Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Красная книга Алтайского края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Самохвалова Марина Николаевна

Дать детям представление о Красной книге, создать условия для ознакомления с некоторыми редкими животными и птицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._krasnaya_kniga_altayskogo_kraya.docx786.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «КАРУСЕЛЬ» ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

        

КОНСПЕКТ

занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы №7 «Барбоскины»

Тема: «Красная книга Алтайского края»

                                                                               

                                                              Выполнила:

                                                                          Самохвалова М.Н.,

                                                              воспитатель

                                                                                   

Новоалтайск-2023

Цель: Дать детям представление о Красной книге, создать условия для ознакомления с некоторыми редкими животными и птицами.

Задачи:

-сформировать представление у детей о возникновении «Красной книги», с какой целью она была создана.

- развивать у детей познавательный интерес о растениях и животных, которые занесены в Красную книгу Алтайского края.

-воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому.

Предварительная работа: проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений.

Словарная работа: Красная книга

Материалы и оборудование: телеграмма, слайды с изображением редких и исчезнувших животных и растения, Красная Книга, аудиозапись «Звуки леса».

Вводная часть

Воспитатель: ребята, сегодня утром по дороге в наш детский сад я встретила почтальона, который передал для вас необычную телеграмму от Красной Шапочки. (показ телеграммы)

Воспитатель: ребята, кто такая Красная Шапочка?

Дети: Девочка из сказки, которая живет в лесу.

Воспитатель: молодцы! А как называется эта сказка?

Дети: сказка «Красная Шапочка».

Воспитатель: послушайте, что написала нам Красная шапочка? (чтение телеграммы)

«Внимание! Внимание! Я живу в лесу, везде хожу и все вижу. У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать тогда? О Красной Книге помните друзья всегда!»

Воспитатель: ребята, как вы думаете, о какой беде нам пишет Красная шапочка?

Дети: могут исчезнуть животные и растения.

Воспитатель: почему это может произойти, как вы думаете?

Дети: истребление животных, уничтожение растений.

Воспитатель: о какой книге говорится в телеграмме?

Дети: о Красной.

Воспитатель: как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?

Дети: потому, что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения.

Воспитатель: правильно, красный цвет обозначает – опасность.

Воспитатель: я хочу вас сегодня познакомить с такой книгой. 

(показ слайда) 

Красная книга – это сигнал SOS, который подают нам растения и животные. Ребята, сегодня я вам расскажу, о том, как появилась Красная книга.

Раз, два, три, четыре, пять – мы отправимся гулять.

А куда? Угадайте загадку, друзья.

Мы отправимся туда, где зеленая трава,

Для зверей, здесь дом родной,

А мы лишь гости здесь с тобой.

Дети: в лес.

Воспитатель: да, я предлагаю вам отправиться в лес.

Звучит аудиозапись «Звуки леса»

Основная часть

Воспитатель: вот мы с вами и оказались в лесу. Богат русский лес деревьям, травами и животными. Многие растений обладают волшебными свойствами. Как называются такие растения?

Дети: лекарственные.

Воспитатель: а вы знаете, что в лесу живет много разных животных? Какие животные живут в лесу?

Дети: волки, лисы, медведи.

Воспитатель: но многие растения и животные стали сегодня редкостью. Как вы думаете, почему?

Дети: потому, что их в природе осталось очень мало.

Воспитатель: правильно, а некоторые и совсем исчезли. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа. Поэтому решили, что растения и животных необходимо охранять. Ученые создали специальную книгу - Красную Книгу. C:\Users\User\Desktop\c703bae6a0e86b0786eb55e46d123487.jpeg

Воспитатель: Красная книга очень большая, потому что в ней записаны все исчезающие животные, растения, птицы всей страны.

Воспитатель: страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страниц можно сказать, в каком положении находится тот или иной вид животного или растения.

Каждая страница книги имеет свой цвет.

Воспитатель: как вы считаете, почему эти страницы черного цвета? 

Дети рассуждают и предполагают

Воспитатель: черный цвет означает, что эти растения и животные уже вымерли и мы их никогда не увидим.C:\Users\User\Desktop\47e5d849-dc00-5d5e-87f0-6d9dcfb52cab.jpg

Воспитатель: эти страницы красного цвета. Почему? 

Ответы детей Воспитатель: красный цвет - редкие и исчезающие животные и растения.

Воспитатель: эти - желтые. Почему? 

Ответы детей

Воспитатель: желтые страницы, это животные и растения, количество которых быстро снижается.

Воспитатель: эти страницы белые. Почему? 

Ответы детей

Воспитатель: белые страницы- те животные и растения, численность которых всегда была невелика.

Воспитатель: страницы серого цвета нужны зачем? 

Ответы детей

Воспитатель: на серых страницах те животные и растения, которые мало изучены, места их обитания труднодоступны.

Воспитатель: в книге остались еще зеленые страницы. Как вы думаете какие животные и растения изображены на них? 

Ответы детей

Воспитатель: на зеленых страницах те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

Давайте познакомимся с некоторыми животными и растениями Алтайского края, которые внесены в Красную книгу.

Воспитатель показывает изображение Черного аиста. C:\Users\User\Desktop\6.jpg

Воспитатель: ребята, как называется эта птица?

Дети: аист.

