«Юные патриоты»
рабочая программа (подготовительная группа)

Панфилова Яна Юрьевна

Рабочая программа

 по нравственно-патриотическому воспитанию

«Юные патриоты»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_yunye_patrioty_6-7.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

Рабочая программа

 по нравственно-патриотическому воспитанию

«Юные патриоты»

Возрастная группа детей:  6 -7 лет

Год составления программы: 2023

Пояснительная записка

«Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству»

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего родного края и России в целом.

Программа кружка «Юные патриоты» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиление ее нравственно - патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей. Программа нацелена на воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа кружка нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Программа рассчитана на один год обучения детей старшего дошкольного возраста. Настоящая программа учитывает возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, построена на материале близком и знакомом детям, затрагивает актуальные проблемы современности. Она направлена на формирование знаний о родном крае, природе и экологии Курского края и предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Создание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края.

Задачи программы:

Побуждать интерес к историческому прошлому своего народа; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц и памятных мест).

Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

Расширять представления ребят о России, её столице, познакомить с государственной символикой: гимном, гербом, флагом.

Развивать интерес к традициям, промыслам, декоративно-прикладному искусству России и Тамбовской области.

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.

Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранения природы.

Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Формы проведения кружковой работы

 Тематические, комплексные и интегрированные занятия

Беседы

Рассказы педагога

Чтение художественной литературы

Просмотр презентаций и документальных фильмов

Конкурсы

Викторины

КВН

Заочные путешествия

Участие в концертах

Инсценировка сюжетов

Выставка детских работ

Прослушивание литературно-музыкальных композиций

Организация работы с родителями

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своей Родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями.

Организация работы с родителями, стимулирующая повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному городу.

Задачи:

Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям.

Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края.

Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада и города.

Способствовать раскрытию творческих способностей в семье.

Формы работы с родителями:

Познавательные

Мини-собрания;

Консультации;

Досуговые

Совместные досуги, праздники;

Выставки работ родителей и детей.

Перспективно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Цели

Результат

1

Октябрь

Улицы

нашего города

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

Закреплять знание домашнего адреса.

Беседы об улицах нашего города.

Д/и «Игрушку передавай, улицы города называй» Рисование: «Мой дом».

2

Октябрь

Осень в

нашем городе

Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Беседы об осенних приметах в родном городе.

Чтение произведений об осени. Рисование осенних пейзажей.

Дидактические игры: «Когда это бывает», «С какого дерева листок?», «Раз, два, три к дереву беги»

Выставка поделок «Осенние фантазии»

3

Октябрь

История Тамбовского костюма

Знакомить детей с его цветовой гаммой, способами украшения.

Презентация «Костюмы Тамбовского района».

Рассматривание, иллюстраций с изображением предметов одежды.

Рисование костюмов.

4

Октябрь

Народные промыслы

Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера  различные изделия.

Презентация «Русские народные промыслы»

Рисование «Народные промыслы»

5

Ноябрь

День народного единства

Приобщать детей к истории России; закрепить знания русского фольклора (пословицы, поговорки); учить узнавать и называть героев России; воспитывать уважение к людям, прославившим Россию; воспитывать нравственно - патриотические чувства к Родине.

Художественное творчество «Вместе мы едины…»

Чтение стихов Натальи Майданик «День народного единства», «Едины навсегда», «Призывная»

Разучивание песни «Дорогою добра»

6

Ноябрь

Родом из

города Тамбова

Формировать представление детей об истории своей малой Родины; развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.

7

Ноябрь

Наша Родина - Россия

Закрепить и расширить знание детей о государственной и народной символике; воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну. Знакомство с государственной  символикой России.

Презентация «Россия – Родина моя» Чтение Т.Бокова «Необъятная страна», А.Трифонов «Герб», Н.Забила «Наша Родина».

Художественное творчество «Матрёшка»

8

Ноябрь

День Матери

Формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей по отношению к матери; воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье; совершенствовать навыки культуры поведения; развивать творческие способности; побуждать детей и родителей к активному участию.

