Рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста ценностей семьи
статья

Семейные ценности – это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение и представляют собой основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила педагог-психолог МБДОУ

г. Иркутска д/с №58 Кретова Н.Ю.

Рекомендации по формированию у детей дошкольного возраста

ценностей семьи

Семейные ценности – это обычаи, традиции, нормы поведения и взгляды, которые передаются из поколения в поколение и представляют собой основополагающие принципы, на которых строится вся жизнь семьи. Сложившийся в детстве образ семьи во многом будет определять морально-ценностные установки в отношении своей собственной семьи у ребенка во взрослом возрасте.

Педагоги выделяют три структурных компонента формирования семейных ценностей у детей:

  • когнитивный (создание образа семьи, представления о ней),
  • эмоционально-мотивационный (эмоции, чувства, отношения, побуждения относительно членов семьи, переживание благополучия или неблагополучия в семье),
  • поведенческий (действия и поступки по отношению к семье, ориентация ребенка на будущую семейную жизнь).

Эти компоненты можно предложить родителям в качестве структурной основы формирования семейных ценностей детей дошкольного возраста.

1. Создание у ребенка образа семьи, представления о ней.

В содержание этого компонента входят: представления о доме, семейном укладе, семейных ролях, отношениях, семейных традициях.

Для        формирования        у        ребенка        представлений        о        семье родители        могут использовать следующие методы и средства совместной деятельности с ребенком:

  • картинки о семье, из которых можно составить историю,
  • рисунки «Моя семья», «Моя будущая семья», «Мой дом»,
  • совместные с родителями просмотры детских фильмов или мультфильмов о семье, чтение сказок;
  • своеобразная «программа» формирования у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике;
  • - ознакомление детей с пословицами, запечатлевшими народную мудрость относительно проблем семейных отношений и воспитания;
  • построение пространства семьи на песочном поле с помощью моделей и фигур,
  • составление фигур членов семьи из разноцветных геометрических фигур,
  • чтение рассказов и сказок о семье;
  • сочинение сказочных историй о семье;
  • совместное с ребенком написание семейных правил, запретов, привычек, которых придерживаются все члены семьи;
  • беседа с детьми о семейных ролях;
  • обсуждение семейных традиций;
  • формирование понятийного поля: толкование слов и словосочетаний «семья», «родственники», «родословная» с помощью аналогий, легенд, мифов, сказок.

2. Эмоционально-мотивационный компонент формирования семейных ценностей.

Этот компонент включает: преимущественный фон настроения в семье, чувство эмоционального комфорта/дискомфорта, переживания ребенком оценки его действий, отношений к нему, чувство доверия/недоверия, чувство эмпатии.

Формирование ценностного образа семьи возможно только при наличии в семье положительного фона настроения, вызывающего у ребенка чувство эмоционального комфорта. Однако не всегда родители знают, как создавать, а главное поддерживать проявления этих эмоций в семье. Очень многое зависит от модели семейного общения.

Для воспитания у ребенка эмоционально-мотивационного компонента формирования ценности семьи лучше всего подходят ролевые игры, которые можно организовать дома. Вы можете организовать проигрывание проблемных или конфликтных семейных ситуаций, игры, которые показывают пример бесконфликтных ситуаций, игры по сценариям семейных праздников и проч.

В процессе ролевой игры ребенку важно побыть в разных ролях, чтобы почувствовать мотивы каждого члена семьи. Например, при решении проблемной ситуации можно предложить ребенку поменяться ролями с кем-либо из членов семьи. Наиболее эффективно этот метод действует, если проигрывается аналогичная ситуация, происходящая в воображаемой семье животных или сказочных героев.

В дошкольном возрасте у детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая» - «плохая» семья.

  1. Поведенческий компонент формирования семейных ценностей ребенка.

Этот компонент определяет установки, намерения и действия ребенка по отношению к членам семьи, его участие в совместных семейных делах, оказание помощи по дому, закладывает основу поведения и межличностных отношений в будущей семье.

В формировании поведенческого компонента большую роль играет механизм подражания. Ребенок подсознательно перенимает модели поведения взрослых – способы наказания и поощрения, отношение к старшим, взаимное уважение, модели женского и мужского поведения и т.д. Учитывая механизм подражания, родителям необходимо рефлексировать и корректировать свои семейные отношения и действия.

Методы и средства формирования поведенческого компонента:

  • проигрывание отдельных сюжетов, содержащих семейные ситуации, через кукольный театр;
  • игры-драматизации семейных сцен;
  • ролевые игры (девочки, как правило, выбирают себе роль мамы, которая заботится о своих детях, мальчики – воспроизводят профессию своего папы;
  • обсуждение сценариев семейных праздников;
  • изготовление подарков для членов семьи,
  • семейные дуэты (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах);
  • семейные спектакли-представления;
  • создание альбома «Моя семья», куда помещаются: фотографии членов семьи, фотогалерея семейных событий с комментариями, страничка семейного юмора, продукты творчества (рисунки, стихи и проч.),
  • создание семейного музея (история семьи, реликвии, фотографии и т.п.);
  • домашняя кулинария (совместное с родителями изготовление «фирменного» блюда; самостоятельное приготовление ребенком собственного блюда);
  • ведение домашнего хозяйства (может проигрываться в ролевых играх, кукольных спектаклях или ребенок может иметь отдельное поручение по дому, выполнение которого оценивается родителями);
  • создание семейных поведенческих ритуалов (особой формы приветствий, прощаний, способов поведения и взаимодействия внутри семьи);
  • семейные традиции (еженедельное приведение в порядок личных дел, уборка по дому, обсуждение событий прошедшего дня, загадки, шарады, рифмование слов во время вечернего чая, слушание музыки и т.п.).

В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт семьи, которая направлена на упрочнение взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и детьми. Благодаря традициям, ребенок идентифицирует себя в семье, а традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендациипо экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье  .Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общ...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВОВ УЧЕНИЯ.

Материал содержит рекомендации по формированию мотивов учения у детей дошкольного  возраста....

Методические рекомендации по укреплению здоровья детей дошкольного возраста в семье.

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в семье

Первое, что важно помнить, обдумывая стратегию «экономического» воспитания ребенка - это взаимосвязь общего стиля воспитания и частных вопросов. Обладание «имуществом» развивает в детях чувство ответ...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,...

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность

Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового и безопасного образа жизни через проектную деятельность...