Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
проект (старшая группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx652.07 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Составители:

Щербакова В.А., воспитатель

2023г.

Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта:

1) по количеству участников: фронтальный.

2) по содержанию: интегративный.

3) по продолжительности: долгосрочный (2023 - 2024 учебный год)

4) по характеру содержания: ознакомительно-ориентировочный.

Участники проекта:

воспитанники старшей группы «Звездочки» 5- 6 лет, воспитатели, родители (законные представители).

C:\Users\ADMIN\Desktop\фото все\фото дети старшая\110691.jpg       C:\Users\ADMIN\Desktop\фото все\фото дети старшая\120573.jpgC:\Users\ADMIN\Desktop\фото лего\-5206270485204162100_121.jpg            C:\Users\ADMIN\Desktop\фото лего\-5206270485204162115_121.jpg

ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складываю».

Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».

Образовательная робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к обучению. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет ребёнка находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

С помощью Лего-технологий формируются обучающие задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Разбивка заданий по блокам с усложнением задач планируется каждым педагогом самостоятельно с учетом, как начального уровня знаний детей, так и в процессе обучения с учетом усвоения материала.

Основными целями проекта являются:

  • развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей;
  • формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.

Основными задачами являются:

Обучающие:

  • познакомить с разно видовыми комплектами LEGO, комплектом и средой программирования LEGO WeDo 2.0;
  • дать первоначальные знания по робототехнике и Лего-конструированию, программированию робототехнических средств, составлению моделей, схем, таблицы для отображения и анализа данных;

Развивающие:

  • развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
  • развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  • развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

План реализации проекта:

Этап реализации проекта

Сроки реализации

Ответственный

I этап (организационный): разработка и утверждение плана работы, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, анкетирование родителей (законных представителей)

Август-Сентябрь 2023

Воспитатели

Родители (законные представители)

II этап (основной, практический): реализация плана работы через проведение мастер-классов, непосредственно-образовательной деятельности, педагогических мастерских, организацию совместной с родителями (законными представителями) и самостоятельной игровой деятельности детей. Устные и стендовые консультации; брошюры; памятки для родителей (законных представителей) о пользе легоконструирования и робототехники.

Октябрь 2023-Март 2024

Воспитатели

Родители (законные представители)

III этап (итоговый): анализ и обобщение опыта.

Апрель-май 2024 года

Воспитатели

Родители (законные представители)

Ожидаемые результаты:

1.Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству.

2.Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ.

3.Освоение педагогами новых технологий в процессе реализации инновационного проекта.

Методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:

  • Объяснительно-иллюстративный- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
  • Эвристический- метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • Проблемный- постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • Программированный- набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
  • Репродуктивный- воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Частично - поисковый- решение проблемных задач с помощью педагога;
  • Поисковый– самостоятельное решение проблем;
  • Метод проблемного изложения- постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
  • Метод проектов -технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Основная цель использования Лего-технологии и робототехники – это сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Формы организации игр - занятий

  • Активная помощь педагога;
  • Сотрудничество с родителями (законными представителями);
  • Беседа, показ, объяснение;
  • Игра – презентация;
  • Практическое занятие с помощью педагога;
  • Выставка

Продолжительность проекта: проект рассчитан на один год обучения, с учетом возрастных особенностей подготовительной к школе группы.

  • Год обучения (дети 5-6 лет) -26 занятий по 30 минут (один раз в неделю)

Материальные ресурсы-основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов с использованием следующих материалов, и источников:

1. Наборы Лего - конструкторов:

  • LEGO Education. https://neramsc.ru/upload/iblock/d20/zx9nhz0qa6h5pa0bkdjd2dvsxzh9wv23.png

Простые механизмы (9689). (Главная задача конструктора не просто развлечь ребенка, но и в увлекательной игровой форме обучить его базовым принципам инженерного дела, познакомив с технологическими особенностями множества механизмов, с которыми он встречается каждый день)

  • LEGO Education WeDO. Стандартный (9580). (Дети строят Лего-модели, подключают их к ЛЕГО-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ)
  • Робототехнический конструктор (конструктор учит основам конструирования, простым механизмам и соединениям)

2. Планшетный компьютер

3. Программное обеспечение к конструктору LEGO Education WeDO

4. Программа Windows Movie Maker (программа для создания видео)

5. Картотека схем к LEGO Education. Простые механизмы (9689)

6. Картотека схем к LEGO Education WeDO

Формы работы с родителями:

  1. Мастер-класс «Майло - вездеход»
  2. Консультации для родителей
  • «Значение LEGO»
  • «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  1. Просмотр видеороликов на родительских собраниях.
  2. Выставки детских LEGO – моделей.
  3. Выставки домашнего LEGO – конструирования.

