План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста» в 2022-2023 учебном году
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Комозова Наталья Николаевна

Актуальность

Проводя занятия, общаясь с детьми 1.5 -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребеноксвидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития. Поэтому данная тема была выбрана для работы с детьми.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковую гимнастику. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_plan_po_samoobrazovaniyu_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

План по самообразованию «Пальчиковая гимнастика

как средство развития речи

детей раннего возраста»

Автор-составитель: Комозова Н.Н., воспитатель

Смоленск, 2022-2023 учебный год

Этап работы над темой: 1 года.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

Цель: работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых профессиональных навыков и умений.

Задачи:

Для педагога - повысить профессиональное мастерство, расширить знания о современных тенденциях в развитии мелкой моторики рук;

Включить в воспитательно образовательный процесс пальчиковую гимнастику.

Для детей. -повысить уровень речевой компетентности детей, через пальчиковые игры;

. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

. Улучшить общую двигательную активность;

. Содействовать нормализации речевой функции;

Для родителей - повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и. привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе, осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта речевой активности ребенка;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми (проведение организованной образовательной деятельности, включение пальчиковой гимнастики в режимные моменты);

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

-Рассказывание потешек

-рассматривание книг, иллюстраций.

- Массаж кистей рук.

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

В результате работы над проблемой развития речи детей с помощью пальчиковых игр и упражнений планирую достигнуть следующие результаты:

- вызвать интерес детей к пальчиковой гимнастике;

- увеличить словарный запас детей, чтобы речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- повысить речевую активность детей в различных видах деятельности;

- использование детьми пальчиковых игр в повседневной жизни;

- развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение, речь;

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- дать родителям необходимые знания по теме, проведения пальчиковых игр с детьми дома.

Актуальность

Проводя занятия, общаясь с детьми -2 года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л. П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так : «Пальчиковые игры, как средство развития речи у детей раннего возраста»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития. Поэтому данная тема была выбрана для работы с детьми.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковую гимнастику. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Перспективный план реализации самообразования:

Сентябрь 2022 год.

I этап. Организационно - диагностический

«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста». - Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий. -Выбор и определение темы самообразования ---Планирование работы по теме самообразования. -Определение Этапов, форм и методов исследования выбранной темы. Составление перспективного плана по самообразованию.

Октябрь 2022 год.

II этап Основной. Практический. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

-Чтение потешек, показ сказок при помощи пальчиков.

– Подготовка практического материала.

- Внедрение в практику подготовленного материала.

- Выбор темы доклада.

-Подготовить доклад. Методические пособия. Доклад на педагогическом совете: «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи у детей раннего возраста».

Ноябрь 2022 год.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе.

– создание книжек-малышек «Весёлые пальчики»- выставка для родителей.

«Дидактические игры – как средство развития речи детей раннего возраста».

Декабрь 2022 год.

-Составление картотеки пальчиковой гимнастики, для речевого развития детей.

- Создание картотеки пальчиковых игр с массажными мячиками Составление памяток, буклетов для родителей и педагогов по теме самообразования.

-выставка книжек-малышек «Веселые пальчики» созданные родителями

Январь 2023 год.

-Разработка конспектов ООД с использованием пальчиковой гимнастики». - Изготовление дидактических игр.

«Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности.» Рисуем нетрадиционным способом- пальчиками.

Февраль 2023 год.

-Чтение сказок, потешек, стихотворений, при помощи пальчиков. Оформление папки-передвижки для Родителей «Игры с пальчиками»

Март 2023 год.

- Оформление картотеки пальчиковых игр.

- «Развиваем руку

- развиваем речь».

Памятка для родителей «Игры с прищепками».

Консультация для воспитателей.

Апрель 2023 год.

III этап. Заключительный

- Диагностика уровня развития речи у детей.

- Отметить значимость помощи родителей, поблагодарить активных родителей.

Май 2023 год.

Составление памяток, буклетов, анкет для родителей «Чему научился ваш малыш».

- Составление самоанализа педагогической деятельности.

Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее».


Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

В течение года работала над темой самообразования «Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи у детей раннего возраста».

Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формируя игротеку состоящую из дидактических игр с пальчиками, пальчиковых игр с палочками, со скороговорками, со стихами, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

Внедрила в работу с детьми новые дидактические игры и пособия.

Обновила развивающую среду новыми играми и пособиями.

По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме.

Оформила папку-передвижку «Игры с пальчиками»

Подготовила сообщение «Пальчиковая гимнастик как средство развития речи раннего возраста».

Оформила выставку Книжек-малышек.

Для педагогов подготовила консультацию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего возраста».

ЛИТЕРАТУРА

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду».

Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».

Сайт для воспитателей детских садов.

Всё для детского сада.

Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.»

Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...

План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...

"Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста». на 2022-2023 учебный год

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...