

2.2. Методы и приемы………………………………………………………….10

2.3. Структура и форма занятий ………………………………………………10

 2.4. Ожидаемые результаты…..………………………………………………10

Раздел 3

3.1. Учебный план……………………………………………………………..11

3.2. Календарный учебный график……………………………………………11

3.3. Методическое обеспечение программы…………………………………15

3.4. Литература ………………………………………………………………...16

Раздел 1

Введение

В жизни каждого ребёнка непременно наступает время выбора своего вида спорта. Шахматы – прекрасный и волшебный мир!

Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющимися поток разнообразных знаний в детские умы.

Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления. Игра является неотъемлемой формой деятельности ребёнка-дошкольника, это средство самовыражения и моделирования социальных отношений.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.

В работе воспитателей дополнительного образования на передний план выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков - сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в шахматы даёт возможность человеку реализовать врождённую потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека.

Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. В этом войске есть главный - король. Его помощники - ферзь (учёный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня, слоны, кони и маленькие пешки.

Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.

Данная дополнительная образовательная программа по шахматам направлена на развитие интеллекта личности ребёнка дошкольного возраста, обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

1.1. Пояснительная записка

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства. 

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». 

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. 

1.2 Актуальность

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.

Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день.  Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

1.3. Практическая значимость программы

Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней, зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

1.4.  Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

1.5. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа ориентирована на обучение детей игре в  шахматы в возрасте от 5 до 6 лет и рассчитана на 1 год.

Она разработана на основе обязательного минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Работа шахматного кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса.

Программа кружка «Пешечка» разработана и реализуется на основании нормативно – правовых документов:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г.

 N 196)

4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

5. Устав МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6»

1.6  Отличительные  особенности  программы

Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Пешечка» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное  значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

1.7  Цель и задачи программы

Цель программы:  Ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шахматы. 

Задачи: 
1. Формировать отношение к игре в шахматы как к интеллектуальному досугу в семье и детском саду, представление о правилах игры.
2. Обучать простым комбинациям и ходам. 
3. Учить ориентироваться на плоскости, производить расчеты на несколько ходов вперёд. 
5. Приобщать детей к спортивно – творческой игре.
6. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю.

1.8.  Участники программы:

 Участниками программы являются дети дошкольного возраста (5-6 лет),  

 количество в группе – 12 дошкольников

1.9.  Возрастные особенности детей 5- 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка  собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется  желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться  память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения  предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки;  форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко  выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и  переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Объем внимания составляет в начале года 5-6 объектов, к концу года – 6-7.

В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5-6 объектов. Объем слуховой  вербальной памяти составляет 5-6 слов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о

цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут

изменяться.  Однако начинают формироваться операции логического

сложения умножения классов. Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и  малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по

цвету. Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение. Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные  объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии.

Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность  сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся  историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

Раздел 2

2.1.   Режим и формы занятий. 

Основная форма работы – обучающие и развивающие занятия в группе, проводятся 2 раза в неделю в соответствии с учебно-тематическим планом.

Групповые упражнения дают детям навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. Ведущим методом работы является игра.

Программа предполагает проведение 1занятия в неделю в соответствии с учебно-тематическим планом.

Продолжительность каждого занятия: 25 минут. Объем – 58 часов в год.

2.2  Методы и приемы.

Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.

Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

2.3  Структура  и форма занятий

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов. 

Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шахматами дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Ha каждом  занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

2.4  Ожидаемые результаты

- знание названий шахматных фигур;
- знание и выполнение правил шахматной игры;
- правильно расставлять шахматные фигуры перед игрой;
- умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- умение решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- умение преодолевать волнение перед игрой
- умение общаться и договариваться со сверстниками.

Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, апрель) в виде диагностики.

Оценочные и методические материалы: шахматные турниры, решение задач

Раздел 3

3.1.  Учебный план

Название услуги

Вид занятий (групповые или индивидуальные)

Возраст детей

Кол-во учебных часов в неделю на одну группу

Кол-во недель освоения программы

Всего часов на одну группу

Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматная азбука»

групповые

5-6 лет

2

32

58

3.2  Содержание занятий

Календарный учебный график (октябрь - май)

 

№ п/п

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Формы работы

1

Октябрь

1-2  «В стране шахматного королевства»

Познакомить детей с шахматной

игрой, способствовать развитию

интереса к шахматной игре.

3-4 «Знакомство с шахматными

фигурами»

Познакомить детей с шахматными  фигурами. Прививать интерес к игре с шахматами

5-6 «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок») Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в  ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать

интерес к игре с шахматными

фигурами.

7-8 «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка»)

Продолжать закреплять знания

детей о шахматных фигурах.

Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью  дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

2

2

2

   

 2

Самостоятельные игры с

шахматными фигурами

Д/и “Большая и

маленькая», “Что

общего?” «Найди

фигуру», «Угадай-ка»,

«Кто быстрее».

Д/и «Чудесный

мешочек», «Белые и

черные», «Снежный

ком», «Какой фигуры не

стало»

Д/и «Угадай-ка», «Кто

быстрее», «Прятки»,

«Чудесный мешочек».

3

Ноябрь

1-2 «Начальное положение»

Познакомить детей с новыми

понятиями: «начальное положение  или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет».

