Мастер-класс для педагогов «Хохломская роспись в нетрадиционной технике граттаж»
материал

Иванова Анжелика Викторовна

Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой «граттаж», научить рисовать элементы хохломской росписи;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_xa_hohloma_quot_szhataya.pptx792.86 КБ
Файл master_klass_hohloma.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 городского округа Вичуга. Мастер-класс для педагогов «Хохломская роспись в нетрадиционной технике граттаж » Подготовила воспитатель МБДОУ д /c 16 : Иванова Анжелика Викторовна

Слайд 2

Какие русские народные промыслы художественной росписи вы знаете? Гжель Хохлома Городец Жостово Дымковская игрушка

Слайд 3

Цель мастер-класса: распространение личного педагогического опыта и демонстрация новых творческих приемов по использованию нетрадиционной техники рисования « Гратаж » в хохломской росписи . Задачи: - познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой « граттаж »; - научить рисовать элементы хохломской росписи; - способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса; - содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения.

Слайд 4

Хохломская роспись Хохлома- это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, черных и зеленых тонов. Хохломская роспись - это уникальный русский народный промысел, существующий уже более трехсот лет.

Слайд 5

Элементы росписи В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты : листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом , она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются « кудрины ». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи.

Слайд 6

Элемент хохломской росписи – «Травка» Чаша расписана элементами «Травка»

Слайд 7

Элемент хохломской росписи–травный орнамент « Криуль »

Слайд 8

Элемент хохломской росписи – «Ягодка» и «Листок»

Слайд 9

Граттаж Граттаж- слово французского происхождения, обозначает «царапины» . Граттаж- рисунок-гравюра , где изображение процарапывается на заранее подготовленном фоне острой деревянной палочкой.

Слайд 10

В поисках новых приемов и методов обучения возникла идея представить хохломскую роспись в новом формате, так чтобы детям было интересно и легко ее изучить с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 11

1 Этап. Подготовительный. Закрашиваем восковыми мелками всю поверхность листа полосами, чередуя цвета. Закрашиваем наш цветной восковой слой черной краской. 2 Этап. Основной. Прорисовка хохломского орнамента. 3. Этапы выполнения композиции хохломской росписи в нетрадиционной технике г раттаж .

Слайд 13

Понравился ли вам мастер-класс? Нашли что-то полезное для своей работы?



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Хохломская роспись в технике граттаж»

Подготовила воспитатель: Иванова А.В

Цель мастер-класса - распространение личного педагогического опыта и демонстрация новых творческих приемов по использованию нетрадиционной техники рисования «Гратаж» в хохломской росписи.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой «граттаж»;

- научить рисовать элементы хохломской росписи;

- способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;

- содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения. 

Ход.

 (1слайд)

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь с вами своим опытом использования нетрадиционной техники «Граттаж» в изучении элементов хохломской росписи.

 (2 слайд)

Какие русские народные промыслы художественной росписи вы знаете?

Гжель

 Хохлома

Городец

Жостово

Дымковская игрушка

Молодцы много вы знаете русских народных промыслов художественной росписи.

(3 слайд)

Цель мастер-класса:

распространение личного педагогического опыта и демонстрация новых творческих приемов по использованию нетрадиционной техники рисования «Гратаж» в хохломской росписи.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной техникой «граттаж»;

- научить рисовать элементы хохломской росписи;

- способствовать развитию воображения, фантазии участников мастер-класса;

- содействовать формированию эмоциональных, позитивных чувств, настроения. 

Рисование – деятельность, которая играет большую роль в развитии ребенка, развивает его творческие способности.

В процессе рисования дети выражают своё представление об окружающем мире, развивают фантазию, воображение, закрепляют знание о цвете, форме.

На занятиях «Художественно – эстетическое развитие: рисование» дети развивают умение видеть красивое в произведениях искусства. А знакомство ребенка с живописью, графики, декоративно-прикладного искусством – это значит расширить его кругозор.

В своей образовательной деятельности, а именно в рисовании я с ребятами использую различный материалы: разноцветные мелки, краски (гуашь, акварель), бросовой материал и другое.  

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством:

Опыт работы показывает, что дети в процессе рисования получают море положительных эмоций, а особенно, когда работаешь нетрадиционным способом.

Нетрадиционный способ рисования – это первый шаг к тому, чтобы привить ребенку любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию.