Тематическое планирование

Тема занятия,

вид занятия

Содержание занятия

Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу

Беседа и конструирование

Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, строительство по замыслу

Учимся читать схему. Конструируем по схеме.

Мебель.

Беседа и конструирование

Изучение типовых соединений деталей. Конструирование софы, стола и стула.

«Животные».  

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Обсуждение с детьми, какими они представляют себе собаку.  Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом.

«Транспорт. Машина 1».  

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили».  Постройка транспорта, обыгрывание.

«Транспорт. Машина 2».  

Конструирование по схеме

Беседа и конструирование

Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили».  Постройка транспорта, обыгрывание.

«Транспорт. Парусная лодка». Конструирование по схеме

 

Беседа и конструирование

Презентация «Водный  транспорт».  Постройка транспорта, обыгрывание.

Конструирование по замыслу

Беседа и конструирование

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и  в коллективе.

Введение в курс «Образовательная робототехника». Что такое робот?  (Беседа)

Беседа

Просмотр презентации «Роботы вокруг нас» Введение в курс «Образовательная робототехника» История робототехники. 

Роботы в жизни человека

Беседа

Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире.

Знакомство с конструктором. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo.

Беседа

Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности

Способы крепления деталей

Беседа

Правила скрепления деталей. Прочность конструкций. Конструирование по замыслу

Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона

Беседа

Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона

Программирование  и функционирование робота «Волчок – юла»

(Практическое занятие)

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота «Пчела»

(Практическое занятие)

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота «Лягушка»

(Практическое занятие)

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота «Голодный аллигатор»

(Практическое занятие)

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

 Программирование  и функционирование робота «Рычащий лев»

(Практическое занятие)

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота «Майло-вездеход»

(Практическое занятие)

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

 Программирование  и функционирование робота   «Вилочный погрузчик»

 (Практическое занятие)

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота  «Разводной мост»

 (Практическое занятие)

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота  «Башенный кран»

 (Практическое занятие)

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота  «Гонщик»

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота  «Линия финиша»

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота  «Качели»

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Программирование  и функционирование робота  «Карусель»

 

Практическая работа

Установление взаимосвязей.

Этап конструирования

Рефлексия

Развитие                          

Свободное моделирование

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и  в коллективе. Повторение пройденного материала.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  • Сформированность устойчивого интереса к робототехнике, умений работать по предложенным инструкциям;
  • Сформированность  умений творчески подходить к решению задачи;
  • Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
  • Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  • Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

В результате обучения дети могут

знать:

  • основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности)
  • правила безопасной работы;
  • основные компоненты конструкторов LEGO;
  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; 
    основные приемы конструирования роботов;
  • конструктивные особенности различных роботов;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
  • демонстрировать технические возможности роботов;

уметь:

  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету)
  • конструировать по образцу;
  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
  • демонстрировать технические возможности роботов.
  • реализовывать творческий замысел.

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

  • Наблюдение за работой детей на занятиях;
  • Участие детей в проектной деятельности;
  • В выставках творческих работ дошкольников. 

 

Диагностическая карта. Подготовительная группа.

  • Называет детали
  • Строит сложные постройки
  • Строит по образцу
  • Строит по творческому замыслу
  • Строит в команде.
  • Строит по инструкции
  • Использует предметы-заместители
  • Работает над проектами

Заключение

Решение поставленных в проекте задач позволит:

- организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки

- сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:

- реализации одного из приоритетных  направлений образовательной политики;

- обеспечению работы в рамках ФГОС;

- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

- удовлетворённости  родителей в образовательных услугах детского сада;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов в конкурсах различных уровней;

- участию воспитанников Детского сада в фестивалях робототехники.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

 Список литературы:

  1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
  2. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб: Наука, 2010, 195 стр.
  3. Интернет-ресурсы.
  4. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
  5. Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов: учеб.метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
  6. Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов.М.: изд.Сфера,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста.

В своей работе мы проанализировали и подробно описали уровни  развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки из соленого теста начиная с ознакомления с данным нап...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРЫ.

Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лепки».

Доклад                         на тему  «Развитие творческих способностей у дете...

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТАНЦА...

Мастер-класс для педагогов и родителей Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционного, развивающего пособия "Прозрачный мольберт"

Цель:Ознакомление участников мастер-класса с одним из  нетрадиционных средств  развития творческих  способностей у детей дошкольного возраста -  прозрачным мольбертом.Задачи:Способ...