Конспекты занятий с целью воспитания добрых чувств у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия

Голубенко Светлана Васильевна

Предлагаю воспитателям 4 конспекта занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_s_tselyu_vospitaniya_dobryh_chuvstv.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю конспекты занятий для воспитателей детского сада с целью воспитания добрых чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста: «В мире доброты», «Надо ли уметь извиняться?», «В мире книг», «Мы не дадим обиде проснуться».

Занятие: «В мире доброты»

(старшая группа)

Цель. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека; совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Материал. Подвижная игра «Поменяйтесь местами»; зернышки (семечки), живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги, фломастер, детское платье.

Ход занятия

Ведущий (воспитатель). Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы понимаете, что такое доброта? (Ответы). Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко – добротя. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно!

Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети. О человеке, поступке, дне, вечере, пути.

Ведущий. Добрый человек…А если добрый, значит, он еще какой?

Дети. Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный…

Ведущий. А если человек недобрый, он какой?

Дети. Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый…

Ведущий. Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус? (Ответы) Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?

Дети. В поступках, действиях, чувствах человека…

Ведущий. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам. (Ответы). Легко ли быть добрым? (Ответы). Сережа прочтет нам стихотворение И. Тулуповой «Доброта», и с помощью стихов мы узнаем его мнение.

Ребенок.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий. Прекрасное стихотворение! Саша нам расскажет, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Ребенок.

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда –

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верно дорожу,

Люблю я всех ребят.

Ведущий.  Теперь немного поиграем. Поменяйтесь местами те, кто всегда приходит на помощь; заботится о близких и родных; равнодушен и безразличен к окружающим; всегда со всеми делится; обижает ребят, грубит маме, бабушке; всегда веселый и радостный; считает себя самым добрым.

Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Опишите!

Дети. Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с теплым взглядом…

Ведущий. Сейчас, сию минуту сможете вы друг другу подарить добро? Как это сделать?

Дети. Улыбнуться, посмотреть друг на друга ласковым взглядом, взяться за руки, признаться в хорошем настроении…

Ведущий. Подойдите, пожалуйста, к столу. Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер, маленькое детское платье.
Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

 Дети. Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку, платье подарить малышке или сестренке.

Ведущий. Молодцы! Доброта - это важное человеческое качество. Она нашла отражение во всех видах искусства: в поэзии, фильмах, музыке и, конечно, в песнях. Я знаю, что с нашими гостями вы хотите поделиться доброй красивой песней «Дорогою добра».

Занятие: «Надо ли уметь извиняться?»

(подготовительная к школе группа)

Цель. Углубить представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность; создать условия для деятельности, побуждающей к активному речевому общению; совершенствовать навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету; добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи.

Материал. Игры (по одной на каждом столе).

Ход занятия

Ведущий (воспитатель). Дети, разделитесь на группы по пять человек. Каждая группа выберет любой стол, один из тех, на которых лежат игры. У них нет правил. Как играть? Вы должны вместе это дружно определить.

Дети самостоятельно придумывают правила игр.

Ведущий. Как вы думаете, надо ли просить прощения? Зачем?

Дети. Надо! Чтобы тебя простили и не обижались. Надо помириться, чтобы веселее было играть…

Ведущий. Как вы считаете, в каких случаях, и при каких обстоятельствах необходимо извиняться? За что надо извиняться?

Дети. За плохой поступок, за обидные, грубые слова: за то, что ты обманул или был невежливым.

Ведущий. Верно! Вы назвали немало случаев, когда необходимо извиняться. А вы оказывались в таких ситуациях? Расскажите о них, пожалуйста. (Рассказы детей).

Вы правильно сказали, что надо извиняться за ложь и обман. Почему? (Ответы). Докажите это, продолжив фразу: «За ложь надо извиняться, потому что…».

1-й ребенок. Если ты солгал один раз, второй раз тебе не поверят.

2-й ребенок. С обманщиком никто не дружит, не играет.

З-й ребенок. Лживых людей не уважают, их называют «врун», «лжец», «обманщик». Если ты солгал, необходимо извиниться как можно скорее! Но лучше никогда не лгать и всегда говорить правду.

Ведущий. Теперь рассмотрим такую ситуацию. Вы вошли в автобус, но не успели сесть, автобус тронулся с места, и вы нечаянно кого-то задели, толкнули или наступили на ногу…Что необходимо сделать?

Дети. Извиниться!