3-4 «Шахматная доска»

Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

5-6 «Начальное положение» Закрепить материал посредством

дидактических игр-заданий.

7-8  «Тренировочные позиции»

Развивать память, внимание,

мелкую моторику, воспитывать

усидчивость.

2

2

2

2

Д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее

расставит»

Наблюдение, игровые ситуации

Работа с диаграммой:

закрась фигуры, найди

ошибку в расстановке,

д/и «Какой фигуры не

стало?»

4

Декабрь

1-2 «Начальное положение» (итоговое)

Продолжать знакомить детей с

начальной расстановкой фигур.

Закрепить материал посредством

дидактических игр-заданий.

3-4 «Волшебная доска» Формировать навык самоконтроля

5-6 «Шахматная доска и фигуры». Познакомить детей с новыми понятиями: шахматная доска, белые, черные поля, чередование белых, черных полей, центр шахматной

доски, шахматные поля квадратные.

7-8 «Тренировочные позиции». Развивать внимательность.

Воспитывать усидчивость.

2

      2

2

     2

Д/и «Путаница», «Да и нет», блиц опрос по

пройденным темам, работа с раскрасками

«Выложи шахматную

дорожку», раскрасить

шахматное поле, на диаграмме обозначить

центр с помощью

символов

Игровые ситуации

5

Январь

 1-2 «Волшебная доска»

Продолжать знакомить с шахматной  доской. Познакомить с понятиями:

горизонталь, вертикаль. Упражнять  в счете до 8 Закрепить материал

посредством дидактических игр-

заданий. Воспитывать бережное

отношение к вещам.

3-4 «Волшебная доска»

Познакомить с новым понятием:

диагональ. Упражнять в умении

сравнивать линии по длине.

Повторить понятия: горизонталь,

вертикаль. Воспитывать

самостоятельность при выполнении

заданий.

2

2

Выкладывание фишками

шахматную дорожку –

вертикаль, горизонталь.

Выкладывание фишками

шахматную дорожку –

вертикаль, горизонталь.

6

Февраль

1-2 «Волшебная доска» (итоговое)

Продолжать учить детей

ориентироваться на шахматной

доске, находить и показывать

горизонталь, вертикаль, диагональ.

3-4 Упражнять в счете до 8.  Воспитывать бережное отношение к  вещам.

5-6 Шахматная фигура «Ладья»

Познакомить детей с шахматной

фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям, вертикалям.

 7-8 Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность при

выполнении заданий.

2

2

     2

2

Раскрасить шахматные

дорожки, (1-ю

горизонталь, самую

длинную диагональ и т.

д.), д/и «Диагональ,

«Вертикаль»,

«Горизонталь», «Центр»

Работа с диаграммами,

слепить шахматную

фигуру ладья,

«Лабиринт».

Игры с

шахматными фигурами.

Игровые ситуации

7

Март

1-2 Шахматная фигура «Ладья»

Продолжать знакомить детей с

шахматной фигурой «ладья», новым понятием «взятие».

3-4 Закрепить знания детей о фигуре ладья посредством дидактических игр.

5-6 Шахматная фигура «Ладья»

(игровая практика)

Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной

доске.

7-8 Тренировочные позиции. Учиться  предвидеть события на шахматной

доске на один ход вперед.

Воспитывать доброжелательные

отношения в игре.

2

2

2

     2

Игра на «уничтожение»

(ладья против ладьи, две

ладьи против одной, две

ладьи против двух), д/и

«Цепочка».

Дидактические задания и

игры “Перехитри

часовых”, “Один в поле воин”,

ДИ “Кратчайший

путь”.

Игровые ситуации

8

Апрель

1-2 Шахматная фигура «Ладья»

Закрепить полученные знания детей о фигуре «ладья», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «ладья». Воспитывать усидчивость.

3-4 Рисование «В шахматном королевстве»

Побуждать детей к

самостоятельному созданию

художественного образа.

5-6 «Шах и мат». Сформировать представление о комбинациях шах и мат.

7-8 Тренировочные позиции. Отработать полученные навыки, полученные на предыдущих занятиях.

2

   2

    2

   

 

    2

«Загадки шахматной

шкатулки», игры и упражнения в паре.

Игры с шахматными

Фигурами

Самостоятельные игры с

шахматными фигурами

Игровые ситуации

9

Май

1-2 «Шахматный досуг»

Закрепить знания детей о

шахматной игре, развивать интерес  к играм

соревновательного

характера, воспитывать интерес к  шахматной игре.

3-4 Спортивные соревнования по командам

5-6 До свидания, шахматная страна!

2

2

2

Беседы, наблюдения

Игры с шахматными фигурами

Вручение грамот участникам и победителям.

Всего: 58 часов

3.3 Материально- техническое и методическое обеспечение реализации Программы:

 

Оборудование кабинета:

-  5 столов

-  10 стульев

-  дидактические игры для обучения игре в шахматы

-  мольберт

- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии)

-  настольные шахматы, шашки

-магнитная шахматная доска

3.4 Литература.

1.Петрушина Н. «Шахматный учебник для детей»-Ростов-на-Дону «Феникс-Т», 2019

2.  Сухин И. «Шахматы. Полный курс для детей. Тренажер по правилам игры и развитию логического мышления»- М:Издательство АСТ, 2016

3.Гришин «Малыши играют в шахматы» - М: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...