Воспитатель: правильно. Это чёрный аист. Очень редкая птица. Прилетает он к нам из Южной Африки в конце апреля. После прилёта аисты чинят свои гнёзда, устилают их мхом, травой и откладывают от двух до шести яиц. Охота на чёрных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

Воспитатель: отгадайте загадку и узнаете, про какое животное из Красной книги мы сейчас узнаем.

Не бабочка, а летает?

Носик пятачком, а не свинка?

У неѐ порядок свой:

Днѐм – поспать вниз головой,

Ну, а ночью же - резвиться.

Хоть летает, но не птица

Летает по двору- ловит мошкару.

                  (Летучая мышь) (Изображение на экране) C:\Users\User\Desktop\Bechsteins-Front-Ian-Davidson-Watts-2005-e1403884017530.jpg

Воспитатель: это Ночница остроухая, она занесена в Красную книгу Алтая. У многих людей летучие мыши вызывают страх, хотя это безобидные животные. Они -природные санитары, помогают растениям справиться с бедой. Как вы думаете, как?

Ответы детей

Воспитатель: летучие мыши спасают урожай от гибели. Они поедают насекомых, причем всех подряд. Но больше всего от нее достается комарам, которых вы, ребята, ох как не любите! За один час летучая мышь может съесть 200 комаров.

Интересный факт: Травоядная летучая мышь пьѐт нектар с помощью своего необычно тонкого и длинного языка.

Воспитатель показывает изображение снежного барса. C:\Users\User\Desktop\1670540339_8-kartinkin-net-p-kartinki-snezhnogo-barsa-krasivo-8.jpg

Воспитатель: а это животное - Ирбис – снежный барс. Живет в горах, его вечные соседи – копытные животные, именно на них он и охотится. В редких случаях снежный барс нападает на домашних животных, но только тогда, когда сильно голоден. Мясо домашних животных не является деликатесом для барса. А так в пищу идут и яки, и мыши.

Барс достаточно коварен. Неслышно подползает к добыче, огромный полёт-

прыжок высотой до шести метров, и — бросок на добычу. Охотиться животные предпочитают ночью.

Ирбисы – прилежные родители. Потомство воспитывают вместе. В апреле-июне у самок ирбисов появляются детёныши. Барсята-малыши растут быстро, первые дни они копошатся, прижавшись друг к другу. Лежат барсята не на земле, а на подстилке из мягкой шерсти, эту шерсть мать заранее нащипывает у себя на брюхе. Двухмесячные детёныши уже выходят из своего логова. Они с удовольствием принимают солнечные ванны, вместе с родителями катаются с горок.

Воспитатель показывает изображение майского ландыша. 

Воспитатель: Скажите, а кто знаком с этим цветком? Как он называется?C:\Users\User\Desktop\original.jpg

Дети: Ландыш.

Воспитатель: Ландыш майский — настоящее чудо природы — нежное и прелестное. Это удивительный цветок занесен в Красную книгу не случайно. Чтобы получить цветок ландыша из семени, необходимо семь лет.

Этих животных и растения в наших краях берегут и охраняют. Если вы увидите в лесу это животное или растение, помните об этом!

Физкультминутка «Мы шагаем в лес».

Мы все в лесу, и мы друзья, (шагаем)

И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)

Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)

И каждый встрече с нами рад (киваем головой)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)

А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)

Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)

Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).

Воспитатель: ребята, а вы хотите помочь родной природе не исчезнуть на земле?

Дети: да!

Воспитатель: а как мы это можем сделать?

Дети: соблюдать правила поведения в природе.

Воспитатель: а давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которой мы вспомним правила поведения в природе. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».

• В лесу шуметь (запрещается)

• Оставлять мусор в лесу (запрещается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)

• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)

• Рвать букеты цветов (запрещается)

• Ходить только по тропинкам (разрешается)

• Ломать деревья и ветки (запрещается)

• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)

• Разжигать костры в лесу (запрещается)

• Сажать деревья (разрешается)

• Беречь лес от пожара (разрешается)

• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)

• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)

• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)

• Разорять муравейники (запрещается)

• Разрушать грибницы (запрещается)

Воспитатель: молодцы! А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

Дети: охранять и беречь их, чтобы они не исчезли.

Воспитатель: ребята, предлагаю вам сделать свою Красную книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Когда мы вернемся в группу, мы подберем цветные странички для нее, а когда мы будем узнавать об редких растениях или животных, мы будем заполнять их. Пригласим Красную шапочку в группу и расскажем ей, что мы будем беречь и охранять природу, и беда в лесу не случится. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

Воспитатель: а теперь пришла пора возвратиться нам из леса друзья. По тропинкам мы гуляли. (Ходьба по кругу. Останавливаются) и вернулись в детский сад.

Заключительная часть

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие? О чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего запомнилось? Нужно ли охранять природу? Почему?

Наше занятие закончено. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в Азию. В краю рисовых полей»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Путешествие по паркам города Новоалтайска"

Занятие позволит расширить и систематизировать знания детей о скверах и парках родного города....

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "История возникновения города Новоалтайска"

Занятие способствует формированияю патриотических чувств на основе беседы о родном городе, об истории его возникновения....

Конспект занятия по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы "Такие разные жители города Новоалтайска"

Занятие способствует формированию представлений о России как о многонациональном государстве, но единой стране....