Ведущий. Докажите это, продолжив фразу: «Извиняться надо и тогда, когда кого-то нечаянно задел или толкнул, потому  что…».

1-й ребенок. Признаешься в том, что доставил неприятность случайно и жалеешь об этом.

2-й ребенок. Нужно снять обиду, напряжение…

3-й ребенок. Чтобы стало легче находиться вместе.

Ведущий. Что чувствует человек, перед которым извинились?

Дети. Ему приятно, что перед ним извинились.

Ведущий. И, как правило, он отвечает с улыбкой: «Ничего, ничего, пожалуйста. Ничего страшного!».

Задел я девочку плечом.

И закричал: «А я при чем?».

Но сосчитав до десяти, сказал:

«Ну, девочка, прости!»

Надо уметь извиняться, но при этом нельзя забывать, что делать это надо вовремя. Может случиться так, как произошло в одной истории.

«Дети направились на занятие в музыкальный зал. Игорь помчался вперед быстрее всех. И налетел впопыхах на воспитателя, чуть не сбил ее с ног. Валентина Михайловна остановила его и спросила:

- Что нужно сказать, Игорь?

- Здрасьте! – ответил он. И все засмеялись».

Почему ребята засмеялись.

Дети. Он перепутал слова, надо было извиниться. 

Ведущий. А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Поменяйтесь».

Поменяйтесь местами те, кто утром и вечером чистит зубы; всегда благодарит за подарок или услугу; съев конфету, фантик бросает на землю; никогда не обманывает и говорит только правду; приходит на помощь в трудную минуту; всегда извиниться, даже если сделает что-то нечаянно, ненароком.

Сейчас предлагаю вам игру «Я начну, а вы закончите».

- Зеленеет старый пень, когда услышит…добрый день.

- Растает даже снежная глыба от слова теплого…спасибо.

- Если тебя бранят за шалости, надо сказать,…прости, пожалуйста.

- Где бы ни были, на прощание мы говорим…до свидания.

В конце нашей встречи Миша расскажет историю, которую описал в своем стихотворении Николай Юсупов.

Пошел я гулять,

И в саду по привычке

Я дернул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать…

- Простите меня! – я шепнул виновато…

- Ступай! – улыбнулась. – Прощаю тебя!

«Простите»…Ура!

Убедился я снова,

Какое оно интересное слово.

Ведущий. Не забывайте эти удивительные и волшебные слова – извините, простите!

Занятие: «В мире книг»

(подготовительная к школе группа)

Цель. Продолжать приобщить детей к книжной культуре (расширять представления о разных видах книг, закреплять навыки бережного обращения с ними); прививать навыки культурного поведения (пропускать друг друга к стеллажам, вежливо передавать книгу, благодарить за услугу, обмениваться мнениями в доброжелательной форме); совершенствовать культуру речи (внимательно выслушивать советы, быть доброжелательными к суждениям других, вежливо отстаивать свою точку зрения).

Материал. Словари, энциклопедии, атласы, сказки, рассказы с эстетическим содержанием, книги необычной формы и т.д.

Ход занятия.

Воспитатель. Предлагаю вам загадку. Отгадаете ее – определите тему разговора.

Что за добрые друзья

Живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу, на полках

В переплетах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне,

Что происходит на земле!

Дети. Это книги.

Воспитатель.  Верно, это книги. Их очень много. Здесь на столе лежат знакомые вам книги. Присядьте и рассмотрите их. (Звучит музыка).

Кто знает, о чем эта книга В. Осеевой? (О волшебном слове).

Почему автор так ее назвал? (Волшебное слово разрешило все проблемы мальчика).

А какое это слово? (Пожалуйста). Какую силу оно имело? (Всегда помогало).

Кто подарил Павлику это удивительное волшебное слово? (Добрый старик).

А эта книга вам знакома? (Показывает книгу В. Драгунского «Тайное становится явным»). Поясните, что значит «тайное становится явным»? А может быть, надо было кашу вылить в ведро? Как поступаете вы, когда вам не хочется что-то делать? Что Дениска запомнил на всю жизнь? (Нельзя обманывать).

А в каких ситуациях вам Дениска больше нравится? (Ответы).

Почему автор (показывает книгу Агнии Барто «Вовка – добрая душа») называет Вовку доброй душой? (Он совершает добрые дела, всегда помогает, спешит на выручку).

Стали бы вы дружить с Вовкой? Почему? (Ответы).