Беседа «Мамы разные важны»

Чтение произведений о маме

Выставка «Мама – солнышко моё»

Изготовление подарков для мам

9

Ноябрь

Москва – столица нашей Родины

Расширять представление детей о Москве; познакомить с историческим центром Москвы – Кремлем, его внешним и внутренним видом; воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны.

Рассказ воспитателя о Москве. Презентация «Москва – главный город России».

Чтение В. Степанов «Москва», А. Барто «Первый салют в Москве», И. Токмакова «Красная площадь»

Выставка рисунков «Москва златоглавая»

10

Декабрь

Наша Родина - Россия, наш язык – русский.

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание их читать, понимать их глубокий смысл; учить проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичности.

Беседа о русском фольклоре.

Чтение стихотворения С. Баруздина «Слова». Игра – викторина «Русские народные сказки».

Художественное творчество «Моя любимая сказка».

11

Декабрь

Как люди на Руси жили?

Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; дать представления об избе; прививать чувство любви к родной деревне; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелёгкий, но благородный труд; учить детей изображать рубленую избу в рисунке.

Беседа «Как живут в деревне».

Презентация «Русская изба».

Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, литературы о жизни в деревне, красоте русской природы.

Дидактические игры: «В городе, в деревне», «Деревня городу».

Рисование «Русская изба».

12

Декабрь

Зимние Святки

Знакомить детей с праздниками, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение). Прививать любовь к русскому народному фольклору, учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год, Крещение).

Слушание рождественских колядок, новогодних песен.

Проведение русских народных игр.

Выставка «Зимняя сказка».

13

Январь

Дорожная азбука

Познакомить детей с особенностями улицы. Закрепить с детьми виды дорог, познакомиться с её разметкой и продолжить знакомство с дорожными знаками.

Продолжать формировать чувство ответственности за свою жизнь и умение вести себя на улице города.

Беседа «Будь внимателен и осторожен на улицах в зимнее время года» Игра-загадка «Это я, это я, это все мои друзья»

Игра - правила «Нельзя – можно»

Консультация для родителей «Изучаем ПДД вместе с детьми»

14

Январь

Путешествие по родному городу

Закреплять и расширять знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях. Воспитывать чувства любви и гордости за него. Желание беречь окружающую среду.

Составление творческих рассказов с воспитателем и родителями: «За что я люблю свой город»

Советы родителям «Знакомить детей с достопримечательностями родного села, района».

15

Февраль

«Добро и зло - мир и война»

Углубить представления детей о ВОВ; раскрыть сущность полярных понятий «Добро и зло - мир и война», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; формировать основы патриотизма.

Прослушивание музыки: марш «Прощание славянки» .

Тренинг эмоций Просмотр мультфильма «Мальчиш-Кибальчиш» «Отверженные»

Беседа о героях мультфильма и рассказа Книжная выставка «О добре и зле»

Рисование на темы: «Добрый и злой», «Мир и война»

16

Февраль

Великая Отечественная война в изобразительном искусстве

Подвести детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа

Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Вечный огонь»,

Чтение стихотворений Я. Акима «Цветные огоньки», П. Воронько «Лучше нет родного края…»

Сбор материала для выставки «Памятники боевой славы»

Оформление альбома «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

17

Февраль

Твои защитники, Россия

Развивать представление о разных родах войск; закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов; воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к Родине; вызывать чувство патриотизма у дошкольников.

Рассматривание книг, иллюстраций, фотоальбома «Наша Армия». Презентация «Наша Армия»

Изготовление праздничных открыток. Фотогазета «Папа – мой лучший друг»!

Делаем вместе с детьми папку-передвижку «Растим будущего мужчину

18

Февраль

Масленица

Знакомить с традициями русского народа, его фольклором, традициями. Воспитывать любовь к Родине, уважение к традициям. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины»

Русские народные игры «Горелки», «Молчанка», «Перетягивание каната»

Конкурс для родителей «Лучший рецепт блинов»

19

Март

Мама, папа и я – семья

Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.