Через нетрадиционную технику «Граттаж» изучаются элементы древнейшего народного промысла, тем самым актуализируется давно забытое искусство. В данном мастер-классе хохломская роспись получает второе дыхание.

(4 слайд)

  • Хохлома- это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, черных и зеленых тонов.
  •  Хохломская роспись - это уникальный русский народный промысел, существующий уже более трехсот лет.

(5 слайд)

  • В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют  растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по  кругу, то извиваются.
  • Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры   называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы.
  • Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так  много в хохломской росписи.

(6слайд)

Элемент хохломской росписи – «Травка»

(7слайд)

Элемент хохломской росписи–травный орнамент «Криуль»

Криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки.

(8 слайд)

Элемент хохломской росписи–травный орнамент «Ягодка» и «Листок»

Отличается от предыдущей техники более крупными «жирными» мазками. Мастера формируют овальные листья, круглые ягоды, стилизуя композиции массивными растительными формами. 

(9 слайд)

Граттаж- слово французского происхождения, обозначает «царапины»

Граттаж- рисунок-гравюра, где изображение процарапывается на заранее подготовленном фоне острой деревянной палочкой.

 (10 слайд)

В поисках новых приемов и методов обучения возникла идея представить хохломскую роспись в новом формате, так чтобы детям было интересно и легко ее изучить с детьми старшего дошкольного возраста.

 (11 слайд)

Этапы

1 Этап. Подготовительный.

Закрашиваем восковыми мелками всю поверхность листа полосами, чередуя цвета. Закрашиваем наш цветной восковой слой черной краской.

2 Этап. Основной.

Прорисовка хохломского орнамента.

(12 слайд)

Практическая часть.

Сейчас приглашаю вас создать композицию из элементов хохломской росписи в нетрадиционной технике рисования «Граттаж». 

Обратите внимание у вас на столах лежат все необходимые материалы для рисования в технике граттаж: за тонированные листы бумаги которые я приготовила заранее, шпажка, карандаш, влажные и сухие салфетки, трафареты вазы.

Прежде чем мы с вами приступим к практической части предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику.

Теперь можем приступить к выполнению нашей композиции.

Возьмите шаблон, наложите его на лист и процарапайте контур шпажкой.

У всех получилось?

Теперь будем рисовать травный хохломской орнамент. Что бы было легче ориентироваться на черном фоне, мягким простым карандашом чуть касаясь фона наметим ведущий стебель - «криуль».

Теперь берем деревянную шпажку и начинаем процарапывать орнамент начиная с намеченного стебля, на концах завитков делаем утолщения- листики. После того, как мы прорисовали криуль, начинаем рисовать листья по всему стеблю, начиная со стыков завитков. На стыках первыми вырисовываем листочки, которые ближе к ведущему стеблю, нижний край листочка параллелен завитку криуля. (Показ на мальберте)

Участники выполняют задание.

У всех получилось? Все справились?

Молодцы у вас очень хорошо получается.

А теперь предлагаю вам не останавливаться на достигнутом результате и дополнить вазу хохломскими узорами по вашему желанию.

- Обратите внимание на слайд, здесь представлены элементы хохломской росписи, которые вы можете использовать в своем рисунке, также в качестве образцов перед вами находятся альбомы, деревянные ложки, картинки, глядя на них вы можете составить свою уникальную композицию.

Проявление самостоятельности и креативности приветствуется, экспериментируйте в толщине линий и в расположении элементов. 

Понравился ли вам мастер-класс?

Нашли что-то полезное для своей работы?

Участники отвечают на вопросы.

- Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционных техник рисования. ...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.Задачи:1. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческу...

Мастер – класс для воспитателей по аппликации «Снежинка» в нетрадиционной технике «Торцевание»

Мастер – класс для воспитателей по аппликации «Снежинка»в нетрадиционной технике «Торцевание»...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Рукавичка для Деда Мороза».

Цель:  развитие  художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционной техники  рисования. Задачи:1. Формировать у...

МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей. Тема: "Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей".

Повышение профессиональной компетентности педагогов в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно - эстетического развития дошкольников....

Мастер класс по художественно – эстетическому развитию на тему «Нетрадиционная техника рисования – рисование солью: «Золотая рыбка».

В данном мероприятии дети знакомятся с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли...

#СИДИМДОМА Мастер- класс по изобразительной деятельности "Хохломская роспись"

Уважаемые родители! Вам предлагается краткая историческая справка возникновения народного промысла Хохлома.Раскраски для совместной детско- родительской деятельности по мотивам хохломской росписи....