Какие добрые слова вы сказали бы ему? (Ты добрый мальчик; чуткий; внимательный; заботливый; трудолюбивый, я хотел бы с тобой дружить…)

Люди называют книги друзьями. Почему? Чему они нас учат?  (Они о многом нам рассказывают, учат, воспитывают нас, чтобы мы стали внимательными, вежливыми, культурными…)

На этой полке книги, которые называют «кулинарные». Есть ли у вас дома такие книги? Кто ими пользуется? (Ответы).

О чем книги на этой полке? (О животных, насекомых, рыбах, растениях; в них много картинок, иллюстраций, фотографий). Вам интересно эти книги рассматривать? (Да). Кто сделал их яркими, красочными? (Художники).

Об этих книгах можно сразу сказать, что в них живут… сказки. Посмотрите, какие они нарядные! Со многими сказками вы уже знакомы. Здесь и народные, и авторские.

Есть у нас и необычные книги! Убедитесь в этом сами. (Дети рассматривают необычные книги – объемные книжки – малышки замысловатой формы, книжки с глазками, музыкальные, говорящие книги…).

Здесь энциклопедии, атласы, словари. Зачем нужны такие книги? (Они познавательные).

Найдешь ты книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах и зверях,

        Растениях и машинах. С.Маршак

Возьмите каждый по словарю. Присядем, чтобы было удобнее их рассматривать. (Звучит музыка). Отличаются они от тех, о которых мы только что говорили? (Да, в них нет картинок, рисунков…).

Словари – это собрание слов с пояснением и толкованием. Их составляют коллективы ученых, авторов. Вот, например, словарь Сергея Ивановича Ожегова. Он называется «толковый», потому что поясняет, толкует, дает точное, полное объяснение значений слов. В нем семьдесят тысяч слов. Например, мы хотим понять, что означает слово «атлас». Открываем страницу на букву А, находим слово и читаем…

Дети, о каком слове вам бы хотелось узнать? (Предложения детей).

Тридцать лет составлением словарей занимался Владимир Иванович Даль. Переписывал четырнадцать раз, чтобы они получились полными и содержательными. Они необходимы людям.

Словари, как и другие книги, разные по величине, объему. Одни в хорошем состоянии, а другие нуждаются в ремонте.

Вы знаете, как им помочь? Этому будет посвящена наша следующая встреча. Да, чуть не забыла. Вам пришло письмо с советами Мудрой Совы о том, как лучше вылечить, отремонтировать книгу.

- Помятую страницу можно разгладить теплым утюгом.

- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.

- Если у страницы оторван уголок, необходимо аккуратно подклеить треугольник белой бумаги.

- Разорванный книжный листок подклеивают полоской бумаги.

- Выпавший из книги лист нужно накрыть чистой бумагой, намазать аккуратно его край клеем, затем снять лист бумаги, а страницу вклеить на место.

- После подклейки обязательно положить книгу на несколько часов под груз, иначе листы покоробятся.

В конце дети читают стихотворение А.Маро «Друг».

Я не мог бы прожить

Без книги и дня.

Как вода, как еда,

Как бальзам для меня,

Как источник тепла и света

Для меня удивительна книга эта.

Занятие: «Мы не дадим обиде проснуться»

(старшая группа)

Цель. Помочь детям понять, что значит обида; проанализировать вместе с ними причины их обид (что является для детей самым обидным, почему больше всего они обижаются на тех, кто несправедлив); воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Материал. Сюжетные картинки с изображением «обидных» ситуаций.

Ход занятия.

Ведущий (педагог). Сейчас вы прослушаете небольшую историю и песню, которые помогут нам определить тему нашего разговора. (Звучит песня из мультфильма «Голубой щенок», муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина). Какая эта песня по характеру? (Унылая, печальная, грустная). Почему? (Никто не дружит со щенком). Какое состояние  щенка? Что он чувствует? (Он обижен, расстроен, печален). Кто обидел щенка? (Он одинок оттого, что не такой, как все, не такого цвета его шерсть). А что может обидеть человека? (Несправедливость, ложь, неуважительное обращение, грубое слово). Можно обиду потрогать? (Нет). Есть ли у нее запах, вкус? (Нет). Что может обидеть вас? Испытывали вы когда-нибудь обиду? (Рассказы детей). Как вы думаете, кто наносит обиду? (Человек, его действия и поступки, его слова).

А вещи, игрушки могут обидеть человека? (Нет). Послушайте и ответьте, что обидело мальчика из стихотворения Виктора Лунина «Кукла».

Мне подарили куклу! Мне! Мальчишке!