Дать представление о родословной

Фотовыставка: «Моя семья».

Выставка детских рисунков «Моя самая, самая любимая мама».

20

Март

Мама, папа и я – семья

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Совместный праздник «В эфире телеканал «Группа Фантазеры»

Памятка «Создание благоприятной семейной обстановки»

21

Март

«Герб – флаг – гимн»

Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символического значения и образов в ней;

Слушанье музыкальных произведений: Государственного гимна России, песен О. Газманова «Москва», «Моя Россия» (муз. Струве, сл. Соловьёва), Д. Тухманова «День Победы», «С чего начинается Родина» Игра «Раскрась правильно»

Игра «Сложи герб РФ»

22

Март

Конкурс-викторина. «Герб – флаг – гимн»

воспитывать уважение и гордость к Государственной символике РФ, любовь и гордость за свою Родину.

Игра с родителями «Наша родина –Россия»

23

Апрель

День авиации и космонавтики.

Закрепить и расширить знания детей о космическом пространстве, планетах, входящих в Солнечную систему.

Лепка «Космодром»

24

Апрель

День авиации и космонавтики.

Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек.

Сюжетно-ролевая игра «Мы космонавты» Конкурс семейных работ «Загадочный космос»

25

Апрель

Русские богатыри

Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, Микулой Селяновичем;

Рассказать о русских богатырях;

Аппликация «Русские богатыри».

26

Апрель

Русские богатыри

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.

Просмотр тематического мультфильма о русских богатырях

27

Май

День Победы

Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны; формировать элементарные представления об истории Отечества, закреплять и обогащать знания о видах флагов, их назначении, формировать представления об истории знамен;

Презентация «Детям о войне» Чтение художественной литературы о ВОВ: Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить»;

Песни «Священная война»;

«Бьется в тесной печурке огонь»;

«День Победы»

28

Май

День Победы

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ.

Возложение цветов к Мемориалу Славы Утренник «День Победы»

Ожидаемые результаты

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Тамбова, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного города, области; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему Тамбовской области, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны знать:

Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

Место проживания: город, район; символику района, города, достопримечательности;

Традиции и историю района, города.

Климатические условия, природу родных мест, флору и фауну, природоохранные мероприятия; (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней)

Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что это их малая родина, испытывают чувство гордости за свой город.

Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

Имеют представления об исторических памятниках.

Дети знают культуру, обычаи и традиции родного города.

Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.

Дошкольники знают названия и назначение предметов старинного быта.

Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки.

Дети знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки, пословицы и поговорки и др.

Имеют элементарные представления об охране природы.

Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Используемая литература

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, издательство УЦ «Перспектива», Москва, 2008

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие, - М. АРКТИ, 2007

Зацепина М.Б Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010

Писарева А.Е., Уткина В.В. Живём в «Ладу»: патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – (Растим патриотов России)

Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем юного патриота

Воспитываем юного патриота    Одна из задач патриотического воспитания - это ознакомление дошкольников с родным городом и страной, где мы знакомим детей с историей своего народа, ...

Воспитываем юного патриота

Статья посвещена воспитанию патриотического самосознания у старших дошкольников на основе программы "Мир в твоих руках" Кургановой М.Б., Басмановой Г.О., Докуновой Ю. А, Великжаниной О.Л....

презентация "Юный патриот"

У детей недостаточно сформированы художественно-нравственные и патриотические  ценности: любовь к родине , родным и близким, уважение и гордость за свой народ,...

проект "Юные патриоты"

ВОСПИТАТЕЛЬСКО-ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» I. Характеристика проекта По доминирующей деятельности: творческий, познавательно-игровой, исследовательский.По времени проведения: ...

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно - патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизированны...

Комплекс игр, занятий и упражнений в помощь воспитателям и родителям юного патриота

«Благодаря программе «Мир в твоих руках», направленной на развитие нравственно- патриотического самосознания дошкольников,  мои знания и опыт значительно обогатились не только систематизиро...

Проект "Юные патриоты"

проект по реализации задач нравственно-патриотического воспитания....