Меня обидеть не могли сильней!

Всегда дарили мне машины, книжки,

А тут вдруг – кукла… Что мне делать с ней?

Возить в коляске? Нянчить? Шить ей платья?

Я ж не девчонка, чтобы с ней играть.

Есть интересней у меня занятия:

Ну, например, конструктор собирать,

Иль вездеход водить через ухабы,

Или водить по дому поезда.

- А ты бы, кукла, так играть могла бы? Скажи!

Она глаза прикрыла: - Да!

Мы вместе с ней огромный шар надули,

На воробьев глазели за окном.

Я с ней летал на самолете-стуле

И возводил многоэтажный дом.

Она казалась мне живою.

Я злился, получив ее? Вранье!

Мне кукла стала младшею сестрою.

Я сразу, сразу полюбил ее!

Кукла обидела мальчика? (Нет). Что же обидело? (То, что ему подарили куклу, ведь он мальчик). Значит, его обидела не игрушка, не вещь, а поступок человека, его действие. Как вы думаете, прошла обида у мальчика или нет? (Прошла, как только мальчик начал играть с куклой, он полюбил ее, и она стала для него как младшая сестра). Можно ли увидеть обиду? (Да, на лице человека). Изобразите обиду на своих лицах. Теперь посмотрите друг на друга. Вот вы и улыбнулись. Правильно, потому что обида – состояние кратковременное. Ее можно нарисовать? Например, так! (Педагог показывает эмоцию обиды).

А эта девочка обижена? (Показывает фотографию обиженной девочки).

Как вы думаете, почему она обиделась? (Не дали игрушку, сказали грубое слово, толкнули, что-то пообещали, но не выполнили обещание, не взяли в театр).

Теперь посмотрите на эту картину. (Показывает сюжетную картинку, где два мальчика обижены друг на друга, у одного игрушка в руках, другой, отвернувшись, чуть не плачет). Что здесь случилось? Почему мальчики в ссоре? Могут ли они помириться, забыть обиду? Как? (Попросить прощения, играть вместе). Есть игра, которая поможет и вам примириться, - «Кто кого обидел первым?».

Педагог. Кто кого обидел первым?

1-й ребенок. Он меня!

2-й ребенок. Нет, он меня!

Педагог. Кто кого ударил первым?

1-й ребенок. Он меня!

2-й ребенок. Нет, он меня!

Педагог. Вы ведь раньше так дружили?

1-й ребенок. Я дружил!

2-й ребенок. И я дружил!

Педагог. Что же вы не поделили?

1-й ребенок. Я забыл!

2-й ребенок. И я забыл!

(Дети обнимаются).

Педагог. Обида появляется от несправедливости. С ней трудно, плохо, неприятно жить. Надо постараться забыть о причинах обиды, не таить ее на других, не думать о ней, не давать ей надолго поселиться в душе. Как, например, в стихотворении Э. Мошковской «Обида».

1-й ребенок.

Я шел в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

2-й ребенок.

И в обиде я не видел

Ни цветочка, ни куста…

И в обиде я обидел

И щеночка, и кота…

3-й ребенок.

Я в обиде съел пирог,

И в обиде я прилег

И проспал в ней два часа.

Открываю я глаза…

А она куда-то делась!

Мне искать не захотелось!

Педагог. Что надо сделать, чтобы обида не проснулась в вас? (Забыть о ней, извиниться за свои поступки, сделать что-то приятное, пожать руку, улыбнуться, посмотреть в глаза). И конечно, улыбаться, радоваться, дарить другу добро и хорошее настроение…

Дети под веселую музыку исполняют танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Статья на тему: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».

Тема: «Воспитание добрых чувств у детей младшего дошкольного возраста через разнообразные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитательОрганизация: МБДО...

Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях

Целью педагогического проекта "Национальная культура и воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях" является разработка и апробация модели...

Конспект занятия "Наши умные помощники - органы чувств" (для детей старшего дошкольного возраста)

Цели:1. Сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы назыв...

Проект "Воспитание добрых чувств у детей старшего дошкольного возраста через беседы о человеческом участии и добродетели на основе авторских сказок"

Проект рассчитан на детей подготовительной к школе группы и их родителей. И  направлен на воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, умения сочувствовать и проявлять милосердие....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "День Земли" для детей старшего дошкольного возраста

22 апреля отмечается глобальный праздник – Международный день Матери – Земли. Наша планета – Земля, наш общий уютный дом страдает. Мы должны, понимать какие трудные задачи ...